Самый лучший пост — терпеть все, что Бог пошлет.
Некоторые из христиан – одни вследствие ревности не по разуму, другие по простоте, третьи по гордости – налагают на себя нередко бремена тяжкие и неудобоносимые и думают этим спастись. Иной, например, возлагает на себя вериги и власяницу, другой, оставляя семью на произвол судьбы, идет путешествовать по святым местам, третий думает, что он спасется только тогда, когда будет класть сотни поклонов в день, а четвертый, наконец, налагает на себя пост не по силам. Этих людей одобрить нельзя. Нельзя потому, что они. очевидно, не усвоили себе той истины, что Господь желает от нас не таких подвигов, какие они несут или желают нести, а некоторых других. Каких же? Один из учеников преподобного Серафима Саровского рассказывает о себе следующее: «Начитавшись, как святые отцы из любви своей ко Господу Богу возлагали на себя вериги и власяницы, и я возгорелся желанием, по примеру их, непременно возложить на себя что-нибудь Господа ради, для умерщвления плоти. Поэтому в течение трех лет со времени моего поступления в монастырь домогался всеми силами приобрести через каких-либо духовных особ желаемые вериги или власяницу.
Получив желаемые вещи, я скоро восхитился тщеславною мыслью, которая неприметно закралась в глубину моего сердца. Я решился, перед тем как возложить их на себя, идти к отцу Серафиму, чтобы получить от него благословение на сей подвиг, полагая, что мои желание и ревность будут и ему приятны. Когда я пришел к его келии и сотворил по обычаю молитву, старец отворил мне дверь и, благословивши меня очень милостиво, посадил на деревянный отрубок, который служил ему вместо стула. Потом, заключив дверь, он сел против меня, тихо улыбаясь. В это самое время я было и хотел испросить его благословение на трудный свой подвиг, но только что открыл рот, как в ту же минуту старец заградил мои уста своею рукою и сам, продолжая улыбаться, так начал говорить мне: «Вот что я скажу тебе: приходят ко мне дивеевские младенцы и просят моего совета и благословения, одни носить вериги, а другие – власяницу; как ты об этом думаешь, по дороге ли их дорога-то? Скажи мне».Я же, как слепец, не понимая тогда, что он говорит это прикровенно обо мне, и не зная кто такие дивеевские младенцы, отвечал ему: «Я не знаю».Тогда он с еще большею улыбкою снова повторил: «Да как же ты этого не понимаешь? Вот я тебе говорю о дивеевских-то младенцах, что они приходят ко мне и просят моего совета и благословения надеть на себя вериги и власяницы; как ты думаешь об этом? » Я вторично отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю, полезно ли им будет это или нет». Но вдруг вспомнил, что ведь я и сам пришел к нему за тем же советом и благословением, и сказал ему: «Батюшка, и я к вам пришел затем, чтобы вы благословили меня носить вериги и власяницу». И при этом рассказал ему все, как я желал и как достал эти вещи. Старец, выслушав меня, опять с прежней улыбкой сказал: «Как же ты не понимаешь, ведь я тебе об этом-то и говорю».Тогда, как будто внезапно, спала слепота моя, и я увидел силу благодати, живущей в нем; тут я понял ясно, зачем он заградил мои уста в начале беседы и о каких веригах и власянице потом говорил мне. Между тем пока я, пораженный духовною мудростью старца, безмолствовал, он вдруг замахнулся на меня правою своею рукою, как бы желая изо всей силы ударить меня, но не ударил, а только прикоснулся к моему уху и сказал: «Вот кто тебя таким образом заушит, – это духовная и самая тяжелая верига». Потом, как бы желая оплевать меня, сказал: «А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза, – вот это духовная и самая спасительная власяница; только надо носить их с благодарением. И знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь.. . Мы с тобою еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и Закону Божию. Что же будет в том, что наденем вериги и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется.
Недовольство своим положением есть недовольство Божьим промыслом
«Радость моя, приобрети дух мирный»- учил Св. Серафим Саровский.
Если ты не счастлив, ропщешь, и думаешь, что постоянно вокруг тебя все делается не так, тогда нет в твоей душе мира, и далек ты от Христа.
В связи с принятием высшим руководством России решения о применении российской боевой авиации против террористов «Исламского государства» в Сирии, приходится слышать ропот недовольства от соотечественников по поводу денег потраченных на Сирию. Люди так охладели в любви, что уже не сочувствуют чужому горю. Но гораздо непонятней этот ропот слышать от верующих, и при том , воцерковленных людей. Читать далее
Покаянием спасемся.
Отрывок из письма святого старца Анатолия Оптинского:
У печки. (рассказ-быль) священник Александр Шантаев
Григорий, человек лет около пятидесяти, с красным обветренным лицом в пятнах веснушек, которыми также были густо покрыты и его плечи, и кисти рук, выглядывавших из потертых рукавов синей, когда-то спортивной кофты, подбросил небольшое еловое поленце в топку печи:
— Чуешь, как тянет? Аж гудит!
Да, я отлично слышал воющий гул где-то в высоком нутре печной конструкции. Неделю назад, в конце ноября, меня рукоположили во священники в кафедральном соборе, а вчера наконец выделили отдельное помещение. До этого я прожил несколько дней в узкой комнатке без окон рядом с кабинетом настоятеля, служившей прежде рабочим местом учетчицы и складом разных ненужных вещей, где имелся диван и плоский обогреватель.
В первые дни я еще не мог толком осознать, как чувствует себя мое тело, тепло ли ему и мягко ли спится? Мне хватало радостного и вместе с тем ужасавшего меня осознания новости, что я теперь — священник, для того, чтобы между службами перекусить в соборной трапезной, выпить чаю после всенощной и прочитать нужное число канонов и молитв перед сном. Потом у кого-то из епархиального начальства созрело решение перевести меня из служебных помещений в отдельный домик, располагавшийся прямо за стенами
Духовное трезвение — путь к радости.
– А сегодня вовсю работает иная фабрика – индустрия радости, индустрия успеха. Рекламные баннеры, с которых широко улыбаются счастливые люди, приглашают на всевозможные тренинги, где обещают научить успеху, процветанию, радости. В чем опасность такого подхода к радости?
– Если в человеке нет какой-то глубины духовной жизни, то ему нужно найти ее во внешнем мире, во внешних проявлениях. В тех обстоятельствах, которые воссоздают или открывают картины, никогда, может быть, не виденные. Но надо понимать, что эта индустрия не дает ничего подлинного.
А лукавство временного в том, что оно может какие-то свои иллюзорные формы выдавать за действительные, и человек неискушенный, но испытывающий духовное томление, скажет: да, вот где истина. Это свойственно детям, подросткам, которые склонны увлекаться. У них еще нет навыка постигать сущность вещей, знать их, они довольствуются поверхностным. А эти образы в сознание пришли и ушли. И ничего от них не осталось.
Давайте не забывать и нашу русскую пословицу: делу – время, потехе – час. Вот я посмотрел что-то, отвлекся, сбросил с себя напряжение – и вновь вперед, как мы говорим сегодня, в бодром ритме современной жизни… Делу – время. Я опять должен за дело браться – полезное, нужное, необходимое. А это и творческая работа, и духовная работа, и много-много всего прекрасного.
Сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12). Эти радости мелькают вокруг тебя, пробиваются к тебе, но ты сердцем прислушайся: затрагивают они какие-то глубины души или только создают некий образ радости. Сосредотачиваться на этом, увлекаться этим, думать, что только это жизнь, не стоит. Это мираж и самообман.
Нам надо руководствоваться пословицей: время – делу. А что осталось – на иное. Но помни: вот отвлекся на что-то, но почувствовал, что это тебе ничего не дало, в следующий раз сократи время на эти увлечения. Читать далее
Асина память
Когда подолгу живешь один в каком-нибудь глухом месте, то поневоле приучаешься определять звуки при первом их появлении, различая их направление и характер. Долгие периоды вынужденного сидения в безлюдном месте, при лесной кладбищенской церкви, рождали чувство хронического ожидания, ожидания вообще: похоронных процессий, бабок к службе, грядущих праздников, каких-то передач и весточек, но конечно, прежде всего, приятных сюрпризов в виде приезда кого-то из близких людей… Теперь уже, сморкаясь в концы своих темных платков (мне как-то ни к чему было обратить на это внимание раньше), старухи наперебой рассказывают, как всё случилось. Обсыхающие лица их куда тяжелее видеть, на них такая ожестевшая привычка к горю, такая стена притерпелости, что чувствовать её гнет страшнее всего. В их передаче отрывочных деталей, порой не имеющих прямого отношения к случившемуся, представить себе картину неожиданной Асиной смерти было почти невозможно. Как позже удалось узнать от ближайших родственников, Ася погибла нечаянно и нелепо. Девочку отправили в соседнюю деревню, к бабушке. Бабушка, как и положено, присматривала за девочкой, то и дело выглядывая, что она делает на улице. Замешкалась бабушка буквально на несколько минут на кухне у плиты, пока Ася играла у клетки для цыплят — нехитрого строения из реек и проволочной сетки в форме маленького домика. Пора для вывода цыплят еще не подошла, и клетка стояла на торце, в бок открытым дном и наверх узким окошком. Асе взбрело на ум забраться наверх и через окошко спуститься вниз. Опускаясь головою вниз, она зацепилась платьицем за края проволочной рамы, перевернулась и оказалась на весу, головою внутри платья. Тех нескольких минут, пока бабушка покричала в окно и, не дождавшись ответа, кинулась искать Асю, хватило, чтобы девочка задохнулась. Уж очень хрупкая была девочка. Публикуется по: Священник Александр Шантаев . Асина память. «Артос-медиа» Москва, 2004 |
Священник Александр ШАНТАЕВ окончил Киевский художественный институт. Рукоположен во священника в 1994 году. Десять лет прослужил на сельских приходах в Ярославской епархии. В настоящее время – настоятель Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле. Писатель, автор книг “Асина память”, “Между небом и Львами”, “Священник. Колдуньи. Смерть” и других.
Почему надо молиться за Президента Владимира Путина?
Нужный человек в нужном месте – это лучшее, что может Господь подарить в тех или иных исторических условиях
Мы не должны раболепствовать перед властью – власти меняются. Когда был Ельцин, мы не должны были проклинать его на каждом шагу, хотя нам было стыдно. Когда был Горбачев, мы не должны были желать ему смерти – а нам тогда тоже было и стыдно, и непонятно, за что всё это нам. Когда высокий трон занимают люди случайные или недостойные высокого трона, мы все смущаемся. Когда же занимает его человек достойный и ведущий себя адекватно, мы должныблагодарить Бога, потому что это период расцвета народа Божиего. Нужный человек в нужном месте – это лучшее, что может Господь подарить человечеству в тех или иных исторических условиях. Господь долго искал Себе царя по сердцу – нашел Давида. Ради Давида Соломон Храм построил, и всё остальное было ради него.
Верховный главнокомандующий – это человек, который стратегически мыслит, который неразделим со своей страной. Это, простите, не Козырев, который на ранчо в Америке сидит и поливает грязью российскую действительность. Он ренегат и беглец, который всю жизнь «сдавал» российские интересы американским хозяевам и на стадии ухода из политики уехал туда, где хозяева ему купили домик. Владимир Владимирович неразделим с Россией, и он без нее больше не мыслится ни нами, ни им самим. Ему некуда бежать. Он никуда бежать и не будет – он с Россией неразделим. Это очень важно: человек, который не мыслит себя вне своей страны.
Как Николай II: он мог уехать в Англию, Германию – он не поехал никуда, он выпил кровавую чашу скорбей, громокипящий кубок со всей страной – в надежде, что его кровь остановит большое кровопролитие. Он не знал будущего, он, может быть, даже ошибся, может быть, ему стоило поднять меч, но он поступил благородно и по-христиански, как ему было предсказано. Он принес себя в жертву, как ему и говорили праведники. Потому что он был неотделим от Родины, которая помазала его на царство.
Владимир Владимирович неотделим от Родины – невозможно придумать себе варианты развития ситуации, когда он будет жить в Таиланде и играть в шахматы или жить в Японии и заниматься дзюдо, жить в Исландии и кататься на яхте, а у нас тут – хоть трава не расти. Нет, это человек, навсегда сросшийся сердцем со своей страной, переживающий о ней, дающий дрозда на всех фронтах тем, кто хочет нас унизить и поработить, обыгрывающий их на дальних подступах многоходовых политических игр со всеми хитрыми и подлыми игроками. А мировая политика – это великая подлость. Подлей Америки трудно найти политическую систему; подлей современной Европы и гаже и ниже ее трудно что-нибудь придумать. Играя с этими подлецами лицом к лицу, здороваясь с ними, потом умывая руки, он играет и обыгрывает их – и молодец! И с ним помазание и благословение Господне.
Поэтому, не влюбляясь в него чрезмерно, зная, что он не Давид, и не сын Давида, и не Соломон, и не Господь, и не царь, помазанный на царство, нужно понимать, что фактически он исполняет функции царя. Фактически, но не избранный всенародным собором, не имеющий в руках скипетр и державу. Он правит самой большой по территории страной в мире, самой важной страной с точки зрения сохранения христианской морали. Он бережно относится ко всем этносам, населяющим эту страну, он любит всех, кто живет в ней: мусульман, евреев, калмыков, бурят, протестантов, католиков, и конечно, православных… Он выполняет функции легитимного, всенародно избранного, любящего свой народ и свою страну правителя, не давая ее на откуп всевозможным шулерам и карточным игрокам, которые готовы на любое преступление ради продления своих властных полномочий над людьми. Это – подарок от Бога. Без сомнения, подарок от Бога.
Имя Владимир тоже, может быть, неслучайно
Имя Владимир тоже, может быть, неслучайно, потому что это имя засияло на заре нашей государственности. Это имя великого князя, который был одним, а стал другим. Да и Владимир Путин тоже был одним, а стал другим – он же очень сильно изменился. Вспомните и сравните вроде бы случайного в политике человека, вышедшего из недр КГБ («Who is mr. Putin?»), – и сегодняшнего президента. Это настоящий стратег и человек большого масштаба. Это капитан большого корабля, и Россия, действительно, демонстрирует большой ресурс для серьезного плавания.
Мы, верующие люди, должны понимать: от наших молитв зависит многое
Мы, верующие люди, должны понимать: от наших молитв зависит многое. «Не бойся сильного грозы – бойся бедного слезы». Любой человек, проливающий слезы и вздыхающий к Богу, разговаривающий с Богом, может менять историю мира. Пять человек, живших в Содоме, могли бы поменять историю этого города. И мы с вами, обеспокоенные судьбой мира и судьбой наших детей и внуков, нашей собственной посмертной участью, нашим завтрашним днем, должны, конечно, благодарить Бога за то, что Россией правит трезвый, сильный, мужественный, умный человек, который ложится спать поздно, потому что много читает, который встает рано, потому что принимает просителей и гостей и докладчиков с самого раннего утра, который занимается спортом, посещает Божий храм, переживает о Церкви и обо всех людях, живущих на территории нашей благословенной страны. Это дар от Господа, и мы должны молиться о нем: «Сохрани, вразуми, помилуй, благослови. На долгие годы сохрани, от бесов и страстей соблюди раба Твоего Владимира, Всемогущий и Всесильный Господи». Ну, и, безусловно, еще так: «Приведи к его престолу людей патриотичных, храбрых, смелых и умных и вон уведи продажных, лживых, работающих на заокеанских хозяев». Может быть, так можно помолиться, может быть, иначе. Но молиться нужно, и наша молитва нужна ему.
Если божественный Павел просил: «Молитесь о нас», потому что он нуждался в молитвах простых христиан, чтобы ширить благовествование, то тем более правители нуждаются в том, чтобы люди молились о них. И здесь многое будет решаться, конечно. История творится перед нами, история совершается сейчас.
Уж где-где, а в России точно грядущее совершается сейчас. Россия – страна, ввязанная в будущность
И Иван Грозный, и Алексей Михайлович, и патриархи наши, и цари, и Петр I, и святой страстотерпец Николай II – скорее всего, великомученик, а не страстотерпец, – и его убитые дети – это всё участники сегодняшнего дня, эта всё творящаяся сегодня история. И уж где-где, а в России точно: грядущее совершается сейчас. Россия – это страна, ввязанная в будущность.
Есть такое стихотворение у Арсения Тарковского: «Я больше мертвецов о смерти знаю, / Я из живого самое живое». И в нем строки:
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времен грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее ввязан, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.
Россия ввязана в будущее, будущее мира без России не совершится. Всё, что будет в мире происходить – гнусного и великого, – будет связано с Россией. Наше падение будет падением мира. Наше восстание будет надежда на восстание нравственных категорий и христианской нравственности в мире и проповеди Евангелия. И, конечно, все будет очень сильно зависеть от главного в ней человека. Поскольку Россия все-таки монархическая структура, это такая пирамидальная вещь с главным человеком наверху. Нам очень важна эта хордовая вещь с главным человеком, и от главного человека будет очень многое зависеть. Сегодня нам Богом подарен очень важный главный человек.
И любой, кто не подлец, и не враг, и не безумец, у кого есть разум и нравственные чувства, говорит: «Слава Тебе, Иисусе! Во времена Минина и Пожарского Ты дал нам Ермогена, во времена ленинского беззакония ты дал нам святителя Тихона. А сегодня дал нам этого человека, Владимира, который, как раб Твой, ответит Тебе за все, – мы в этом не сомневаемся». И мы будем за все отвечать, каждая овечка будет за свой хвостик повешена. Мы и святым его не делаем, не освящаем его прежде смерти. Ни в коем случае! Мы не иллюзионисты, не фантазеры, мы трезвые, серьезные люди. Но мы благодарим Бога за дар всей стране и всему миру в лице раба Божиего Владимира, о котором искренне молимся: «Сохрани его, Владыка мира, приведи к нему нужных помощников, а лживых и паршивых вон прогони. И продли его годы, чтобы он стоял на своем месте, ведя наш корабль туда, куда он, к счастью, идет сейчас правильно. Аминь».
11 марта 2016 г.
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий награжден Орденом Дружбы
Награду вручил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля.
Среди награждённых – представители отечественной науки, ракетно-космической отрасли, общественные и религиозные деятели, рабочие, учителя, артисты, журналисты.
Наградами отмечены, в частности, командир и второй пилот самолёта «Оренбургских авиалиний», которые своими действиями предотвратили крушение лайнера в Доминиканской Республике, а также сотрудник российской полиции и гражданин Киргизии, спасшие женщину в московском метро. Читать далее
1 марта во 2-м классе С-Сарматской школы прошел урок, посвященный Дню Православной книги.
1 марта в С-Сарматской школе с. А- Мелентьево, директор воскресной школы прихода Святой Марии Магдалины Л. Бандурина провела урок, посвященный Дню Православной книги, который в этом году уже седьмой раз отмечается в нашей стране православными 15 марта.
В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатную мануфактуру, которую возглавил дьякон Иван Федоров. Появление книгопечатания на Руси принято связывать с первой печатной книгой «Апостол», которая увидела свет 14 марта 1564 года.
В праздник ,посвященный книгопечатанию на Руси, дети узнали о мировой и отечественной истории книгопечатания из презентации , составленной учителем воскресной школы. Дети познакомились также и с красивыми буквицами, которые украшали начало книги или главы.Разукрасили раскраски с буквицами. Учитель прочитала письма детей из воскресной школы, Кудряшовой Анастасии, Кудряшовой Анжелы, Бандуриной Ксении, Богуславского Роберта, которые рассказали о прочитанных и понравившихся им православных книгах. Учитель познакомила детей с книгами, подаренными приходом школьной библиотеке. Дети узнали, о ценности книг , раскрывающих смысл Божьего Откровения и научающих жить счастливо, в соответствии с Законом Божьим. Учитель призвала детей читать жития святых, в честь которых названы, Евангелие для детей, Священную историю для детей, историю христианских праздников и другую поучительную литературу. Дети сразу отправились в библиотеку за книгами.
28 февраля в воскресной школе Магдалинеского храма с. А-Мелентьево прошел I урок, посвященный 1000-летию русского присутствия на Афоне.
Невозможно недооценить культурно-историческую значимость для России Святой Горы Афон и присутствия там русских иноков.
Монашество на Русь пришло именно с Афона.
Церковное предание сообщает, что христианство на Афоне проповедала Сама Матерь Божия, взявшая это место под свое покровительство.
Точное время появления на Афоне первых монахов нам неизвестно. Но есть основания полагать, что в афонских лесах от гонений скрывались уже первые христиане.
Существует сказание о том, как в 422 году дочь императора Феодосия Великого, намеревавшаяся войти в монастырь Ватопед, была остановлена голосом, исходившим от иконы Божией Матери; именно с этого времени существует запрет на посещение Афона женщинами.
В VII веке завоевание Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило монахов покинуть эти земли. Многие из них оказались на Афоне. Туда же притекали и иноки, преследуемые императорами-иконоборцами.
С IX века Афон становится одним из ведущих монастырских центров Востока. Так что насельники Святой Горы принимают самое активное участие в работе Седьмого Вселенского Собора
Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но указ императора Василия I, изданный в 883 году, письменно утвердил Афон как место исключительного проживания монахов.
На Афоне 20 монастырей, множество святынь, но главное богатство Афона – святые подвижники и их молитвы за весь мир.
28 февраля в воскресной школе нашего храма прошел I урок, посвященный Святой горе Афон и 1000-летию русского присутствия на ней.
Свежие комментарии