Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Календарь

Архив за месяц: Ноябрь 2018

В этом выпуске «Дон Православный» о 23 -м православном образовательном форуме им. св. Димитрия Ростовского, о том как молодежь и работники полиции молятся Богу и общаются с владыкой Меркурием, о музее икон, реставрации Собора и будущем его освящением Патриархом Кириллом.

Члены военно-патриотического клуба «Преображение» Магдалининского храма с. А-Мелентьево стали призерами чемпионата и первенства Таганрога по боксу, завершившегося 5 ноября.

С 2 по 5 ноября 2018 года  во Дворце спорта «Красный Котельщик» г. Таганрога проходил чемпионат и первенство Таганрога по боксу. В спортивном мероприятии приняли участие более 100 участников, это как таганрожцы так и спортсмены из Ростова –на- Дону. Неклиновский р-н был представлен клубом «Атаман» с. Красный Десант и военно-патриотическим клубом «Преображение» с. Андреево-Мелентьево. 5 ноября прошли финальные бои.

Пономарь храма св. Марии Магдалины Лев Атян тренирует ребят из А- Мелентьево и окрестных сел в местном клубе, занимаясь с ними боксом и борьбой, ребята вошли в состав военно-патриотического клуба «Преображение» при храме Святой Марии Магдалины, самые активные ходят по воскресным дням в храм и участвуют в Таинстве Причащения.

Семь ребят вместе с тренером отправились в Таганрог на соревнования , и привезли с собой три I-х места (Магомедов Тимур, Улитин Роман, Усанчиков Михаил) , одно II-е (Ковтун Алексей)   и три III-х (Атабеков Тимур, Магомедов Шамиль, Новиков Виктор ).

     На торжественном закрытии победители и финалисты были награждены кубками, медалями и дипломами соответствующих степеней.

О НОВОМУЧЕНИКЕ ПРОТОИЕРЕЕ КОНСТАНТИНЕ ПОДГОРСКОМ.

7 ноября 1918 года жители села Большое Игнатово в Мордовии вместо демонстрации пошли в храм. А 8 ноября , в праздник Димитрия Солунского, когда шла Литургия, в храм ворвались два делегата из района, сорвали облачение с батюшки, долго били его, потом запрягли в телегу и ездили по селу. В конце, ослабевшего его, за волосы затащили на высокое крыльцо храма и на дверях распяли. 
http://www.sudogda.ru/memory/mr07_000.htm
Кара Божья не заставила себя долго ждать: оба делегата погибли, провалившись под лед вместе с телегой. Отца Константина похоронили на пустыре. Через 80 лет, когда открыли могилу, пошло благоухание и мощи были в полной сохранности. Вскоре по молитвам к новомученику начались исцеления.

https://www.pravda.ru/districts/volga/18-10-2001/861499-0/

 
Поволжье, разные народы, разный говор: и мордва, и чуваши, и русские, и как горох по полю рассеянные повсюду татарские села. Но все мы один дом — все под покровом Пречистой, везде благодать Божия и особо она там, где вера в Бога и верность Ему до конца…
   Тихое-тихое и светлое, но уже не так по-летнему сияющее августовское утро. Широкие, привольные просторы мордовской лесостепи. А среди полей, среди нив и перелесков Ц село, в котором храм деревянный, в который вхожу и слушаю пение Литургии — наше славянское, но напевом необычное, похожее на мордовские народные песни, но такое прекрасное, что даже искушенному покажется дивом… И поют его три пожилые женщины, но так задушевно, так чисто. А внутри храма тихо — только чуть слышно переговариваются мягко, по-мордовски местные прихожанки- старушки у свечного ящика…
   Большое Игнатово, храм Архангела Михаила. Что привело меня в эту глубинку, на стыке Мордовии, Чувашии и Горьковской области, где как кажется и не ощущается шум и нервный бег ХХI века, где, как кажется, живешь в другое время, где на все большое село (райцентр все-таки) всего одно двухэтажное здание, а остальные одноэтажные, простые, деревенские…
   В этом удаленном от больших городов месте происходили и происходят удивительнейшие события, которые привлекают к себе в настоящее время массу паломников из соседних поволжских областей. Почему же многие так стремятся попасть в это село, в эту небольшую деревянную церковь?
священник Константин Подгорский с семьей   Мощи новомученика. В начале ХХ века жил в соседнем селе Киржеманы и проходил пастырское служение протоиерей о. Константин Подгорский. Был он ревностным пастырем и благотворителем — обладая земельными угодьями, доходами от них пользовал не свое семейство, (а у него было 10 душ детей), а строил на эти деньги школы в соседних селах, где сам обучал деревенских ребятишек грамоте. Этим же занималась и его матушка, и еще они с матушкой возглавляли общество трезвости. И уважали и о. Константина и матушку местные жители и любили, и дошло да нас, что батюшка этот обладал особым даром видеть тайные грехи человека и, открывая их ему, искусно приводить к покаянию…
   Пришла в Поволжье революция. Прямой и честный о. Константин остался таким и при новых властях. И когда дошли страшные известия о гибели царской семьи, «не взирая на лица», стал служить по убиенным панихиды. «Товарищи» его быстро приметили — такой человек явно мешал тем, кто хотел «церкви и тюрьма сравнять с землей» (насчет тюрем все вышло, как известно, наоборот). Последней каплей, переполнившей чашу терпения представителей новой власти, стала Литургия, которую о. Константин отслужил 7 ноября 1918 года — в тот день, когда приехавшие в Киржеманы из города для проведения продразверстки революционеры («делегаты», как их потом прозвали в деревне) пытались организовать праздничный митинг в честь годовщины Октября. Но как-то не вызывала ожидаемого энтузиазма годовщина новой власти у местных жителей. «Делегаты», проводившие продразверстку, приехали за зерном и выгребали все — в том числе и у тех, чьи сыновья сражались в Красной армии.
   В основном народ на митинг не пошел, а пошел в Храм — праздновали великомученику Димитрию Солунскому, и еще в этот день в селе по заведенной старинной благочестивой традиции делились зерном с теми, у кого был неурожай. Делились добровольно — кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (2Кор. 8,15).
   На следующий день воинствующие пролетарии ворвались в храм прямо во время службы и, сорвав с о. Константина облачения, вытащили в исподнем на улицу и стали жестоко избивать, били несколько часов, как рассказывали потом своим детям и внукам киржеманские старожилы. О. Константин, обладая изрядной физической силой, мог бы, наверное, оказав сопротивление, если не спасти свою жизнь, то, по крайней мере, избавить себя от ужасных страданий, но он решил претерпеть все до конца… Потом после побоев запрягли священника в бричку и ездили по всему селу — обезумевшие от страха жители заперлись в своих домах и не смели высунуться на улицу. Когда страдалец был уже не в силах везти бричку, надели на шею хомут и водили по деревне, не переставая избивать кнутом и чем попало. (На теле о. Константина следы побоев — проломленная голова, отбитый палец, следы ударов кнута…). Под конец уже ослабевшего священника за волосы затащили на высокое церковное крыльцо и распяли на дверях храма…    На следующее утро церковный староста со сторожем сняли мертвое тело о. Константина и, надев на него священнические облачения, положили в сосновый гроб, куда вместе с Евангелием были положены и гвозди, которыми был прибит о. Константин. Хоронить священника на кладбище «делегаты» не разрешили — о. Константин был похоронен на пустыре. Божия кара не заставила себя долго ждать — на обратной дороге в город оба «делегата» погибли, провалившись под лед вместе с телегой, на которой ехали…
   Эта ужасающая история со временем почти затерялась в памяти людской — одни из бывших ее свидетелей боялись и заикнуться о всем происшедшем, но другие все-таки передавали своим детям и внукам историю про распятого страдальца и показывали место его погребения, на котором, как утверждали местные жители, в советские годы произошло несколько исцелений. На месте погребения люди ставили, как положено, православные кресты, но всякий раз власти их убирали. И, в конце концов, место погребения затерялось.
   О. Александр Никитин, настоятель храма Михаила Архангела, в Большом Игнатове, расположенном в нескольких километрах от Киржеман, еще с 1992 года хотел найти место погребения о. Константина, о страданиях которого поведали ему местные жители. Но найти это место удалось только в 2001 году, когда племянница одной из духовных дочерей о. Константина указала примерное место расположения могилы.
   Несмотря на то, что место захоронения о. Константина было известно только приблизительно, утром 13 июня о. Александр вместе еще с несколькими местными жителями решили осуществить перезахоронение останков мученика. Как это ни удивительно, когда, отслужив панихиду, и стали копать, то попали сразу на могилу и стали свидетелями необычайного… «Смущение души произошло, был переполох внутри меня» — так описывал впоследствии свои чувства о. Александр, и было от чего. Едва сняли дерн с поверхности земли, как все присутствовавшие сразу стали чувствовать удивительное благоухание. На глубине около двух метров нашли гроб, весь целый, а под ним сено — тоже целое. (Местный обычая — сыпать в могилу траву или сено и потом сверху ставить гроб). Когда открыли гроб, то увидели в нем тело священника, одетого в не истлевшие облачения желтого цвета и Евангелие, в котором лежала закладка, и которое можно было листать и читать. Само тело, от которого и шло удивительное благоухание, было также нетленным — светлого цвета, на теле следы ужасных побоев, на руках — язвы от гвоздей. В гробе — четыре больших кованых гвоздя, которыми, по-видимому, и был прибит о. Константин. Тело было на столько сохранным, что судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при поднятии тела, смог даже определить причину смерти (через 83 года!) — кровопотеря. Когда мощи были подняты на поверхность земли, то в могиле, на том месте, где лежал гроб, сразу забили несколько ключей чистой воды.
мощи священника Константина Подгорского   Тело, поднятое на землю, продолжало благоухать и, несмотря на все опасения, нисколько не подвергалось тлению в течение значительного времени, только стало быстро темнеть и вскоре стало темно-коричневого цвета, как часто бывает у святых мощей. Вскоре, по архиерейскому благословению тело о. Константина было перезахоронено в алтаре храма Михаила Архангела в Большом Игнатове. (В Киржеманах был большой деревянный храм, но он был полностью разрушен в 70-х годах, остатки разобраны на дрова, впрочем, благочестивые жители Киржеман хранят по сей день фрагменты дверей, на которых был распят мученик). Перебитый палец, отделившийся при поднятии тела о. Константина, было разрешено сохранить отдельно. Он так и остался на поверхности и был помещен в специальный ковчежец, который бережно хранится в алтаре храма архистратига Божия Михаила в селе Игнатово.
   О. Александр вынес специально для меня палец из алтаря. Увидев его, я упал на колени… «Ну что вы, он же еще не прославлен » — услыхал я от о. Александра. Такова неумолимая истина церковной дисциплины — не прославлен — значит еще не святые мощи, не прославлен — значит, служатся только панихиды. Но я все-таки поклонился и облобызал эту святыню, почувствовав губами, что палец мягкий, как у живого, и обоняв дивной благоухание, исходившее от него. (По словам о. Александра, ни сила, ни характер самого запаха не изменились со дня поднятия мощей).
   Но все эти потрясающие душу факты еще не исчерпывают всего удивительного и славного, связанного с о. Константином Подгорским. После поднятия мощей начались исцеления. И среди них от таких болезней, при которых медицина бессильна: детский церебральный паралич, эпилепсия, онкологические…. О. Александр рассказал о том, что произошло на глазах у всех — как к гробу с мощами привезли ребенка, страдавшего детским церебральным параличом, подкатили инвалидную коляску к гробу с тем, чтобы ребенок облобызал мощи. После этого откатили — а ребенок встал на ноги и уже сам подошел к гробу, чтобы второй раз поцеловать тело… И две певчие, пение которых так прекрасно звучало в храме, тоже, как оказалось, из числа приговоренных уже к операциям и получивших туне исцеления…
   Тело священномученика скрыто под землей, но люди приезжают, заказывают простую панихиду, уезжают, а потом присылают благодарственные письма о. Александру, письма, в которых сообщения об исцелениях. О. Александр — человек аккуратный. «Истина не нуждается в преукрашении, она сама говорит за себя» — вот его мысль. У всех тех, кто получает исцеления по молитве у мощей новомученика, он просит присылать ему медицинские справки, которые свидетельствовали бы с достоверностью о том, что человек действительно чудесно исцелился.
   «Сколько же таких справок получили вы, о. Александр, за эти 3 года?» -спросил я у него ( а сам думаю про себя — ну наверное назовет несколько десятков). «Да, вчера как раз считали с о. Андреем — 1024, а без свидетельств — целая груда писем, но там в основном письма исцеленных от беснования, о них справок не дают». Истина говорит сама за себя.
священник Александр Никитин село Игнатово   Единственной причиной задержки с канонизацией о. Константина является отсутствие документов, свидетельствующих о том, что он был действительно репрессирован в 1918 году. Сведения о трагедии, произошедшей 8 ноября 1918 года в Киржеманах, имеют своим источником только устные предания местных жителей. Время было такое, что до скрупулезной системы слежки и контроля НКВД-МГБ было еще далеко, и все решалось «по обстановке», «без суда и следствия», по принципу: «Тише ораторы! Ваше слово, товарищ маузер!» — точнее поэта (В. Маяковского) тут не скажешь. Но о. Александр спокоен: «Преподобный Серафим Саровский сколько лет не был прославлен? Когда Господу будет угодно, все устроится».
   Истина говорит сама за себя… Если мы вспомним жития древних мучеников, то в изобилии найдем случаи нетления их останков и великое множество поразительнейших чудес, связанных с их св. мощами. Что же касается российских новомучеников ХХ века — то нетление останков крайне редко (св. мощи преподобномученицы Елизаветы — одно из малочисленных исключений), о множестве таких поразительных чудес от их святых мощей, как от мощей мучеников первых веков тоже не слышно. И, может быть, у кого-то в голове уже змеится помысел: «А те ли это мученики?» Но события в Кижеманах и Игнатове расставляют все точки над «и» и самым придирчивым скептикам остается только согласиться.
   Да, живем мы в ХХI веке, но и в нем, как оказывается, происходят события, подобные тем, которые происходили в первые века христианства. Когда я покинул Игнатово, пришла мне в голову мысль о том, есть ли еще сейчас где-нибудь на Земле подобное место — не знаю…

Николай Колчуринский, август 2004 г.

КАК ВЫМОЛИТЬ СРОДНИКОВ ИЗ АДА.

На данном изображении может находиться: люди стоятПосле смерти моей бабушки она стала снится родственникам в очень плачевном виде, прося помощи и поддержки. Мы самоорганизовались и стали в течении сорока дней одновременно, каждый у себя дома молиться о ее упокоении. Прошло время, и она приснилась своей дочери. На вопрос о том, «как она там» бабушка ответила «Сначала было очень плохо, темно, холодно, страшно, млосно (было в ее лексиконе такое слово при жизни) а теперь очень хорошо». 
Мы не подвижники, не святые, и не весть какие молитвенники. Мы простые и грешные люди, без малейшего намека на что то особенное. И молились мы так же просто, читали молитвы из молитвослова, я служил литию — все как обычно. Но, как бы сегодня сказали некоторые, «это работает». И это важно знать всем нам! Бог слышит даже нас — простых, грешных, несовершенных, людей очень далеких от истинной святости. И не только слышит, но и принимает наши молитвы, милует, прощает. Конечно, таких рассказов можно сегодня прочитать сотни, но одно дело чтение, а другое — собственный опыт. 
Если бы мы знали и понимали насколько важны для усопших наши молитвы, мы бы не вспоминали о них только в поминальные дни. Каждый день мы кормим себя и своих детей для того что бы жить. Не помолиться о сродниках, это вся равно что не дать им поесть, оставить голодными. 
В жизни старца Харалампий Дионисиатского, ученика старца Иосифа Исихаста был такой случай. Как то один брат из монастыря стал мучим помыслами сомнения. Он думал, «вот мы здесь целыми ночами молимся, служим, постимся, и прочь. Это конечно для нас хорошо, но кому от этого еще какая польза»? С этими мыслям он отправился спать. А на следующий день брат пошел к старцу Харалампию что бы исповедовать эти помыслы, но старец его упредил своим рассказом. 
В сильном волнении отец Харалампий начал говорить что Бог ему сегодня дал страшное видение. «Когда я стоял на молитве» — говорит старец — то в какое-то мгновение мне показали что я нахожусь в огромной трапезной. Какие — то двери, более похожие на церковные врата, находились прямо передо мной. В трапезной собралось огромное количество народа. Люди терпеливо стояли и как бы ждали своей очереди что бы подойти ко мне. Сам я был похож на главного хлебодара, вы тоже были возле меня, резали какие-то большие хлеба, похожие на просфоры, и подавали их мне. Собравшиеся в трапезной были выстроены в две очереди. В одной из них находились умершие, в другой живые. Каждому из подходивших я давал по куску хлеба на благословение. Радостные они отходили в сторону. Я заметил что там были все, кто записан в нашем синодике». Монах понял что это видение было ему дано через старца. Когда же он исповедовал те сомнения, которые его обуревали, старец рассказал ему также историю своего духовного учителя, старца Иосифа Исихаста. 
В миру у отца Иосифа была двоюродная сестра. Жизнь у нее в духовном плане сложилась не очень удачно, но старец ее любил. Умерла она плохо. Гримасничала, кривлялась, говорила очень плохие слова. В таком ужасном состоянии она и умерла. Старец плакал о ней. «Я думал — говорит отец Харалампий — что он жалеет о ее смерти. Но старец зная мои мысли сказал, «Я плачу не потому что она умерла, а потому что она пошла в ад на муки». Тем не менее старец наложил на себя строгий пост и стал молиться за нее по четкам. И однажды отец Харалампий увидел как старец Иосиф буквально светится от радости. «Что случилось, Геронда (Отец)»? «Сейчас расскажу дитя мое, — отвечает старец — все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке, и сегодня сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел свою сестру живой. С великой радостью она сообщила мне, что сегодня день ее избавления. «Я освобождаюсь от мучений и иду в рай», сказал она. Но и это не все. Тут же возник передо мной блаженный папа Георгий. Это отец святой жизни, у которого было сильное желание вызволять грешников из ада. Ежедневно он совершал литургию и поминал тысячи имен. Также он часто ходил на кладбища и служил по почившим литии и панихиды.

Вот свидетельство старца Ефрема Катунакского. Он горячо молился о своей двоюродной сестре Анне, которая в земной жизни связалась с магией. Отец Ефрем вопиял: «Иисусе Христе, ради Крови, которую ты пролил на Кресте, помилуй эту душу». Но сам Господь остановил его. «За такое дерзновение, — вспоминал Старец, — я схлопотал хорошую оплеуху, целиком предназначенную мне. Бог все терпит, — но от магии — держись как можно дальше!.. Нечто подобное попробовал еще раз, опят навлек на себя гнев Божий, но опомнился, успев испросить прощения, и избежать наказания. Страх и ужас все это». 
А вот выдержки из его же письма духовному брату Харалампию. «В этом письме хочу написать тебе некоторые подробности за нашего покойного Нонда. Впервые в жизни я так молится за эту душу, как позавчера накануне Вознесения. Всеми силами души плакал, рыдал, вопиял к Богу за него. Но самое главное и важное не это, а то, что я понимал, что меня услышал Бог. Как будто бы Бог мне говори; «Говори и Я тебя слушаю». А раньше? Совершенно не мог молиться о нем. Что он натворил? Не ведаю. Но было так, как будто я видел затворенную на засов железную дверь и когда хотел открыть ее, то встретил Бога гневающегося, рассерженного, готового дать мне заушение. Я сразу же отступил и сказал: «Прости, согрешил, ошибся, прошу прощения». Как — то я получил такое заушение, когда молился за Анну, и после того опыта я уже не мог молиться за Нонда»…
Но это конечно же исключения из общего правила. Старцы Ефрем и Харалампий ежедневно служа литургию на проскомидии поминали сотни имен, и наставляли так делать своих учеников ставя им в пример отца Николая Планиса (1851-1932 г.) прославленного Элладской Церковью в 1992 году. Вся жизнь этого простого малообразованного священника была одной непрестанной литургией. Многократно старцы учили своих учеников о необходимости и важности проскомидийного и литургического поминовения христиан, и отводили этому немалую часть службы. Приходя на литургию намного раньше эти старцы иногда часами вынимали частички просфор за здравие и за упокоение. Синодики их были списаны тысячами имен. 
Конечно же хорошо было бы прожить жизнь так, что бы уже не беспокоиться по поводу того будут за тебя потом молиться или нет. Что бы участь души была и без того благодатной и светлой. Но, к сожалению, так прожить жизнь получается далеко не у каждого. Поэтому будучи связаны с нашими усопшими предками коммуникациями любви и памяти мы обязаны делать все от нас зависящее что бы дать им пищу молитвы и предстательства за них перед Богом.

 

Пока есть Россия, будет и вера христианская. Если не будет России, то и жизни на Земле не будет.

«многие хотят зла России, потому что боятся ее силы, которая заключена в нашей православной вере, и всякими путями действуют против России и Православия, но в России они получают настоящий отпор, несмотря на все свои ухищрения.»

Гальцев многим известен как популярный комический актер, художественный руководитель Театра эстрады имени Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге. А вот что этот заслуженный артист России помогает в строительстве и восстановлении храмов в Курганской, Псковской, Ленинградской областях, да и сам он человек верующий, знают далеко не все. О том, кто передал ему веру, какие встречи изменили его жизнь и что он из них вынес – монолог Юрия Гальцева.

Символ веры

Начну с маленькой истории. Тогда я еще учился в школе. Мой отец, Николай Афанасьевич Гальцев, в то время был заместителем начальника строительного треста. Заслуженный человек. Помню, к столетию Ленина он получил памятную медаль за то, что участвовал в строительстве ста крупнопанельных домов. Но я не об этом. Однажды летом, где-то на Урале, мы с отцом ловили рыбу на большом озере. Он расставил сети. Я еще совсем ребенком тогда был, начальная школа, так что скорее мешал, чем помогал. И вдруг, как в сказке, – вижу, по тропинке идут два старика. Один совсем седой, с косматой бородой; второй не столь приметный. Как положено в сказке, спрашивают, можно ли присесть возле нас и передохнуть после долгого пути. Отец сразу пригласил к костру, угостил ухой. Разговорились. Деды спросили батю, откуда тот родом, он рассказал про свою деревню Ключики Куртамышского района Курганской области. Старцы оказались практически земляками, из какой-то соседней деревни, уж не помню, из какой. Разговор стал еще теплее.

– Не коммунист ли ты, часом? – спросил один из старцев батю.

– Есть такое дело… – отвечал отец. – А куда деваться? Должность руководящая. Как ныне беспартийному по служебной лестнице подняться?

– Да-а… – протянули почти хором старцы, – пропала Россия. Забыла ныне молодежь Бога. А матушка-то твоя жива еще?

– Матушка жива.

– А в Бога верует?

– В Бога верует.

– А отец жив?

– Отец, Афанасий Зиновьевич, помер давно. Он тоже в Бога веровал. Даже поставлял всяческую церковную утварь… Его расстреляли в 47-м году…

– Ты-то сейчас, поди, в церковь не ходишь, не молишься. И сына не приучаешь.

– Чего это?! Хожу иногда. И Юру с собой беру.

– Ну уж молитовки-то точно ни одной не знаешь! – напирали старцы.

– Очень даже знаю. Какую вам сказать?

– Ну, вот Символ веры – знаешь?

– Знаю.

– Да ладно!

– Могу даже спеть…

И не дожидаясь ответа старцев, спел Символ веры. Громко, без запиночки. Старички переглянулись:

– Удивил ты нас, Николай. Может, ты еще и молитву Ефрема Сирина знаешь?

Батя тут же наизусть им и эту молитву прочитал. Потом запел 50-й псалом, старцы стали было подпевать, но постоянно сбивались. Путали слова.

Уже не помню, чем та встреча закончилась, но очень хорошо помню свои ощущения. С одной стороны, – гордость за отца: мол, показал себя таким седовласым мудрецам; а с другой – я понял, точнее, ощутил, что стал отныне серьезнее относиться к Церкви и ко всему, что там происходит.

Эту историю я рассказал, чтобы было понятно: вера передана мне отцом, храм я посещаю с раннего детства. Сразу хочу отметить – очень важно религиозное воспитание именно в семье. Не надо заставлять молиться, насильно водить в храм. Просто показывайте детям достойный пример. Они сами возьмут у вас все лучшее. Впрочем, как и наоборот. Будете безобразничать на глазах у детей – потом не удивляйтесь.

Знание и осознание

Как-то отец сказал мне: «Если бы был жив твой дед, Афанасий Зиновьевич, я пошел бы учиться в духовную семинарию». Я очень хорошо запомнил эти слова. Сейчас понимаю, что мне очень не хватает знаний. Столько духовных богатств накопила наша Православная Церковь, какие великие святые в ней выросли… Мощь! Вся наша культура из Православия вышла! Хотелось бы, конечно, больше знать о вере, о Церкви, но… Такой ритм жизни у меня сейчас, что восполнить пробелы в знаниях не получается. Хотя и стараюсь. При любой возможности читаю, смотрю, слушаю; бывая на гастролях, обязательно посещаю храмы, молюсь, узнаю о местных святынях.

Когда Вологодская митрополия проводила в Петербурге презентацию изданной Кирилло-Белозерским монастырем книги о преподобном Мартиниане, я с таким удовольствием посетил это мероприятие! Познакомился с наместником древней обители игуменом Игнатием, послушал лекцию о преподобном, купил книги и себе, и друзьям. И уже начал читать. Очень хочу посетить Вологодскую область, объехать все монастыри Северной Фиваиды, увидеть фрески Дионисия, поклониться мощам преподобных Кирилла, Мартиниана, Димитрия…

Я очень рад, что жизнь предоставляет мне такие возможности. Относительно недавно я оказался в Псково-Печерском монастыре, там узнал о жизни отца Иоанна (Крестьянкина) и был поражен! Отец Иоанн стал для меня настоящим открытием – столько мучений перенес, столько его били, унижали, а он сохранил любовь. Любовь ко всем людям. Для меня это самый большой человеческий, христианский подвиг.

Расскажу еще одну совсем небольшую историю. Лет пять назад познакомили меня с одной игуменьей, не буду называть ее имени. Она не смотрит телевизор, не знает, что я артист. Мы с ней довольно долго разговаривали, я рассказал о себе. А когда прощались, я по привычке поцеловал ее в щеку.

– Ах, что ты наделал! Мне теперь замаливать придется этот поцелуй, – очень расстроилась матушка. – Я тебя прощаю, ты не знал, ты артист, но мне придется теперь с особым усердием молиться.

Если это грех, подумал я, то как тогда относиться к тому, что мы в своей жизни творим! Какие мы поступки совершаем, сколько всего обещаем и не исполняем… Мне тогда стало по-настоящему страшно.

Не потерять ни себя, ни Христа в суете

Я думаю, в жизни каждого человека – множество таких историй, небольших или больших, которые меняют его жизнь, меняют самого человека. Ну, или по крайней мере накладывают отпечаток. И у меня таких историй немало. Вот как раз на днях думал: если бы мне кто раньше задал вопрос, смог бы я пожить какое-то время в монастыре с братией, скажем, на Валааме, что бы я ответил? Думаю, мне стало бы очень неуютно от такого вопроса… А сейчас я определенно сказал бы – да, смог бы, и полгода с радостью провел бы в каком-нибудь монастыре, чтобы поработать, помолиться. Эта мысль стала для меня привычной. Хотя и отдаю себе отчет, что между мыслью и ее осуществлением – пока еще пропасть…

Это я к тому, что человек меняется; если он открыт Богу, то и Бог ему рано или поздно откроется. Нужно время. Каждому свой срок. Бог милосерден, Он аккуратно нас готовит к встрече с Ним, бережно. Наша задача – не сопротивляться, если, конечно, мы принимаем Христа в своем сердце и хотим быть с Ним воедино. Наша задача – не потерять ни себя, ни Христа в каждодневной суете.

Очень хорошо, что состоялась у нас эта встреча. Для меня это возможность остановиться, задуматься, привести немного мысли в порядок. А то весь день чем-то занят, остановиться некогда – и вечером понимаешь, что чего-то главного-то и не сделал. И так каждый день: бежим куда-то, пока не шандарахнет по голове… Каюсь, и у меня так бывало. Живешь-живешь, а потом вдруг наваливаются проблемы со всех сторон… Оказываешься в больнице и недоумеваешь, неужели это со мной все? За что?

Такая ситуация может погубить человека, а может и спасти. Я многое переоценил тогда. На многие вещивзглянул с другой стороны. Копишь, копишь… А что купить потом хочешь на эти деньги? Да то, что у тебя и так есть, но почему-то тебе хочется больше.

Многое пережив, я стал легче отдавать, даже с радостью стал это делать. Спасибо людям, которые оказались рядом в то трудное время и сказали нужное слово. Господь с нами общается через людей. И тогда же я стал отчетливо ощущать присутствие в своей жизни небесного своего покровителя.

Меня крестила бабушка Анна, когда мне было два года, назвали в честь Георгия Победоносца. Именно в самое сложное для меня время я постоянно с ним мысленно и молитвенно общался и получал от него вполне конкретную помощь, ответы на трудные вопросы. Слава Богу, с тех пор я это ощущение не потерял.

Откройтесь Богу! На самом деле Бог нам и так всегда открыт, просто мы этого не хотим видеть. А вот когда принимаем Его всем сердцем, то вдруг осознаем эту простую истину.

Божий промысел

Случаются чудесные истории, в которых промысел Божий очень отчетливо прослеживается. Захожу как-то в антикварный магазин, покупаю маленькую иконку и еще что-то, не помню. Владелец магазина спрашивает, не хочу ли я, чтобы он мне икону подарил. И показывает икону святых мучеников Флора и Лавра – большую, метр на метр. Я таких раньше никогда не видел. На заднем плане – лошади. «Не знаю, – говорит, – почему, но хочу вам, Юрий Николаевич, эту икону подарить». Я, конечно, удивился, но икону взял.

Через полгода меня познакомили с отцом Константином, настоятелем небольшой церкви в маленькой деревушке под Псковом. Мы разговорились с ним – оказалось, его церковь освящена во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых народная традиция считает покровителями домашнего скота, в частности – лошадей… Я промолчал тогда. А через пару недель приехал к нему в церковь с подаренной антикваром иконой. Батюшка просто в шоке был! Разумеется, я подарил икону храму.

Вот так – мы суетимся-суетимся, а Бог находит возможность через нас Свой Промысел проявить.

Отдаю себе отчет, что я человек публичный, известный, ко мне люди прислушиваются.

Многие знают, что я верующий человек, поэтому крайне важно, что я делаю. Всегда слежу за тем, что играю, что ставлю.

Никогда в нашем Театре эстрады не будет пошлости. Никогда в моих номерах не будет мата, разврата и прочей непристойности. Юмор бывает разный – он может быть пошлым, кухонным, а может быть интеллектуальным, изящным. Я понимаю, что на мои спектакли ходят и студенты, и пенсионеры. Когда выбираю репертуар, то не о деньгах думаю, а о зрителе, о том, что люди вынесут со спектакля. Театр должен учить добру.

Снова история. Моя хорошая знакомая была у нас в театре на спектакле «Шуры-муры» по рассказам Василия Шукшина. Понравилось, порекомендовала дочке посмотреть. Девушка рассказала, что испытала настоящий культурный шок – и от игры актеров, и от постановки, и, главное, от рассказов Василия Шукшина. «Мне стыдно за себя и своих сверстников, – говорила она маме, – что мы не знаем, кто такой Шукшин, не читали его прозы». Спектакль помог девушке открыть для себя замечательного русского писателя, и это замечательно!

Скажу больше: в этом спектакле задействованы молодые актеры, бывшие мои студенты. И некоторые из них до постановки тоже не читали Шукшина, а теперь его знают и любят. Театр, как видите, может и должен выступать в роли учителя и просветителя. На хорошем спектакле зрители и смеются, и плачут; они забывают о своих проблемах и конфликтах, живут вместе с героями полной жизнью.

Конечно, не только в Театре эстрады я стараюсь показать людям, что наша жизнь не должна ограничиваться потреблением, есть вещи гораздо важнее. Вот уже пять лет на благотворительных началах я участвую в фестивале православной песни «Истина в любви» на моей родине – в Курганской области. Фестиваль проходит по благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа.

Каждый год 21 июля исполнители со всей России собираются в селе Чимееве – одном из главных духовных центров Урала и Зауралья, это в ста километрах от Кургана, там находится Казанский мужской Чимеевский монастырь. Главная святыня обители – Чимеевская чудотворная икона, она почитается как список Казанской иконы Божией Матери. По преданию, чудотворный образ приплыл к селу по реке Нияп. На месте чудесного обретения иконы местные жители построили деревянную церковь. Однажды в селе произошел пожар, храм полностью сгорел, но чудотворную икону огонь не тронул. Многие верующие, приходящие с молитвой к этой иконе, получают помощь, исцеление, укрепление. Дивны дела твои, Господи!

Отец Арсений, бывший наместником Чимеевского монастыря, долгое время был моим духовником. К великому сожалению, батюшка покинул этот мир. Замечательно, когда Господь по сылает нам таких людей. Но вот уже лет пять как я осиротел – остался без духовного отца… Молю Бога, чтобы Он послал мне духовника, и надеюсь, что рано или поздно снова смогу получать бесценную благодатную духовную помощь.

Вера, Надежда, Любовь

Лет семь назад во Пскове начали возводить храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (освящен 30 сентября 2012 г. митрополитом Евсевием – прим.). Нас пригласили дать благотворительный концерт в одном из клубов в поддержку этого строительства. Я приехал на выступление со своими актерами – Игорем Ярошевичем и Юрой Михайликом, а также звукорежиссером Володей Баскиным. К моему удивлению, зал был набит битком. Приехали люди и из Польши, и из Латвии и Литвы, из разных городов России… Набралось под тысячу человек, несмотря на то, что билеты стоили довольно дорого. По всему городу были развешаны афиши, на них указывалось, что все деньги перечисляются на строительство храма. Театра эстрады у нас тогда еще не было, и мы ездили от театра «УТЮГ – Универсальный театр Юрия Гальцева». После концерта мы, как и договаривались, перечислили гонорар, около миллиона рублей, на строительство храма. Но сейчас не про деньги.

На следующий день после концерта мы поехали под Псков к отцу Константину – тому самому, которому я икону Флора и Лавра подарил. Он меня спросил, был ли я в Псково-Печерском монастыре. Я там до того никогда не был, и мы договорились, что через две недели я специально приеду и мы побываем в обители. Отец Константин тогда сказал, что надо постараться обязательно посетить старца Адриана. Это тот самый старец, про которого написал отец Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые»…

Приезжаем через две недели в Псково-Печерский монастырь. Посещаем храмы, пещеры, молимся. Идет навстречу матушка, не знаю ее имени. Я спрашиваю, как мне посетить старца Адриана хотя бы на пять минут. Она остановилась, смотрит на меня пристально и так протяжно говорит: «Чего-о-о-о? Отец Адриан здесь, конечно, вон его келья, но он уже не встает и практически никого не принимает. Вы ему записочку напишите, а я передам потом». Ну я, конечно, начал уговаривать: мол, я приехал издалека специально, чтобы увидеть батюшку. А она спрашивает, откуда я. Говорю, что из Санкт-Петербурга. Она так с иронией посмотрела на меня и говорит: «Тоже мне издалека! Милый мой, люди, вон, из Владивостока к нему едут, чтобы только ручку дверную его кельи поцеловать». Мне даже как-то неловко стало.

Когда я рассказал ей про наш недавний концерт во Пскове, и что мы все деньги перечислили на храм. Спрашиваю, можно ли нам, грешным, хотя бы на пару секунд увидеть батюшку, поклониться ему и руку поцеловать? Матушка, вроде, смягчилась: «Ладно, стойте вот здесь около двери и ждите. Я поговорю с батюшкой». Проходит пять минут, десять, двадцать, час… Ноги у меня уже подкашивались, спину ломило… Вдруг дверь открывается. «Заходите, – говорит матушка, – только не больше пяти минут!»

Батюшка сидел в кожаном кресле перед столом. Борода и волосы – белые-белые. На груди – два ордена. Его глаза пронзили меня насквозь. Никогда не забуду этот «рентгеновский» взгляд. Мы с отцом Константином встали на колени, поцеловали батюшке руку. Отец Адриан меня и спрашивает: «Ты кто?» Я говорю, что актер. Он переспрашивает: «Кто-кто, боксер?» Я повторил еще раз. Он, вроде, расслышал. Потом я задавал вопросы, батюшка отвечал. Так мы говорили минут сорок и все время стояли на коленях. У меня осталось такое ощущение, что за эти сорок минут я услышал все: и про себя, и про то, что происходит в России и во всем мире.

Очень хорошо запомнил слова старца, что многие хотят зла России, потому что боятся ее силы, которая заключена в нашей православной вере, и всякими путями действуют против России и Православия, но в России они получают настоящий отпор, несмотря на все свои ухищрения.

Не помню его слова буквально, но их смысл передам точно: пока есть Россия, будет и вера христианская. Если не будет России, то и жизни на Земле не будет. Считаю, что встреча со старцем Адрианом – одна из самых важных встреч в моей жизни. Всю дорогу назад в Питер я очень много размышлял и многое понял.

Закончить наш разговор хочу словами преподобного Серафима Саровского из беседы с Н. А. Мотовиловым: «Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Христос, – а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие». Спаси всех нас, Господи!