Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Календарь

Архивы

Архив за месяц: Апрель 2020

ОЛЬГА ЧЕТВЕРИКОВА-РАСКОЛЬНИЦА И ДЕЗИНФОРМАТОР

                  Здесь приведен критический разбор идей, пропагандируемых Ольгой Четвериковой — публицистом, популярным в определенных кругах православных. Её конек — это разного рода конспирологические концепции, на тему «мирового заговора», «цифрофашизма», «чипизации» и т.п.

Причем, как обнаружили въедливые «скептики» из интернет-сообщества «Научный скептицизм — против лженауки»» Вконтакте, во многом Четверикова пересказывает аналогичные страшилки, популярные среди англосаксонских фундаменталистских евангелических сект и т.п.

Надо заметить, что в этой статье дается, на мой взгляд весьма «мягкая критика» выступлений Четвериковой. Ведь в ряде выступлений и постов в своем паблике Вконтакте (более 40 000 подписчиков !) она прямо призывает к непоминовению Патриарха, называя его «еретиком», то есть занимается раскольничьей пропагандой

Сейчас она заполоняет интернет разного рода триллерами на тему коронавирусной инфекции. Отрицая опасность вируса в духе «корона-нигилистов», вступая против карантинных мер, она при этом устрашает своих читателей «цифровым концлагерем», «чипизацией» и т.п. См., например, её паблик Вконтакте:

https://vk.com/olgachetverikova?w=wall-49622204_184677

Это Четверикова — называет «борьбой с паникой» (!?).

Говоря что борется с нью эйдж, распространяет ряд лженаучных конспирологических концепций, популярных среди американских ньюэйджеров и т.п. ( https://vk.com/wall-32482446_197741 ). Недаром ВИДЕО с выступлениями Четвериковой охотно публикуют на раскольничьем антицерковном сайте «Москва Третий Рим», в сообществах КОБ, сайтах антивакцинаторов и т.п.

В этой статье верно отмечено, что такая пропаганда плохо влияет на психику впечатлительных людей. Мне кажется, сектоведы обращают недостаточно внимания на эту «воительницу» с «мировым злом». Под её влияние попало немало православных неофитов. Я сама недавно, на примере некоторых знакомых, с сожалением наблюдала, какое вредное влияние идеи, распространяемые Четвериковой, могут оказывать на сознание и эмоции чувствительных к ним людей. Другими словами, это просто может быть вредно для психического здоровья, не говоря уже о духовной стороне дела.

О реакции на состоявшуюся встречу Патриарха Кирилла и Папы Франциска
https://svpressa.ru/blogs/article/143131/?fbclid=IwAR3fxd7bPgsn6r7Ky-rdCg04U5NWMyUeYcTlD-Vi1fR4eopaW7qvy3hOCWQ

28 апреля -день памяти героя СССР Валентины Гризодубовой

Есть в Ростове, в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону, улица Гризодубовой. Каждый день по ней ходят люди, ездят машины. Но если остановить взрослого, студента или школьника и спросить, в честь кого названа эта улица, далеко не всегда можно услышать правильный ответ. И это очень печально. Валентина Степановна Гризодубова. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны — командир 101-го авиаполка Авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После войны работала в гражданской авиации, создала и возглавила уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево. Вчера был день ее рождения, сегодня, как раз в Радоницу, день ее памяти. До сих пор на улице, названной в ее честь, не было памятной доски. Я решил, что обязательно в канун Дня Победы нужно исправить эту ситуацию. Сегодня мы заказали памятную доску Валентине Степановне Гризодубовой, которую установим в рамках проекта «Историческая память» к 75-летию Великой Победы. Будем всегда помнить и чтить наших героев! P.S. Сегодня узнал, что еще нескольким Героям Советского Союза, участникам ВОВ, чьи улицы есть в Железнодорожном районе, нет памятных досок. Было бы несправедливым обойти вниманием память о них. В следующих постах назову их имена, расскажу истории. Напишу, как продвигается работа по созданию им памятных досок.

 (Олег Соловьев, депутат  Ростовской-на-Дону городской Думы от Железнодорожного р-на города)

ПРОТИВ ОПРАВДЫВАЮЩИХ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ.

«За оправданием предательства Иуды стоит воля не человека, но Люцифера» (Даниил Сысоев)

Просматривая богослужебные тексты Великой Среды и Великого Четвертка, обратил внимание на то, что в них очень часто упоминается Иуда Искариотский. Для времени написания этих песнопений поступок Иуды был крайним и вызывал негодование. С отвращением к предательству святые отцы, авторы этих величественных, полных поэтических образов, гимнов, наставляют, чаще всего, свою душу не следовать столь мерзким путем и замечать в себе движения в эту сторону, что бы пресекать.
А в наше время я стал все чаще встречать, даже в среде духовенства, откровенную попытку оправдать поступок Иуды. О нем пишут как о недопонятом герое, который искал выход из сложившейся ситуации. Предлагаются версии, в которых Иуда выглядит свободолюбивым бунтарем на фоне «туповатых» неуклюжих прочих Учеников Спасителя. Недавно встретил предположение, что Иуда едва ли не выполнил главную задачу и спас миссию Христа на земле! Вот, если бы не Иуда, то Иисус так бы и молился в нерешительности в Гефсиманском саду.
Иуда становится важным персонажем при критике Церкви. Церковь погрязла в средневековом ханжестве и так не хватает таких мыслящих, передовых иуд, которые бы ее спасли…
Мне кажется, что нынче время для иуд. Это их среда.
Потому так много поисков новых сценариев и версий для оправданий Искариота. Предательство нынче в моде, а воровство все меньше похоже на грех и не только не вызывает порицание, но еще и зависть: мол, ловко устроился человек в жизни …Иуда Искариотский — родной, естественный. Он удобный для оправдывания своих поступков, своих мыслей. Надо только немного напрячься и «увидеть» в нем идеал для современного человека.
Печальное время.
Но от этого ярче сияет Христианство в ночи. А свет Христов не затмить либеральными изысканиями.

Архимандрит Алипий Светличный.

ПРЕДАТЕЛЬСКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22, 3).

СКОРБЯЩИМ О ПАСХЕ ВНЕ ХРАМА В УТЕШЕНИЕ

Из воспоминаний Архиепископа Верейского Амвросия, наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной академии

«Мой одноклассник, а ныне архиерей (митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий (Чашин)) рассказывал следующую историю, которая произошла почти тридцать лет назад.

Когда он поступил в семинарию, то нес послушание в церковной лавке, и в свою первую семинарскую Пасху в течение всего пасхального богослужения находился там. В лавке даже не было слышно песнопений главного богослужения Церкви. Он общался с прихожанами, которые брали свечи и подавали записки, отвечал на их вопросы. Он скорбел, потому что не мог помолиться за ночной пасхальной службой. Но тешил себя надеждой, что пойдет на позднюю Литургию в один из храмов Лавры, где причастится Святых Христовых Таин.

Но когда он завершил свое послушание и прилег на час, чтобы коротко отдохнуть перед Литургией, спустя несколько минут его, уже задремавшего, разбудил дежурный помощник проректора Московской духовной академии и направил на новое послушание — мыть котлы и посуду после пасхального ночного разговения в Лавре. Ему не оставалось ничего другого, как принять новое послушание, как бы горько это ни было. Так или иначе, мы учимся в духовных школах и смирению тоже.

Несколько часов он отмывал котлы с помощью горчицы. Тогда ведь не было современных чистящих средств, пользовались традиционными методами. Потом, уже после полудня, он вышел из трапезной Лавры, сел на ступеньки и смотрел на проходящих мимо радостных людей, которые приветствовали друг друга пасхальным приветствием, обнимались и по-христиански радовались Воскресению Христову. А он сидел и горько плакал оттого, что Господь лишил его Пасхального утешения.

К нему подошел один из насельников Лавры, ныне покойный архимандрит Вениамин. Он был тогда лаврским келарем, то есть заведующим монастырской трапезной, складами и всем, что связано с трапезами и продуктами. Отец Вениамин спросил: «Сынок, ты чего плачешь?» «Ну как же мне не плакать, — как в той сказке ответил ему семинарист. — Я так надеялся, что попаду на пасхальную службу, помолюсь, причащусь. Но Господь не дал мне причаститься этой ночью. Весь мир сегодня радуется, а я лишен Пасхального утешения». И тогда отец архимандрит вздохнул и сказал: «Сынок, я уже тридцать с лишним лет не служу на Пасху и не причащаюсь Святых Христовых Таин. Потому что, сам видишь, сколько народу приходит, сколько братии у нас, сколько гостей. И я целыми сутками перед этим вместе с братией готовлю пасхальный стол, пеку куличи, чтобы накормить это множество людей».

И после этого он взял горюющего студента, завел его в келарскую, открыл холодильник с пасхальными снедями и наскоро накрыл праздничный стол. И, как свидетельствует сам рассказчик, Господь утешил его через общение с этим смиренным монахом таким образом, что он почувствовал пасхальную радость даже может быть большую, чем раньше, когда ему удавалось бывать на службе ночью.

Пасхальную благодать и радость дарит каждому из нас Господь тогда, когда мы с послушанием, смирением и чистым доверчивым сердцем принимаем всё то, что Он Сам посылает нам сегодня. Даже когда Он посылает нам то, чего мы не хотим принять. Но если смиримся и примем, то обязательно почувствуем и благодать, и радость.

Нам предстоит каждому на своем месте, но всё же вместе, пережить эти тяжелые дни. Прихожанам будет тяжело без атмосферы храма. Нам, священникам и монахам, будет грустно и необычно молиться без прихожан в пустом храме. Но если так благословил Господь самой сложившейся в городе и мире ситуацией, то мы должны со смирением и чистым сердцем принять Его святую волю. Без любых иных эмоций, неправедных осуждений и обвинений всех во всём.

Верю, что Господь благословит всех нас за смирение и подчинение Его воле. Не скорбите чрезмерно, не паникуйте, не впадайте в уныние или тоску. Сегодня нет причин для всего этого. Мы с Богом, и Бог с нами. На всяком месте Своего владычества. И в храме и дома Он — Тот же. Пусть же благословение Его пребывает со всеми верными. Благодать и человеколюбие Его да не оставит нас в предстоящую седмицу Страстей и в день Светлого Его Воскресения!

Циркуляр от 12.04.2020 «Об исполнении предписания главного санитарного врача по Ростовской области»

Благочинным и настоятелям храмов Ростовской-на-Дону
и Волгодонской епархий, и.о. наместника Донского Старочеркасского
Ефремовского мужского монастыря, настоятельнице Свято-Иверского
женского монастыря города Ростова-на-Дону   

ЦИРКУЛЯР

В непростое для всех время борьбы с вредоносным поветрием, губящим здоровье и уносящим жизни людей, общество столкнулось с серьезными испытаниями. Врачи и многие специалисты предпринимают все усилия для того, чтобы одержать победу над постигшей всех болезнью. При этом неоднократно говорилось о том, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.

В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.

К сожалению, объективные показатели по Ростовской области говорят об ухудшении эпидемиологической ситуации. Сегодня в адрес Донской митрополии Русской Православной Церкви поступило постановление главного санитарного врача по Ростовской области Е.В. Ковалева от 11.04.2020 года № 3 «Об усилении ограничительных мероприятий», включающее требование:

«1. Руководителям религиозных организаций всех вероисповеданий:

1.1.          Не допускать проведение религиозных обрядов и церемоний с присутствием людей.

1.2.          Для доступа граждан к религиозным обрядам и церемониям использовать онлайн-трансляции в сети Интернет, телевизионной сети и другие виды дистанционного общения. Срок – до 30.04.2020 г.

1.3.          Обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений, в том числе запрет доступа граждан в культовые здания, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий. Срок – до 30.04.2020 г.».

В связи с вышеизложенным, всем настоятелям и клирикам Ростовской-на-Дону и Волгодонской епархий

БЛАГОСЛОВЛЯЮ:

1.                 Исполнить вышеуказанное предписание главного санитарного врача по Ростовской области и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

2.                 Выдержку из предписания главного санитарного врача по Ростовской области разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (Приложение № 1).

3.                 В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», региональных телевизионных каналах, ведущих трансляцию богослужений из храмов Донской митрополии, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах.

4.                 На основании «Правил для совершения треб на дому при посещении людей, находящихся в режиме изоляции, связанной с опасностью заражения коронавирусом» (Приложение № 2), а также «Правил для совершения треб в лечебном учреждении при посещении людей, зараженных коронавирусной инфекцией» (Приложение № 3), разработанных Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению во взаимодействии с санитарными властями и одобренных Рабочей группой при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, с учетом принимаемых властями Ростовской области мер в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции:

4.1.           Руководителю отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии, секретарю коллегии социальных отделов Донской митрополии иерею Евгению Ивановичу Осяку координировать общие вопросы духовного попечения о заболевших в Донской митрополии.

4.2.           Создать в Ростовской-на-Дону и Волгодонской епархиях группу священнослужителей для совершения Таинств и треб согласно вышеозначенным правилам (Приложение № 4). В Ростовской-на-Дону епархии координировать деятельность Группы руководителю отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии иерею Евгению Ивановичу Осяку, в Волгодонской епархии – руководителю отдела социального служения и благотворительности Волгодонской епархии протоиерею Борису Викторовичу Федорову.

4.3.           Духовенству в случае обращения с просьбой соборовать или причастить больного или находящегося под медицинским наблюдением в изоляции оперативно сообщать об этом соответствующему епархиальному координатору, который предпримет все необходимые организационные шаги по совершению Таинств.

5.                 Благочинным довести до сведения настоятелей и всех клириков вверенного им благочиния настоящий циркуляр под роспись, напомнив им об ответственности об ужесточении норм административной ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности (Приложение № 5).

6.                 О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до 18:00 13 апреля 2020 г., направив соответстующий рапорт в канцелярию Ростовской-на-Дону епархии (rostoveparhia@mail.ru) с приложением листа ознакомления.

В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.

Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь, и да сохранит нас Господь.

Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.

+Меркурий

 митрополит Ростовский и Новочеркасский,

Глава Донской митрополии,

временно управляющий Волгодонской епархией


Протоиерей Владимир Вигилянский: «Духовный ответ на коронавирус есть в Евангелии»

На вопросы Царьграда отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Владимир Вигилянский. Царьград: Отец Владимир, сегодня многие говорят о том, что коронавирус, с одной стороны, наказание нам за маловерие, а с другой, испытание нашей веры, как это было в годы советских гонений. Но как в подобной ситуации не отчаяться, а напротив, укрепиться в вере? Протоиерей Владимир Вигилянский: Мировую эпидемию COVID-19 СМИ рассматривают с самых разных точек зрения: социальной, медицинской, экономической, политической, нравственной. Но духовный аспект почему-то всегда остается в стороне. А ведь мы, христиане, знаем, что в Евангелии есть ответы на любые жизненные вопросы. Взять хотя бы самые, казалось бы, незначительные эпизоды Благой Вести взаимоотношений Иисуса Христа с заразными больными – прокажёнными. Эпизод с одним прокажённым описан в трех Евангелиях, а с десятью прокажёнными только в Евангелии от Луки (17, 12-19). Однако во всех этих отрывках есть несколько важных общих моментов. Первое – обращение этих безнадёжных и заразных больных ко Господу со смирением («Господи! если хочешь, можешь меня очистить») и покаянием («Иисус Наставник! помилуй нас»). Второе – то, что Христос дотрагивается до прокажённых, и они излечиваются. И наконец, третье – как потом Господь отправляет их к священнику, чтобы они принесли дар, жертву, благодарение. В одном из эпизодов, связанном с самарянином (иноплеменником), Спаситель говорит, «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». верен, в этих евангельских отрывках есть все, что нужно христианину, чтобы понять, как поступать в нынешней ситуации. Царьград: Русская Церковь предприняла поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические меры, и тем не менее всё чаще слышны возгласы некоторых политиков и сетевых активистов с требованием совсем закрыть храмы. Дело ведь совсем не в коронавирусе? Отец Владимир: Думаю, ответ на этот вопрос есть в заявлении Правового управления Московской Патриархии от 26 марта 2020 года: «Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только Федеральным законом… Иные акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса Федерального закона». Мы, священнослужители, также не можем ограничивать прихожан посещать храм. Добавлю то, что совершенно не понятно светским юристам: церковные Таинства, происходящие в храме (Исповедь, Причащение, Соборование), соединяют человека со своим Создателем и Спасителем. А ведь это и является главным смыслом жизни православного человека. Царьград: В сегодняшней напряжённой обстановке многие верующие волнуются: смогут ли они причаститься на Страстной седмице и пустят ли их вообще в храмы на Пасху. Как, на Ваш взгляд, сегодня можно решить эти вопросы? И можно ли вообще праздновать день Великой Победы над смертью, прячась «страха ради смертного» по домам? Отец Владимир: Каждый человек должен САМ решить, идти ему праздновать Пасху в церкви или нет, сообразуясь со многими обстоятельствами. Во-первых, это состояние его здоровья, во-вторых, ответственность перед другими (семьей, соседями, сослуживцами), и в-третьих, с советами (благословением) духовника. Если нет никаких препятствий, то как можно ограничить себя в радости о Воскресшем Христе, Который победил смерть и даровал каждому из нас бессмертие! https://rostov.tsargrad.tv/articles/protoierej-vladimir-vigiljanskij-duhovnyj-otvet-na-koronavirus-est-v-evangelii_246913?fbclid=IwAR1vwIjd_yQ0ASQ4ZGdGgA4AXt_Mw8qFUloJOP183z3tMhPWUWrgoVM5JRc

Митрополит Иларион Алфеев. Иисус Христос. Фильм первый. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ.

МНОГАЯ ЛЕТА ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ.

Эта фотография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла говорит о многом! Посмотрите внимательно на его глаза! Он переживает за весь мир! И молится за всех людей! Помолимся и мы за его здоровье!

Иудейский ягненок и жидкий чип как печать антихриста — мнение священника Георгия Максимова.

Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, принимает Господь.

Протоиерей Федор Бородин о домашней молитве.

— Дорогие братья и сестры, здравствуйте! У святого апостола Павла есть такие слова: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), или по-славянски — поспешествует. 

И в тех обстоятельствах нашей новой жизни, в том числе нашей церковной, нашей молитвенной жизни, которые так внезапно на нас обрушились, в них можно увидеть Промысл Божий и заботу о том, чтобы мы научились тому, чего мы не имеем, исправили то, что в нас неправильно. 

Прежде всего, нам нужно научиться благодарить Бога за то, что в течение стольких лет храмы были для нас открыты, литургия всегда была доступна. Мы часто относились к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. А это не так. Видите, неожиданные обстоятельства, даже не гонения, не безбожники, могут сделать так, что на какое-то время храмы могут быть закрыты, а Божественные Тело и Кровь Иисуса Христа будут для некоторых из нас недоступны. Пожилые люди сейчас не могут выходить, возможно, введут карантин…

Как нам прочитать эти события как задание Божье? Первое — научиться благодарить. Второе — обратить значительно большее внимание на домашнюю молитву. 

Давайте вспомним, что во время службы Стояние Марии Египетской будет читаться ее житие. В нем будет рассказываться о том, что братия монастыря, где подвизался святой преподобный Зосима, на 40 дней, начиная с Прощеного воскресенья, и до Вербного уходила в пустыню на молитву. Таким образом, они пропускали богослужения, не участвовали в Евхаристии, не причащались Тела и Крови Христовых. А сама преподобная Мария почти сорок лет не причащалась — от своего первого причастия до своего последнего причастия. 

Это практиковалось в Церкви, в этом есть определенный смысл, который Господь нам сейчас возвращает. Храмовая молитва очень во многом опирается на молитву домашнюю, а домашняя опирается на те дары, которые мы получаем в церкви во время общей молитвы, и особенно во время участия в святых таинствах, в таинстве причастия Тела и Крови Христовых.

Пришло время нам вернуться к тому, чтобы наша домашняя молитва стала тверже, больше. Чтобы мы научились ее совершать так, как это положено христианину.

Дело в том, что мы очень часто утреннюю и вечернюю молитвы совершаем на бегу и не успеваем предстать пред Богом, а днем больше не молимся. Для человека-молитвенника это катастрофа. 

Давайте вспомним слова пророка Давида: «Седмерицею днем хвалих Тя». Святой пророк Давид, будучи главой строящейся огромной державы, ведшей войны, строительство, сам имеющий огромную семью и множество других забот, семь раз в день уединялся на молитву. Он чувствовал, что недостаточно помолиться утром и вечером. 

Молитва похожа на костер. Каждый из нас знает, что развести костер в сырой траве сырыми дровами очень трудно. А вот поддерживать костер значительно легче. Если даже под дождем в неостывшие, непогасшие угли положить поленья, они очень быстро сгорят. Вся практика христианская, богослужебная, монастырская, которой не мешала мирская суета, но, тем не менее, мы можем на нее ориентироваться, построена на том, что человек молится часто в течение дня, несколько раз опирается на молитву, как бы заново разводит костер, не дает погаснуть углям.

Когда ты становишься на молитву не так, что ты в 7 утра помолился, а в следующий раз — только в 10 вечера, а через полтора, два часа, два с половиной, тебе значительно легче встать пред Богом. 

Давайте попробуем, пока мы на карантине, молиться много раз за день. Прочитать утреннюю молитву, потом Канон молебный Матери Божьей, еще через два часа — Псалтирь, потом — Священное Писание, затем почитать труды какого-нибудь святого, затем — Канон Господу, вечером — еще раз почитать Священное Писание, почитать святых отцов о молитве, о подвижничестве и закончить день вечерней молитвой.

Если мы так с вами попробуем, то через несколько дней станем совершенно другими людьми. Мы будем вспыхивать на молитве молниеносно, нам не нужно будет время, чтобы пробиться через эту ледяную толщу, которой обрастает наша душа. 

Давайте представим себе, что этот карантин — такое задание Божье. Мы сразу поймем, что нам сильно мешает — суета. Нам нужно молчание. Поэтому не будем, как люди неверующие, нецерковные, в это время поглощать тоннами и километрами социальные сети, читать ненужные нам статьи, не будем смотреть сериалы и фильмы, а мы будем трудиться в молитве и тишине. 

И вдруг мы увидим, что можем быть совершенно другими, мы можем быть молитвенными людьми, и все будет совершенно иначе. Господь будет очень близко, и душа наша будет сразу, без всякого усилия, встречаться с Ним. 

У преподобного Иоанна Лествичника есть удивительные слова в его великой книге «Лествица». Он говорит, что количество молитвы перерастает в качество. Нам очень часто кажется, что мы никакие не молитвенники, и вообще это все сказано не про нас, мы оттарабаним правило за послушание и бежим заниматься суетой, или работой, или другими делами. На самом деле это сказано о нас. Потому что есть понятие о молитве и понятие о молитвенном труде. 

Состоявшаяся молитва — это все-таки диалог, когда Господь пришел и таинственным образом поговорил с моим сердцем. Каждый из нас знает, как это бывает, чувствует, как это может быть. В судьбе, в истории нашего сердца это было, у кого-то больше раз, у кого-то — меньше.

Но заставить Бога выйти на молитву мы не можем, мы можем Его пригласить. Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, и есть это приглашение. 

В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что Бог дает молитву молящимся. Когда Господь видит молитвенный труд человека, Он понимает, что человек ищет, жаждет, хочет выйти на этот диалог. И рано или поздно Господь приходит. Молитвенный труд свидетельствует Богу о том, что человек хочет с Господом встретиться: «Пожалуйста, посети и мою душу тоже». Поэтому многий и частый труд в молитве очень быстро вознаграждается Господом. Он может быть не вознагражден, только если в нашем сердце есть непримиренность с кем-то и злое осуждение. Поэтому простить, за всех помолиться и потрудиться, пока мы закрыты дома.

И вы знаете, если мы так потрудимся, то потом, когда мы сможем в обычном своем режиме посещать храмы, у нас будет совершенно другой результат от храмовой молитвы. Давайте потрудимся так, чтобы этот карантин способствовал нам ко благу, ко спасению через молитвенный труд. Господи, помоги нам в этом! 

А себе самому и всем нашим прихожанам я желаю бесстрашия, упования на Бога. Как только подступают мысли ужасающие, как только наступает то, что пророк Давид называет «избавь меня, Господи, от малодушия и от бури», надо вспомнить о Пресвятой Богородице и всех святых: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». 

Мы — Божии, Господь нас ведет через жизнь. Сейчас Он решил нам напомнить и вернуть нас к молитвенному труду. Давайте не будем этим пренебрегать. Храни вас всех Господь!