Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Календарь

Архивы

Архив за день: 01.04.2020

Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, принимает Господь.

Протоиерей Федор Бородин о домашней молитве.

— Дорогие братья и сестры, здравствуйте! У святого апостола Павла есть такие слова: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), или по-славянски — поспешествует. 

И в тех обстоятельствах нашей новой жизни, в том числе нашей церковной, нашей молитвенной жизни, которые так внезапно на нас обрушились, в них можно увидеть Промысл Божий и заботу о том, чтобы мы научились тому, чего мы не имеем, исправили то, что в нас неправильно. 

Прежде всего, нам нужно научиться благодарить Бога за то, что в течение стольких лет храмы были для нас открыты, литургия всегда была доступна. Мы часто относились к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. А это не так. Видите, неожиданные обстоятельства, даже не гонения, не безбожники, могут сделать так, что на какое-то время храмы могут быть закрыты, а Божественные Тело и Кровь Иисуса Христа будут для некоторых из нас недоступны. Пожилые люди сейчас не могут выходить, возможно, введут карантин…

Как нам прочитать эти события как задание Божье? Первое — научиться благодарить. Второе — обратить значительно большее внимание на домашнюю молитву. 

Давайте вспомним, что во время службы Стояние Марии Египетской будет читаться ее житие. В нем будет рассказываться о том, что братия монастыря, где подвизался святой преподобный Зосима, на 40 дней, начиная с Прощеного воскресенья, и до Вербного уходила в пустыню на молитву. Таким образом, они пропускали богослужения, не участвовали в Евхаристии, не причащались Тела и Крови Христовых. А сама преподобная Мария почти сорок лет не причащалась — от своего первого причастия до своего последнего причастия. 

Это практиковалось в Церкви, в этом есть определенный смысл, который Господь нам сейчас возвращает. Храмовая молитва очень во многом опирается на молитву домашнюю, а домашняя опирается на те дары, которые мы получаем в церкви во время общей молитвы, и особенно во время участия в святых таинствах, в таинстве причастия Тела и Крови Христовых.

Пришло время нам вернуться к тому, чтобы наша домашняя молитва стала тверже, больше. Чтобы мы научились ее совершать так, как это положено христианину.

Дело в том, что мы очень часто утреннюю и вечернюю молитвы совершаем на бегу и не успеваем предстать пред Богом, а днем больше не молимся. Для человека-молитвенника это катастрофа. 

Давайте вспомним слова пророка Давида: «Седмерицею днем хвалих Тя». Святой пророк Давид, будучи главой строящейся огромной державы, ведшей войны, строительство, сам имеющий огромную семью и множество других забот, семь раз в день уединялся на молитву. Он чувствовал, что недостаточно помолиться утром и вечером. 

Молитва похожа на костер. Каждый из нас знает, что развести костер в сырой траве сырыми дровами очень трудно. А вот поддерживать костер значительно легче. Если даже под дождем в неостывшие, непогасшие угли положить поленья, они очень быстро сгорят. Вся практика христианская, богослужебная, монастырская, которой не мешала мирская суета, но, тем не менее, мы можем на нее ориентироваться, построена на том, что человек молится часто в течение дня, несколько раз опирается на молитву, как бы заново разводит костер, не дает погаснуть углям.

Когда ты становишься на молитву не так, что ты в 7 утра помолился, а в следующий раз — только в 10 вечера, а через полтора, два часа, два с половиной, тебе значительно легче встать пред Богом. 

Давайте попробуем, пока мы на карантине, молиться много раз за день. Прочитать утреннюю молитву, потом Канон молебный Матери Божьей, еще через два часа — Псалтирь, потом — Священное Писание, затем почитать труды какого-нибудь святого, затем — Канон Господу, вечером — еще раз почитать Священное Писание, почитать святых отцов о молитве, о подвижничестве и закончить день вечерней молитвой.

Если мы так с вами попробуем, то через несколько дней станем совершенно другими людьми. Мы будем вспыхивать на молитве молниеносно, нам не нужно будет время, чтобы пробиться через эту ледяную толщу, которой обрастает наша душа. 

Давайте представим себе, что этот карантин — такое задание Божье. Мы сразу поймем, что нам сильно мешает — суета. Нам нужно молчание. Поэтому не будем, как люди неверующие, нецерковные, в это время поглощать тоннами и километрами социальные сети, читать ненужные нам статьи, не будем смотреть сериалы и фильмы, а мы будем трудиться в молитве и тишине. 

И вдруг мы увидим, что можем быть совершенно другими, мы можем быть молитвенными людьми, и все будет совершенно иначе. Господь будет очень близко, и душа наша будет сразу, без всякого усилия, встречаться с Ним. 

У преподобного Иоанна Лествичника есть удивительные слова в его великой книге «Лествица». Он говорит, что количество молитвы перерастает в качество. Нам очень часто кажется, что мы никакие не молитвенники, и вообще это все сказано не про нас, мы оттарабаним правило за послушание и бежим заниматься суетой, или работой, или другими делами. На самом деле это сказано о нас. Потому что есть понятие о молитве и понятие о молитвенном труде. 

Состоявшаяся молитва — это все-таки диалог, когда Господь пришел и таинственным образом поговорил с моим сердцем. Каждый из нас знает, как это бывает, чувствует, как это может быть. В судьбе, в истории нашего сердца это было, у кого-то больше раз, у кого-то — меньше.

Но заставить Бога выйти на молитву мы не можем, мы можем Его пригласить. Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, и есть это приглашение. 

В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что Бог дает молитву молящимся. Когда Господь видит молитвенный труд человека, Он понимает, что человек ищет, жаждет, хочет выйти на этот диалог. И рано или поздно Господь приходит. Молитвенный труд свидетельствует Богу о том, что человек хочет с Господом встретиться: «Пожалуйста, посети и мою душу тоже». Поэтому многий и частый труд в молитве очень быстро вознаграждается Господом. Он может быть не вознагражден, только если в нашем сердце есть непримиренность с кем-то и злое осуждение. Поэтому простить, за всех помолиться и потрудиться, пока мы закрыты дома.

И вы знаете, если мы так потрудимся, то потом, когда мы сможем в обычном своем режиме посещать храмы, у нас будет совершенно другой результат от храмовой молитвы. Давайте потрудимся так, чтобы этот карантин способствовал нам ко благу, ко спасению через молитвенный труд. Господи, помоги нам в этом! 

А себе самому и всем нашим прихожанам я желаю бесстрашия, упования на Бога. Как только подступают мысли ужасающие, как только наступает то, что пророк Давид называет «избавь меня, Господи, от малодушия и от бури», надо вспомнить о Пресвятой Богородице и всех святых: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». 

Мы — Божии, Господь нас ведет через жизнь. Сейчас Он решил нам напомнить и вернуть нас к молитвенному труду. Давайте не будем этим пренебрегать. Храни вас всех Господь!

О ВЕЛИКОЙ СИЛЕ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН.

Письмо Николая Велиримировича Сербского

Письмо 156 земледельцу Предрагу А., о том, чего боятся бесы

Ты прочитал рассказ о жизни святого Иоанна Вострского. Однажды, когда блаженный Иоанн стоял на молитве, у него открылось духовное зрение и он увидел бесов. Они не смели приблизиться к человеку Божию, но и не хотели отойти. Видя их в таком страхе, святой спросил их, чего они больше всего боятся. “Трех вещей, — ответили бесы, — того, что христиане носят на груди; того, чем христиане омываются в церкви; и того, что они вкушают в церкви”.— “А из этих трех вещей, — снова спросил праведник, — что самое страшное для вас?” — “То, что вы вкушаете в церкви”,— ответили ему служители ада.

Что же тебе непонятно? То, что христиане носят на груди, это — крест. То, чем христиане омываются в церкви, это — святая вода. То, что они вкушают в церкви, это — Святое Причастие. Крест — знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания. Святая вода очищает и означает чистоту духовную и телесную. Причастие — небесная трапеза, на которой душе в пищу предлагаются Тело и Кровь Господа. Разве удивительно, что бесы трепещут от этих трех святынь? Трепещут и нашептывают людям прямо противоположные советы:

1. любой ценой избегать страданий (желая таким образом искоренить из человеческого сердца любовь и человеколюбие);

2. жить в греховной нечистоте (чтобы сделать людей своими рабами и близкими сродниками и отторгнуть их от пречистого Бога);

3. морить и уморить свою душу голодом, не давая ей Божественной пищи, которой алчет душа по своей природе, а питать ее только земной пищей, как животное (Причастия больше всего боятся адские духи потому, что Причастие есть то, что венчает человеческое восхождение к Богу и соединяет с Ним).

От Бога тебе мир и благословение.

Святитель Николай Сербский (Велимирович) – один из Святых Отцов, наш современник.