Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь

Архив за месяц: Март 2019

Плевать или обратиться к Богу: две модели переходного возраста

Игорь Петровский, прессекретарь главы Донской митрополии.

Как так получается, что одна девочка поет в храме, а другая плюет в его двери?!

Помните, у Блока были такие стихи? «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою».

Тихий, светлый силуэт девушки. Сколько в нем нежности, легкости и красоты! Как и любой художественный образ, жизнь той девицы ограничена поэтической строкой. Мы знаем о ней лишь то, что раскрыл в эпизоде автор. Можно предположить, что у блоковской героини была обычная жизнь, как у всех девочек-подростков. Нужно было думать о замужестве, заканчивать учебу, как-то разбираться с богатым и противоречивым внутренним девичьим миром. Может быть, ей даже не были чужды политические вопросы. Благо 1905 год, год написания стихотворения, был страсть как богат на всевозможные «приключения». Девочка наверняка знала о трагедии «кровавого воскресенья», об учреждении в России Государственной думы, о росте крестьянского населения и экономических проблемах, о даровании стране первой конституции. Тем более что газеты того времени много об этом писали, а мальчишки-газетчики делали все возможное, чтобы желтые листы попадали прямо под нос читателю, как только тот появлялся на центральных улицах города.

1905 год. Приближалось страшное время для России. Метель августа. Есть у Юрия Шевчука такая песня. Образ сильный, исторический. Тихим солнечным днем последнего месяца лета в спокойный городской пейзаж врываются хлопья незваной зимы. Снежинка за снежинкой, минус за минусом грядёт конец. Всё холоднеет, темнеет, неуютствует. Меняется погода, меняется судьба, приходит время Мефистофеля. Оба поэта – и Блок, и Шевчук – это тонко чувствовали. «Что пожнем, когда пыль рассеется? Степь красна, как чернила Фауста», — поет Юрий Юлианович. Как много душ в такое время обреченно погружаются во тьму. Как дорог в нем любой лучик надежды. «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче», – вторит Сан Саныч. Даже в такие периоды истории находятся девочки, молящиеся за мир. О, это не фарфоровые барышни. Этим девочкам вскоре предстоит стать трагическими русскими матерями, придется вынести на своих плечах всю свистопляску, устроенную их детьми, пройти через разруху и восстановление. Мне кажется, об этом и был стих Блока. «О том, что никто не придет назад». Но девочка молится, хор поет, надежды лучик светит.

Можно допустить, что сто с лишним лет спустя в Старо-Покровском храме Ростова пела такая же блоковская девушка. Времена меняются, люди – нет. Неправда, что богатыри не мы. И богатыри, и блоковские девушки, и чеховские барышни, все есть в нашей жизни. И вот, в то время, как одна блоковская барышня пела в церкви, с обратной стороны к храму приближался другой блоковский персонаж. У автора есть страшная поэма «Двенадцать». Там выведены с такой же художественной живостью совсем иные девочки. «В зубах цигарка, примят картуз, на спину надо бубновый туз!». Героиня поэмы, ее зовут Катька, с дружками-товарищами шествуют по городу. Променад их виден издалека. Идут, лихие, всех пугают. Старушка плачет, кисейная барышня прячется, долговязый поп убегает. Многие предпочитают скрыться. Еще бы! Катьку с компанией подгоняет «веселый злой ветер». Всё разрушим, каждого пнём, на всех наплюем, а в кого-то даже пульнём. «Свобода, свобода, эх, эх, без креста! Катька с Ванькой занята — Чем, чем занята?.. Тра-та-та!». Персонаж из этого произведения Блока приближался к церкви. И вот оно: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь».

 Два персонажа русского писателя встречаются по обе стороны одной и той же церкви. У каждой девочки – свои проблемы, переживания, своя реакция на происходящее в стране. Одна девочка пришла в храм, чтобы вознести молитву обо всех, кому так страшно, холодно, одиноко.  Другая – не поленилась же – чтобы плюнуть, смачно, от души, густой слюной, предварительно расхаркавшись, да с улыбочкой, да на камеру, да в позе французского круассана. В общем, сочный кадр. Блок бы взял.

А теперь главный вопрос. Как так получается, что одна девочка поет в храме, а другая харкает в его двери? Причем обе – молоды и пылки, обеим может даже не чужды политические рефлексии. Понятно, что юность, может быть, на то нам и дана, чтобы обтесывать свои острые зубы и выпирающие ребра о широковатые амплитуды необдуманных действий. Лишнее срежется, нужное останется. Кто не был в детстве бунтарем, тот скорее всего подлец, кто им остается во взрослом возрасте, тот, скорее всего, дурак. Но почему же внутренние процессы одних девочек приводят в храм, а других подвигают мучать животных в заброшенном доме (такое мы видели), мочиться на исторические памятники (и это было), снимать избиение беззащитных на камеру (помните?) или плевать в церковь? Ах, эти проклятые русские вопросы: кто виноват и что делать?

Полиция, интернет-сообщество, журналисты, родительские комитеты и, надеюсь, даже родители «героев» сюжета ищут ответы на этот вопрос. Ну прямо как у Маршака: «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы… ищут давно, но не могут найти». Переходный возраст, плохое воспитание, глупая фанаберия, политический подтекст. Чем только не объясняют этот поступок комментаторы, специалисты и даже сама наша героиня в своем покаянном письме.  

Второй проклятый русский вопрос также имеет множество вариантов ответа и предложений: от 148 УК РФ до «заставить мыть полы в храме».

Дискуссия поднялась, коей и Вайнштейны, и Навальные, и иные медийные хайпы позавидуют. Новость с комментариями вошла в топ-листы Яндекса. О ней написала вся региональная и половина федеральной прессы. Либералы и консерваторы, левые и правые, сайты заксобраний и популярные ленты в «телеге». Шум до небес…

И только маленький приход оплёванного Старо-Покровского храма, где, я просто в этом уверен, должна-таки петь пресловутая блоковская девочка, просит передать «Катьке» и ее задиристой компании, что там не держат зла, всё понимают – дурь, молодость, бравада, весна – и ждут их в гости. Настоятель готов даже напоить их вкусным восточным кофе и рассказать историю одного из самых красивых храмов города. Только баба Лида, прихожанка старой закалки, отмывая «Катькины» сопли от дверной ручки, что-то тихо ворчит про современную молодежь. Но настоятель обещал ободрить старушку добрым словом.

Старо-Покровский храм

Общество пошумело. СМИ отработало. Но в случае любого общественного резонанса должны проявить себя и правоохранители. За эту весёлую челлендж-прогулку нашим «деточкам» могут грозить серьезные неприятности. На юге России, где исторически сложилась крайне редкая и самая сложная социальная модель – мирное сосуществование десятков народов и вер – за публичные плевки в сторону народных святынь и памятников может «прилететь» нехилая ответочка от спецслужб. Но и тут Церковь заступилась за оплевателей. Митрополит Ростовский вступился за неразумных детей перед органами исполнительной власти:

«Почтительно прошу не применять к подросткам строгих мер наказания и проявить снисхождение. Необходимо объяснить, что плевать в храм – это не хорошо. Пусть это будет для них не только уроком гражданской ответственности перед законом, но и, прежде всего, уроком милосердия со стороны общества», — подчеркнул владыка.

Милосердие! Вот основное, ключевое, базисное, онтологическое слово всей этой истории. Можно сколько угодно учить страхом перед наказанием, лекциями о толерантности, общественным остракизмом. Подросток сегодня настолько безбашенное существо, что ему все эти условности – фиолетово! Но если мы, как страна, как народ, как церковь (церковь происходит от слова, которое переводится как «люди, собравшиеся вместе») будем милостивее, добрее … Да что тут говорить. Одним словом, милосердие – это милостивое сердце. Понятно, что идеал недостижим в полноте. Хуже – если он станет совсем немыслимым.

Как важно, что «среди шума городского» Церковь во всей этой истории нашла самые важные слова и для девочки, и для общества, и для себя: «Плевок во время Великого поста напомнил нам христианам о тех образцах прощения и милости, к которым призывает нас Христос в Евангелии», было сказано пресс-службой Донской митрополии.

Пусть обе девочки почувствуют, что они нужны.

18 марта преподаватель воскресной школы Магдалининского храма с. А-Мелентьево Бандурина Л. приняла участие в рабочей встрече представителей Всероссийского общественного движения «Матери России».

Сегодня, 18 марта, при участии первого заместителя главы администрации Неклиновского района Андрея Дубины, руководителя организации «Отцы Дона» в Неклиновском р-не Григория Туева, начальника отдела опеки и попечительства Александра Лищенко, руководителя центра психолого-медико-социального сопровождения при Отделе образования района Владимира Пегушина,

состоялась рабочая встреча представителей Всероссийского общественного движения «Матери России» и региональной общественной организации «Отцы Дона».

  Помощник настоятеля храма Любовь Бандурина является руководителем  движения в Андреево-Мелентьевском сельском поселении. На встрече присутствовали лидеры Всероссийского общественного движения «Матери России» из 18 сельских поселений, представитель Ростовского областного центра охраны здоровья и репродукции Алла Говорухина, представитель Донской гильдии профессиональных медиаторов.

 Собравшиеся обсудили стратегию развития
института семьи, порядок взаимодействия государства и общества в процессе защиты
прав и интересов семьи, выступили активные представители общественных
организаций, образовательных учреждений района. Участники представили свой опыт
работы по обсуждаемым вопросам, наметили основные направления дальнейшего
взаимодействия.

        По окончанию мероприятия, был выработан
проект решения встречи, в котором отражены все ключевые и важные для
гражданского общества проблемы, требующие безотлагательного решения для укрепления
института семьи в Неклиновском районе.

В ЧЕМ МЫ ПРЕГРЕШАЕМ ПРОТИВ ДОГМАТА ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ

Проблемы современного иконопочитания. Часть 1

Священник Алексий КнутовВладимир Немыченков

Сегодня, в преддверии праздника Торжества Православия, когда вспоминается событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, есть повод поговорить о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов.

Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе:

«…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1].

Из догмата иконопочитания следует, что:

  1. Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, насвященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение.
  2. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества».
  3. На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его ангелы и святые.
  4. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием.
    Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням,
    «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826)[2]. А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
  5. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов».

Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников.

Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их.

Также очевидно, что противоречит норме иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.

Увы, в последние годы священные изображения все чаще становятся рядовым артобъектом и помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.

Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

В частности, устроители выставок фигур из песка и льда нередко прибегают к изготовлению композиций со священными изображениями или просто копируют известные шедевры иконописи. В таких случаях образы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, наиболее известных и почитаемых святых оказываются среди неподобающего окружения (портретов поп-звезд и т.п.). Кроме того, недолговечность материала обусловливает временный характер таких произведений искусства, которые заранее обречены на уничтожение по естественным причинам.

Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память

Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память

Следует особо отметить, что к практике изготовления священных изображений изо льда нередко прибегают и православные приходы, устраивая в зимнее время на прихрамовой территории ледяные композиции со скульптурными и барельефными священными изображениями. Такая «популяризация» православной веры отнюдь не является формой миссионерской работы, но, напротив, ведет к профанации сакрального, разрушает благочестие у прихожан и препятствует формированию его у тех, на кого направлена такая «миссия».

ПРОФАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА «ПРАВОСЛАВНЫХ ТОВАРАХ»

В последнее время стало обычной практикой использование священных изображений на упаковке и других утилитарных предметах (пакеты, сумки, закладки для книг и т.п.). К сожалению, подобные вещи нередко используются в церковном обиходе, например, церковные свечи для верующих продаются в коробках с иконами и текстом молитв. Как будто сейчас нет возможности приобрести молитвослов или икону по доступной цене.

Упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы

Любая упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы. Размещение на упаковочном материале священных изображений и текстов молитвословий, содержащих имя Божие, естьвопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей, желающих придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей.

Жалкие попытки производителей оправдать свое кощунство обращениями к покупателям утилизировать их продукцию «благочестивым образом» не выдерживают критики и не имеют никаких оправданий. Так, один Интернет-магазин предлагает свечи для домашней молитвы, на картонную упаковку которых наносит изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых и тексты молитв. В надписи на своем товаре производитель рекомендует священное изображение вырезать и использовать как закладку, а «пустую упаковку сжечь» самому или отнести в храм для тех же целей. Возможно, в скором будущем в развитие этой мысли производитель напечатает на упаковке своей продукции не только Символ веры, но и сам догмат иконопочитания, с рекомендацией после прочтения сжечь его вместе с упаковкой.

«Свечи церковные»

«Свечи церковные»

Гораздо разумнее и благочестивее было бы вообще не размещать священное изображение на упаковке, которая заведомо подлежит уничтожению. Однако и покупатели подобных товаров погрешают тем, что стимулируют дальнейшее расширенное воспроизводство такого кощунства.

Пример упаковки свечей без использования священных изображений

Пример упаковки свечей без использования священных изображений

Кстати, о закладках. Они имеют функциональное, служебное назначение и не должны становиться «иконостасами», будучи профанным, а не священным предметом. Закладки со священными изображениями для богослужебных Евангелий не являются аргументом для оправдания использования таковых для домашних целей, в силу принципиального различия в назначении и способе использования самих книг.

«Закладка с молитвой святому в ассортименте» (Источник текста и изображения: сайт Интернет-магазина)

«Закладка с молитвой святому в ассортименте» (Источник текста и изображения: сайт Интернет-магазина)

Совершенно недопустимо использовать священные изображения на сувенирной продукции, в которой иконы выступают лишь как декоративный элемент (иконы-брелоки, сувенирные яйца, тарелки, подсвечники, матрешки и т.д.). К ним относятся и декоративные свечи в виде фигурок ангелов, храмов и т.п. Ведь при зажигании свечи происходит уничтожение того, что для верующего должно быть свято.

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой. Кроме того, если сувенир создается именно как «икона на память», то небезразличны и материалы, из которых она изготавливается. Например, иконы, написанные на гладких камешках (в том числе со «святого места»), могут оказаться неудобными для молитвы и будут восприниматься, прежде всего, как сувенир. Совершенно недопустимым является смешение священных изображений с суеверными символами (например, изготовление сувенира, совмещающего подкову «на удачу» и икону).

Профанацией священного является нанесение священных изображений на любые предметы обыденного употребления. Например:

– посуда: тарелки, кружки, ложки. Допустимыми являются священные знаки (крест) на посуде церковного обихода: сосудах, предназначенных для святой воды, хранения антидора;

Кружки с иконами «в ассортименте» магазина

Кружки с иконами «в ассортименте» магазина

– одежда: футболки, пряжки для ремней, головные платки и т. п.

Использование подобных вещей мирянами (например, женских головных платков с образами святых) в качестве одежды для целей паломничества, посещения храма и богослужений не переводит эти вещи из разряда обыденных в богослужебные или церковные облачения (такие, как митра архиерея, саккос, фелонь, куколь схимницы и т. п.).

Женский головной платок «Святая Матрона»

Женский головной платок «Святая Матрона»

– сумки

– постельное белье, ковры, скатерти, салфетки, рушники.

Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин храма свв. Петра и Павла

Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин храма свв. Петра и Павла

Подушки с иконами

– любые товары, на упаковке которых используются священные изображения: пакеты, коробки, бутылки и т. д.[3]

Также недопустимы наклейки для пасхальных яиц со священными изображениями и священными именами (например, надписи «Христос воскресе» и др.). Неуместно изображать кресты на лентах, предназначенных для обвязывания букетов и венков при погребении умершего. Такие ленты какое-то время лежат на могиле, а потом оказываются в контейнерах с мусором, где крест подвергается поруганию.

Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в ювелирной продукции и бижутерии (браслеты, кольца). В церковной традиции благочестия предметы со священными изображениями принято носить только на груди, у сердца, а не на пальцах, запястье и т. п.

Браслет с иконами

Браслет с иконами

Выводы

В силу догмата иконопочитания и вытекающей из него нормы иконопочитания:

  1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для профанного (бытового) использования, а не для молитвы (посуда, одежда, головные уборы, сувениры, ювелирные украшения, промышленные и ремесленные товары, упаковка продуктов питания и т.п.).
  2. Не следует изготавливать священные изображения из любых недолговечных материалов, в том числе из песка, льда, бумаги и др.

Сегодня, в канун Торжества Православия, хочется напомнить, что догмат иконопочитания, принятый на Седьмом Вселенском соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «своим» и «внешним».

Мы видим, что борьба за подлинное иконопочитание продолжается и ныне. Просто иконоборчество приняло другие формы. Теперь оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство наживы для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по незнанию. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, и тогда Бог – нам Судия праведный и грозный!

«Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!»

С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой.

Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы».

Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания.П

15 марта 2019 г.

15 марта в Сухо-Сарматской школе прошел очередной урок курса «Русь Святая в пословицах и поговорках»

Троицкий храм в селе Ивановка.

Местная религиозная организация православного Прихода Троицкого храма село Ивановка Неклиновского района Ростовской области Ростовской -на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Банк: филиал «Дело» ПАО «СКБ банк»

БИК 046577743

кор. счет 30101810965770000743

рас.счет 40703810977700000470

Номер карты Сбербанка 4276 5217 0078 6332 на имя Николай Бандурин. Пометить «На Троицкий храм»

тел. 8 (86347) 33-4-31,8 (928) 900 84 65 , 8 (928) 137 10 66

Храм Святой Троицы в с. Ивановка

Урок, посвященный Дню православной книги прошел в С-Сарматской школе 14 марта.

14 марта в 4-а и 4- б классах Сухо-Сарматской школы с. Андреево- Мелентьево, учитель воскресной школы прихода Святой Марии Магдалины Л. Бандурина провела урок, посвященный Дню Православной книги.               Ученики четвертых классов узнали о празднике ,посвященном книгопечатанию на Руси, который в этом году уже десятый раз отмечается в нашей стране православными, а также об отечественной истории книгопечатания из презентации , составленной учителем воскресной школы. Дети с интересом рассматривали книгу Жития Святых напечатанную в 18 веке,  познакомились с православными книгами, подаренными приходом школьной библиотеке. Учитель зачитала некоторые интересные фрагменты из  них. Дети узнали, что хорошее чтение приносит пользу и  развивает человека, помогает ему красиво говорить и мыслить в правильном направлении. Дети узнали, что православные книги необходимо читать, чтобы познавать смысл Божьего Откровения и научиться жить в соответствии с Законом Божьим. Учитель призвала детей   читать жития святых, в честь которых названы, читать Евангелие для детей, Священную историю для детей, историю христианских праздников и другую поучительную литературу. Познакомились с буквицами, которые украшали начало книги или главы, разукрасили раскраски с буквицами. В дар школьной библиотеке  от прихода были принесены новые книги.

«СТОЛП ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА» Подвиг блаженного Павла Таганрогского

Марина Чижова

Два года назад состоялось общецерковное прославление блаженного старца Павла Таганрогского. Своей жизнью он воплотил яркий и востребованный пример подвига святости в миру, а Донская земля навеки обрела в его лице своего покровителя на небе. 20 июня отмечается день памяти старца, в честь его прославления в лике местночтимых святых.

Святой странник

Блаженный Павел Таганрогский

Блаженный Павел ТаганрогскийРодился Павел Стожков 21 ноября 1792 года и был назван в честь святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника, чья память совершается 19 ноября. Родители мальчика – Павел и Параскева Стожковы – были зажиточными дворянами из Кролевецкого уезда Черниговской губернии и владели большим количеством крестьян. Очевидно, что были они и благочестивыми людьми. Однако они мечтали дать Павлу, как и его старшему брату, хорошее образование и обеспечить ему безбедную жизнь. Сам же блаженный рассказывал: «Всё моё желание от юности было молиться Богу, а намерение – идти по святым местам».

Ещё в возрасте 16 лет он оставил отчий дом и отправился паломничать по святым местам, и так пространствовал целый год. Когда Павел вернулся домой, отец его сильно наказал и запретил впредь ходить по святым местам. Сам святой впоследствии признавался, что отец не разделял его стремлений, однако не в силах был их изменить: когда Павлу исполнилось 25 лет, он отдал сыну его часть наследства и, благословив поступать с ним по его личному усмотрению, отпустил. Первым делом Павел даровал свободу всем своим крестьянам, а деньги, оставшиеся от продажи имущества, раздал нищим. После этого он смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться путешествовать по святым местам.

Известно, что это паломничество блаженного Павла продлилось 10 лет. За это время он смог посетить много святых обителей, в каждой из которых он оставлял значительные пожертвования. Особенно (и впоследствии) он любил посещать Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую и Почаевскую обители. О последней он говорил так: «Кто в Киеве будет, а Почаев минует, тот и в Киеве не будет».

Вторая родина

В возрасте 35-ти лет Павел появляется в городе Таганроге и остается здесь уже навсегда. Долгое время он жил у людей, на разных квартирах. Последним его пристанищем стала квартира в Депальдовском (сейчас – Тургеневский) переулке, где он имел не просто свой угол-келию, но снимал целый домик. Одевался блаженный очень просто, носил крестьянскую одежду и говорил на малороссийском языке, так что сложно было даже догадаться о его дворянском происхождении.

Павел любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он носил скамеечку и полотенце

От природы наделённый большой физической силой, Павел нанимался на поденные работы и трудился не жалея себя. Однако со звуком благовеста он сразу же оставлял всё и торопился в храм, не пропускал ни одной службы. Больше всего ему нравился Успенский собор, в который он приобрёл много икон, лампад и сделал ряд других пожертвований. Павел сам любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он всегда носил маленькую скамеечку и белое полотенце. Рассказывали также, что когда к собору пристраивали приделы (в это время Павел был уже в преклонных летах), он сам носил наверх кирпичи, вдохновляя своим примером другим.

Однажды настоятель собора, который и так хорошо относился к блаженному, во время Великого входа на литургии увидел Павла в светлом сияющем облачении, как у архиерея. После этого он стал относиться к праведнику ещё лучше. Правда, не все из церковного причта так почитали старца – были у него и недоброжелатели.

Когда старец уже не работал, после службы он имел обычай заходить на базар. Павел неизменно ходил с палкой в руке и двумя холщовыми сумками за плечами. Торговцы старались зазвать его к себе, так как знали, что после этого торговля у них пойдёт успешно. Многие давали ему продукты в качестве милостыни, но блаженный не у всех её брал, а кого-то, к их великой скорби, отгонял даже палкой.

Келия и окружение старца

Келья блаженного Павла Таганрогского

Келья блаженного Павла Таганрогского

Когда старец Павел поселился в отдельном доме, некоторым людям он стал благословлять пожить с ним некоторое время, кто-то оставался и навсегда. Так постепенно вокруг него начала создаваться своя община. Старец отличался большой строгостью, не давал никому поблажки, особенно же он не любил непослушания. Однако когда к нему приходили посетители, их грехи он обличал оригинальным образом: в присутствии кого-либо из послушников он так называл эти грехи, словно бы они были свойственны этому послушнику. Последний лишь виновато пожимал плечами и просил прощения, но сам посетитель понимал, что так были обличены его собственные прегрешения, и уходил с духовной пользой.

Заботясь в основном о внутренней жизни, блаженный Павел весьма малое значение придавал чистоте в своей келье. Послушницам он благословлял убирать у него лишь раз в неделю – по субботам. Причём весь мусор он наказывал собирать в мешки, которые ещё три дня стояли в доме, а затем мусор сжигался. Выбрасывать его он не благословлял. Спал святой на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки он подкладывал под голову что-нибудь из своей одежды. Спал очень мало, особенно ценил ночную молитву.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым

На стенах в келье старца было много икон, у которых всё время горели лампады, возле других на лавочках стояли кувшины с песком, в которых также непрестанно горело огромное количество свечей. Ещё в келье святого всегда стояло много мешков и корзин со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым. Он каждую неделю присылал в тюрьму всевозможные продукты, интересовался о больных и усиленно им помогал. Когда же кто-либо из заключённых умирал, старец сам покупал гроб, одежду и всё необходимое для погребения. Благодаря его заботам все заключенные были похоронены по-христиански.

С юности полюбив подвиг паломничества, старец не оставлял его и в более зрелом возрасте. Обычно он брал с собой несколько послушниц, и вместе они отправлялись поклониться святым местам. При этом старец Павел большое значение придавал всем тяготам и трудностям, которые нужно было обязательно понести во время пути. Со временем, когда он сам уже не мог ходить в такие походы, святой любил благословлять в них своих послушниц, всегда помогая им в пути незримым образом.

Чудеса и предсказания

Прижизненный портрет Павла Таганрогского

Прижизненный портрет Павла ТаганрогскогоМногими духовными дарами был наделён от Бога Таганрогский старец Павел, или «Павло Павлович», как многие его называли. Был у него и дар прозорливости – многие слова блаженного впоследствии сбывались. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу), он предсказал, что тот со временем станет великим человеком, таким, «шо больший буть не може». Спустя много лет этот иеромонах действительно стал Иерусалимским Патриархом.

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…». И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца, вначале как его послушница, а затем, после смерти блаженного, возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит больного палкой по больному месту

Другой человек пришёл просить у старца Павла благословения уйти в монастырь. Тот велел ему прежде залезть на печку и посидеть там. Так молодой человек провёл на горячей печи 12 дней, после чего, выдержав это испытание, был отпущен старцем в монастырь. Впоследствии он стал хорошим монахом на Афоне, где подвизался до конца своих дней.

Очень многих блаженный Павел Павлович исцелял, зачастую когда от пациента отказывались уже даже врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец сильно поколотит больного своей палкой по больному месту.

Один мужчина, у которого дома умирала жена, узнав о необычном чудотворце, поехал к нему издалека с последней надеждой. Однако как только он появился на пороге, сразу же получил палкой по голове от старца и услышал от него: «Чего приехал?! Твоя жена тебе дома уже вареников наварила». Ничего не поняв, мужчина отправился домой. Но ещё более он был удивлён, когда дома действительно застал здоровую жену, которая уже наготовила ему миску вареников. Как выяснилось, исцеление к ней пришло в тот самый момент, когда старец Павел ударил её мужа палкой по голове.

И подобных случаев, один невероятнее другого, было множество.

Кончина и прославление святого

Дни земной жизни старца подходили к концу. Известно, что незадолго до кончины блаженного посетил праведный Иоанн Кронштадтский. Сохранившееся предание свидетельствует, что последний приветствовал Павла словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба», – на что старец отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился блаженный Павел 23 марта 1879 года, незадолго до этого приобщившись Святых Христовых Тайн. В ту самую ночь, когда старец умер, известный Таганрогский протоиерей, который недолюбливал праведника при жизни, видел, как ангелы с радостными песнопениями несли на небо чью-то святую душу. На вопрос, чья это душа, он получил ответ: «Павла Павловича». После этого протоиерей горько раскаялся о своём плохом отношении к старцу.

Сама кончина Павла тоже ознаменовалась ещё одним чудом. Когда он преставился, многие видели, как по всему его телу прошла желтоватая тень, после чего само тело убелилось, как снег, на лице же новопреставленного сияла радость.

На ясном небе вдруг образовалась радуга; позже на том же месте из облаков сложился крест

Старец предсказывал, что в день его погребения будет очень много мух. Этим он хотел сказать, что попрощаться с ним придёт огромное количество людей – «как мух». И действительно, на погребении старца народу было столько, что многим пришлось стоять в очереди по несколько часов, чтобы подойти ко гробу и попрощаться с блаженным Павлом. Происходили здесь и многие случаи исцелений.

Старец Павел пользовался большим почитанием у людей ещё при жизни, однако по его преставлении число почитателей только увеличилось. Так сбылись ещё одни слова святого: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым… Мой куст никогда не будет пуст». Местом паломничества стала не только могилка старца, но и его келия, которая и до сих пор принимает много посетителей. Со временем на кладбище стараниями благотворителей и почитателей блаженного была построена часовня.

Долгожданное прославление старца Павла в лике местночтимых святых состоялось 20 июня 1999 года. В этот день его мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога. «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор», – любил часто напевать перед смертью блаженный. Прославление блаженного также сопровождалось некоторыми чудесами: погожим днём на ясном небе вокруг солнца вдруг образовалась радуга; позже на том же месте, где проходили торжества, из облаков на небе сложился крест. Общецерковное прославление святого старца Павла состоялось в 2016-м году.

Наставления старца Павла Таганрогского

Блаженный Павел наставлял приходящих к нему многими советами, некоторые из которых дошли и до наших времён. Известно, что он очень высоко ценил дела милосердия и благотворительность, особенно касающуюся благоукрашения святых храмов. Настаивал, чтобы в домах верующих всегда было достаточно лампадного масла, свечей и ладана, чтобы у икон неизменно теплилась лампада. Учил чтить церковные праздники и воскресные дни, кроме них он также особенно почитал пятницу, советовал откладывать все суетные дела в этот день. Высоко превозносил подвиг паломничества, странничества Христа ради с несением всех тягот и лишений, с ним связанных.

Сохранились и другие наставления святого:

  • Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!
  • Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве. Ради молитвы оставлять и сон, и еду. Молитвенное бодрствование считать самым благодатным временем.
  • Выше всех жертв почитать Бескровную Жертву, приносимую в храмах за грехи наши по установлению Господа нашего Иисуса Христа.
  • Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами.
  • Будь добрым ревнителем Православия! От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины.

Подготовила Марина Чижова

20 июня 2018 г.

Святейший Патриарх Кирилл удостоил митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТОВОМ

С

Икона Страшный Суд.

          Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святые ангелы с Ним: и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и получить от Него награды или казни, сообразно делам своим.

Судия – страшен, страшен невыразимо по величию, по всемогуществу, страшен потому, что видит глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдается пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живущий праведной жизнью (Пс. 142: 2).

На
суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение
любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство
любви. 

 Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а
отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и
приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее
вещественно: насыщали голодных , принимали  странников, одевали нагих, посещали болящих и
заключенных в темницах, и  тех, которые
творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать
ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за
клятву благословением и за злодеяние благотворением.

 Приведет милость пред Христа и тех, которые смогли
оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив
себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Человек, который
окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость,
напитав Словом Божиим голодную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из
Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха,
исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностью
признан будет сделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу.

Покаяние
для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось,
исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности.
Когда исполнится  сердце милостью: тогда
только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение
ближних, оно может обратиться к видению своего внутреннего мира, а, спасительно
осудив себя, приложить к язвам своим лекарство покаяния.

Христос
искупил всех людей и каждого Собою.

Всех
делателей своих милость приведет перед Христом и исходатайствует им у Христа
помилование и вечное блаженство.

 Приидите скажет
Он им, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения
мира. Проголодался когда, и вы дали Ми есть: 
жаждал, и напоили Меня: странствовал и впустили Меня. Не имел одежды и
одели Меня: болел, и посетили Меня: в темнице был, и пришли ко Мне. Аминь
глаголю вам, то что вы сотворили одному из братьев Моих меньших,  вы Мне сотворили. (Мф. 25: 34–36, 40).

                       Святитель Игнатий (Брянчанинов)