Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Календарь

Архивы

Архив за месяц: Ноябрь 2021

О ПОСТЕ.

«Воздержный живет здорово, долговечно и хорошо».Св. Симеон Псково-Печерский (Желнин)

Пост — хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьём гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

21 ноября празднуем  Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. «Архангелы же и Ангелы , Престолы, Власти и Господства, Начала же и Силы, Херувимы и Серафимы, с Богородицею о мире молитеся.» (стих из канона вечерни)

В чем будем искать пользы от почитания бесплотных сил? Очевидно, в защите от другой части бесплотных существ, которые, в отличие от Михаила и воинства его, Бога отнюдь не любят и желают противного Ему. Это воистину так. Но не только это. Не бывает одного вреда от одного греха, но растекается грех и вред от него в разные стороны. Не бывает и одной лишь пользы от одного доброго дела, но кольцами по воде расходятся блага от одной доброй мысли, одного доброго занятия. Воспевая чистейших небесных служителей Божиих, мы можем крепче уразуметь, насколько велика, и чиста, и славна Матерь Божия. Ведь именуется Она у нас не ложно Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И можно от разумения славы Херувимов и Серафимов перейти мыслью к Деве Марии и паче Ее возлюбить, славе Ее удивляясь.

Первый раз слышим о Херувимах при рассказе об изгнании из Рая. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24) Сего Херувима с мечом огненным отвела от входа в Рай Дева Мария – рождением Иисуса Христа. Рай нам снова отверст в Иисусе, благодаря Матери Его. Воистину Она Честнейшая Херувим.

Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос

Снова слышим имя Херувимов при устроении скинии. Моисею повелевает Бог соорудить ковчег, поместить туда манну, жезл Ааронов расцветший и скрижали Завета, а над ним – «херувимы славы, осеняющие очистилище» (Евр. 9, 5) Херувимы над ковчегом, а манна, и скрижали, и жезл – внутри. Все эти предметы на Матерь Божию указуют. Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос, небесный Хлеб, сошедший с Небес, а Она – Та, что вместила Его. Жезл сухой, давший плод, есть образ Ее девства, однако же давшего рождение. Скрижали есть написанные заповеди, а Христос есть Живое Слово, которое уже не на досках каменных, в живой утробе Девы написалось. Поэтому то, что Богородицы касается, есть внутри ковчега, а Херувимы – снаружи, на осенении, словно на страже.

Воистину Она выше их, Она Честнейшая Херувим.

Сами же они таковы, что описание их без страха читать невозможно. В первой главе книги Иезекииля есть их описание. Видим там (ср. Иез. 1 гл.) подобие четырех животных, у каждого четыре лица и четыре крыла, и руки человеческие под крылами их. Лицо человеческое, львиное, и орлиное, и лицо тельца у каждого. И вид, как у горящих углей, и огонь между животными, и сияние, и молния. Как молния, они сами двигались туда и сюда. Были еще и колеса, идущие на четыре свои стороны, и ободья у колес полны были глаз. Когда шли животные, шли и колеса подле них. «Куда дух хотел идти, туда шли и они» (Иез. 1, 1). И «дух животных был в колесах». «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум вод многих, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы в воинском стане» (Иез. 1, 24).

Видно, что слово человеческое изнемогает описать видение, и не вмещается в обычное описательное слово то, что видели глаза пророка. Потому и сам он изнемог. «Увидев это, я пал на лицо свое» (Иез. 1, 2).

Страшны Херувимы, удивительны же и Серафимы. «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6, 2) Имя их означает «огненный» – от пламенной любви к Тому, Кого они славят, вопиюще «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!» И распростертие крыл их – знак Креста! И молитва уст их – славословие Троице! Однако же они – снаружи Господа, а у Девы-Матери Господь внутри! Правду говорит Церковь: Она – Славнейшая без сравнения Серафим!

Собирая в памяти все сие, вынесем из праздника Бесплотных Сил ту веру, что в роде нашем, в роде человеческом есть Одна, Которая выше всех. Доступная для просьб, как истинная Мать, и кроткая, как Агница.

Вынесем из праздника Бесплотных Сил ту веру, что в роде человеческом есть Одна, Которая выше всех

После же сего можно вспомнить многое иное. И то, как являлся Архангел Иисусу Навину близ Иерихона; как повелел Архангел Гедеону избавить Израиля от мадианитян (все это с вечера в паремиях читается). И то, как Елисей при окружении от врагов сказал испуганному слуге: «Тех, которые с нами, больше, чем тех, которые против нас» (Цар. 6, 16), имея в виду незримое ангельское ополчение окрест Божиих людей. И как Ангел Божий истребил несметное множество врагов у стен Иерусалима при Исайе. Все Писание раз за разом поминает Ангелов с благодарностью, но и со страхом.

Протоиерей Андрей Ткачев

ИЗ СОРОК ПЕРВОГО ГОДА

Протодиакон Владимир Василик
Эту историю рассказал мне петербургский протоиерей Димитрий Василенков, известный военный священник, неоднократно выезжавший в военные командировки и не раз бывавший под огнем, раненный в 2009 году на Кавказе, человек рассудительный и духовно трезвый.
Однажды отец Димитрий зашел в магазин «24 часа» на Волхонском шоссе, где в сентябре 1941 года шли тяжелые кровопролитные бои, и увидел мертвенно бледную продавщицу с перевязанной рукой. Спрашивает:

– Что случилось?

– Батюшка, я с собой покончить хотела.

– Как, почему?!

И услышал следующую историю.

В этот день у продавщицы (назовем ее Анна) все не клеилось. С утра нахамил муж с похмелья, у ребенка поднялась температура, да еще и хозяин магазина несправедливо оштрафовал за упущение, в котором Анна была неповинна. А денег в семье и так в обрез. И после горячего с ним разговора по телефону, в сердечной обиде на пьяницу-мужа, на мироеда-хозяина, на жизнь в целом решилась она покончить с собой. Взяла огромный острый хозяйственный нож и полоснула себя по левой руке. На мгновение острая боль отрезвила ее, но через секунду Анна с темной решимостью подумала: «Нет, идти – так до конца!» Взяла было нож в левую кровоточащую руку и замахнулась на еще целую правую.

Вдруг рука ее застыла. Анна увидела, что в магазин входят трое. В военной форме, но необычной – без погон, с нашивками, с винтовками за плечами. При всей своей боли и отчаянии Анна была поражена. На мгновение в голове мелькнуло: «Реконструкторы, наверное». Нет, непохоже. Форма на вид настоящая, не новодел. И главное – лица. Лица чистых и сильных людей – как тогда подумалось Анне, – людей не из нашего времени.

И совсем она была потрясена, когда услышала:

– Что творишь, дура? Покончить с собой вздумала? Разве ради этого в сорок первом мы здесь погибли? Мы умирали ЗА ВАС. Остановись!

И услышала она: «Покончить с собой вздумала? Разве ради этого в сорок первом мы здесь погибли? Мы умирали ЗА ВАС. Остановись!»

Эти суровые слова прозвучали для нее как благодатный приказ свыше. Злоба и отчаяние исчезли как дым. Анна быстро схватила платок, перевязала руку. Сами полились из глаз слезы благодарности Богу и этим неведомым солдатам, в сорок первом положившим душу свою за други своя и теперь спасшим ее от конечной погибели.

Анна спросила их:

– Как вас благодарить?

И в ответ услышала:

– Поминай нас в церкви. А имена наши – Петр, Иван, Дмитрий.

Протодиакон Владимир Василик

24 июня 2020 г.

протоиерей Димитрий Василенков

21 НОЯБРЯ ДЕНЬ АНГЕЛА У КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека.

Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему…» В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви».

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

С диаконом Владимиром Василиком
беседовал Антон Поспелов

8 апреля 2013 г.

ВСТРЕЧА С ИНЫМ МИРОМ

Инокиня Наталья (Каверзнева)

30 лет назад какая-то заблудшая душа подожгла Малый Донской собор. В результате, как всем теперь известно, были обретены мощи Московского святителя Патриарха Тихона. Я приехала на перенесение мощей.Эти трое стояли по правой стороне дорожки. Собственно, стояли двое – видимо, родители. А ребенок (на вид девочка не более трех лет) сидел на обычной детской колясочке. У этой малютки видимая часть речевого аппарата оставалась неподвижной, лишь рот разевался и застывал перекошенный. А голос – грубый бас – ревел матерной бранью откуда-то изнутри крохотного тельца.Когда кто-то рядом пробормотал с жалостью, что девочка одержима бесом, я поняла, что впервые вижу очевидное проявление духовного мира. В общем, я всё это быстро проанализировала и с потрясением отметила, что вижу чудо. И нисколько не испугалась. Поэтому через часик Господь дал мне другой урок, более доходчивый.Когда мощи святителя занесли в Большой собор, народ хлынул туда, чтобы к ним приложиться. Меня зажало в толпе. Бабушка, которая находилась передо мной и чуть левее, вдруг вывернулась неестественным до жути образом. Тело ее осталось в прежнем положении, а голова повернулась направо градусов на 150 назад и еще вверх. То есть прямо лицом ко мне.Лицо бабушки перекосило судорогой, а рот открылся так, что глотку стало видно до гортани. Все мышцы – лица, полости рта, глотки и гортани – сохраняли странную неподвижность – они были в каком-то судорожном состоянии, но зев и глотка были не сведены, а, наоборот, расширены. И изнутри бабушки злобный, мужского тембра голос начал выкрикивать: «Ты зачем сюда пришла?! А?! Уходи отсюда!!!»Я перепугалась здорово. Правда, всё быстро закончилось. Бабушку отпустило, она повернулась в нормальное положение, закрестилась и тихо заплакала. От жалости к ней, как казалось тогда, прошел и мой страх. Сейчас понимаю, что не от жалости, а от благодати, царившей в храме, куда перенесли мощи великого святителя.

ПРОЧИТАТЬ НА САЙТЕ: https://pravoslavie.ru/142938.html?fbclid=IwAR2Oz8SbSrWfW41ueYfEUYKj_94g5dk2rq5wj7w9MrCxbdoEmWRSNn_D6YI

Книги, которые интересно и полезно читать детям. (Михаил Плетнев)

Хочу чтобы эти книги остались моим внукам, как семейная реликвия. Это самые лучшие произведения, которые мы прочитали вместе с детьми. Многих пока нет в нашей домашней библиотеке. Что-то мы прочитали в электронном варианте, что-то брали в городских библиотеках. Но я ОБЯЗАТЕЛЬНО соберу дома ВСЕ эти книги 📚ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (список👇)Фантастика и фэнтези:1.«Говорящий свёрток», Джеральд Даррелл 2. «Путешествие на Утреннюю Звезду», Губарев Виталий Георгиевич (все книги автора).3. «Часы веков» Губарев Виталий Георгиевич (все книги автора)4.»Крылатая звезда», Ефим Чеповецкий (все книги автора).5. «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Ян Ларри. 6. «Гум-Гам», Велтистов Евгений Серафимович (все книги автора)7. «Жёлтый туман», Волков Александр Мелентьевич.8. «Рэдвол», Брайан Джейкс (серия книг)9. «Тайна зелёной планеты», Андрей Саломатов (все книги автора)Путешествия, про пионеров, военная детская проза:10. «Падь Золотая», Виктор Брониславович Лавринайтис (все книги автора)11. «Тайна золотой долины», Василий Степанович Клёпов (все книги автора)12. «Четверо из России», Василий Степанович Клёпов 13. «Бегство рогатых викингов», Владислав КрапивинДетская научно-публицистическая литература:14. «Выхожу в космос», Алексей Леонов15. «Занимательная физика», Перельман Яков Исидорович (можно все книги автора).16. «Занимательная геометрия», Перельман Яков Исидорович (все книги автора).ВЗРОСЛАЯ ЛИТЕРАТУРА. Эти книги я прочитал сам. А потом пересказал своим детям. Произведения очень сильно повлияли на мою жизнь!Путешествия:1. «Тропою испытаний», Федосеев Григорий Анисимович (все книги автора)2. «Русский Робинзон», Сибиряков НиколайВоенная проза:3. «Повесть о настоящем человеке», Полевой Борис.4. «Романтика неба», Тихомолов Борис Ермилович. 5. «Волоколамское шоссе», Бек Александр.💡Подписывайтесь на нашу семейную группу ВКонтакте.

Митрополит Меркурий: «Традиция — это не поклонение пеплу, а передача огня». Состоялось пленарное заседание XXVI Димитриевских образовательных чтений «к 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

XXVI ДИМИТРИЕВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I: СЕКУЛЯРНЫЙ МИР И РЕЛИГИОЗНОСТЬ»

Доклад Главы Донской митрополии,
митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

 
Уважаемые участники XXVI Димитриевских
образовательных чтений!

Тема, которая выбрана в этом году для встречи, по праву считается одной из самых сложных в нашей истории и диалектичной для восприятия как светским, так и церковным обществом.
Петр Алексеевич Романов и время его царствования – это не просто эпоха реформ и изменений привычного уклада жизни Московского царства. Это, без всякого сомнения, перелом политических, общественных и церковных форматов. По крайне мере именно так это воспринималось подавляющим большинством современников Петра I. Но, что самое удивительное, даже сейчас, по истечение 350-ти лет, петровское правление по-прежнему воспринимается весьма неоднозначно.
Историки, социологи, церковные ученые до сих пор не имеют единого взгляда на вопрос о пользе и вреде правления Петра. Тем не менее, в историю нашего Отечества Петр Алексеевич вошел под именем «Великий». И нам с вами необходимо понять, что же великого он произвел, и как примирить такие разные оценки его правления?
Когда мы говорим о «секулярном» и «религиозном», чаще всего между этими двумя понятиями стоит союз «или», вместо союза «и». «Секулярное» – альтернатива «религиозному», даже его враг. А значит способно наносить интересам веры только вред и страдание. Поэтому у ряда церковных исследователей считается общим местом, что при Петре Великом Россия вкусила тлетворный яд секуляризма. И все наши беды именно от этого. Однако, через века, нам открывается удивительная картина того, что даже в данном противостоянии обнаруживаются некоторые благоприятные для религиозной веры следствия, что, несомненно, является еще одним доказательством надмирной природы и Церкви, и самой веры.
Что собой представляла Московская Русь до Петра Великого? Это было время собирания сил, аккумулирования того самого потенциала, который и помог Петру осуществить его амбициозные планы. Почти все петровские реформы были задуманы, а многие и начаты, при его отце — царе Алексее Тишайшем. И создание российского флота, и даже немецкая слобода – возникли при нём. Петр брал заготовки и, как сын своего оцта, доводил их до логического завершения. Таким образом, первый Российский император не воспринимал свою деятельность как проект по секуляризации российского общества в атеистической манере. Подобный стереотип был характерен для советской историографии. Однако Петр не совершал секуляризацию страны, в духе безбожных деятелей XX столетия, он добивался, как бы сегодня сказали, её «форсированной модернизации». Всё богатство Российского государства – и материальное и духовное — служило ему инструментом для задуманных реформ. Секуляризация же, понимаемая как определенные антирелигиозные процессы, явилась лишь побочным и преувеличенным эффектом. Причина её как в небывалой скорости самого петровского реформирования, что создает большой простор для ошибок, так и в ангажированном восприятии личности Петра атеистической пропагандой. Перспективу неминуемых перекосов и идеологических подходов надо помнить всегда при разговоре о петровском времени. Ведь не секрет, что одни восхищаются «инновациями» и «приобретениям» его правления, другие же клянут его за «деспотизм» и «разрушения». И те, и другие – правы! Было всё. И несправедливые казни, и провальные авантюры, и личное самодурство императора, и его бесчувственность к нерву национальной культуры. Но наряду с этим, были и прорывные достижения, выход на новый технологический уровень, научный прогресс и долгожданные общественные реформы.
То, что происходило со страной при Петре Великом, иначе как процессом общественного и государственного взросления не назовешь. Если представить себе Московское царство как живой исторический организм, то его переходный возраст пришелся именно на правление Петра. Мы же знаем, что в переходном возрасте подросток очень часто «перебарщивает», немотивированно грубит предкам, меняет свои манеры, нередко даже компенсирует свою неуверенность показной жестокостью. Он проверяет на прочность и мир, и себя. Но, раз секулярному миру свойственен такой сложный и даже в чем-то неприятный рост, то мы так же можем предположить, что и миру религиозному эти перемены могут быть свойственны. Недаром же апостол Павел полагал, что Церковь – это не застывшее в граните изваяние, а общество людей, которое в исторической перспективе стремится прийти «…в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). То есть, история Церкви – это так же история определенного возрастания. А если мы говорим, что Церковь – это люди, то и удивляться не приходится, что они взрослеют вместе. Однако, в отличие от секулярного мира, у Церкви, как у сообщества людей, в переходном возрасте есть Один Мудрый Педагог, Который не дает ей застыть в не естественных для нее формах. И это, на мой взгляд, действительно, одно из доказательств Бытия Божия. Ибо если Церковью управляли бы только люди, то все реформы, секулярные эксперименты, политические подмены и иные искушения давно бы положили конец нашей вере. Как писал Честертон: «Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». Так и в случае с петровскими реформами: Церковь прошла через многие лишения и испытания, но стала только крепче и мудрей.
Да, Петр пытался сделать Церковь подконтрольной государству монополией, которая бы являлась инструментом в его политике. Но ведь именно этот опыт научил нас ценить свою независимость, и четко определил задачи Церкви, которая может и должна сотрудничать с государственной властью в вопросах духовного и культурного воспитания общества, но при этом отделена от неё в вопросах администрирования и политики. И этот состояние по праву можно признать лучшим из всех возможных. Соработничество, без взаимного поглощения!
Да, Петр пытался привнести в жизнь Церкви определенные западные модели и стандарты. Но благодаря этому в Русской Церкви возникли школы, академии, богословская наука. Возник гений святителя Димитрия Ростовского и творческий потенциал архиепископа Феофана (Прокоповича).
Да, Петр вносил в духовную жизнь российского общества новые культурные и социальные нормы. Кому-то приходилось брить бороду, кому менять кафтан на сюртук. Но ведь благодаря этому вера перестала быть просто «урожденным правом», наследованным «теремом». Она стала свободным выбором любящего сердца. Сегодня, православный – это не факт рождения или сословная принадлежность, это шаг сознательной веры.
Часто Петра обвиняют в некоем протестантизме, в том, что он лишил Церковь главы, упразднил патриаршество. И, безусловно, это было тяжелейшим ударом по церковному самосознанию. Но благодаря синодальным страницам нашей истории, Церковь, в начале XX века, осознала патриаршество не как архаичный унаследованный от Византии рудимент, а как великую объединительную силу. И первый же Всероссийский Патриарх — святитель Тихон — выбранный после долгого Синодального периода, стал ангелом Русской Церкви, Великим Святителем и молитвенником о ней. И само патриаршество приобрело правильные соборные черты. Сегодня Предстоятель Русской Православной Церкви осуществляет свое руководство, не находясь под диктатом светской власти, не от единоличного скипетра. Он управляет Церковью соборным разумом Священного синода, посредством епископской коллегии. И эту форму правления также по праву можно признать лучшей из всех возможных.
Наконец, Петра нередко обвиняют в разрушении русского монашества. Но это вообще звучит абсурдно. Монашество никогда не являлось чисто общественной конструкцией, моделью организации хозяйственно-деловых отношений, которую можно разрушить сократив надел и финансирование. Монашество всегда, и прежде всего, было путем поиска Бога и Его правды, было горячим стремлением сердца ко Христу. И уклонение от этого предназначения критиковали такие яркие умы Русской Церкви как святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник. Поэтому, конечно, тяжелый удар петровских реформ по этой сфере церковной жизни в чем-то лишил её былых привилегий, но при этом выбил из неё сильнейшую духовную искру в виде Оптинского старчества, Дивеевского и Валаамского феномена, которые привлекали к себе даже самых отъявленных скептиков. То есть и этот тяжелый опыт Господь направил на благо и процветание Церкви.
Получается, что религиозность может существовать в секулярном мире, и секулярный мир не всегда враждебен религиозности. При соблюдении одного важного фактора они способны на соработничество и взаимную службу. Имя этому фактору — живая традиция.
Мы часто полагаем, что традиция – это термин, который определяет нечто застывшее в веках, некую давно остывшую лаву, на старом фундаменте которой пытаются строить новую жизнь. Но это ошибочное представление. Духовная традиция народа может менять свои формы и образы, может проходить через ломку внешнего остова. Более того, как живой феномен, она может быть подвержена даже росту, процессу взросления. Но она всегда остается верной своему внутреннему содержанию, тем ценностям и той силе, что дал ей Бог. Как живое зерно национальная духовная традиция растет через века, меняясь сама и меняя новые поколения людей. Её нескончаемая жизненная сила заключается в том, что растет она не в глубину застывшей лавы, а от Христа наружу, к миру. Именно Христос и Евангелие — источник всей нашей культуры, менталитета, мировоззрения и многих важных исторических особенностей. В процессе роста всё ненужное, наносное отомрет и станет частью прошлого. Но то, что способно сделать это проросшее зерно еще сильнее, крепче и весомее — будет им воспринято, переработано и учтено.
Поэтому, говоря о былых временах и сложных переходных страницах истории, мы всегда должны помнить три вещи.
Первое. Секулярный – не обязательно значит антирелигиозный. Секулярный, может учитывать наличие иного, параллельного, не секулярного религиозного мира, который, как любая параллель, не пересекается с миром секулярных задач, но сопутствует тем, что служат духовному здравомыслию в обществе.
Второе. О каком бы благом соработничестве между секулярным миром и религиозным фактором мы не говорили, важно понимать, что, как и всё в нашей жизни, оно осуществляется в мире падшем, руками грешных людей и не может быть свободно от ошибок, от перекосов, от процессов скороспелого роста. Однако со временем Господь всё расставляет на свои места. Кесарево отходит Кесарю, а Божие Богу.
И, наконец, третье. Для того, чтобы процессы модернизации не обедняли наш народ, не ломали его в очередной раз об колено, не вырывали, простите, снова бороды с мясом, — вот для этого «секулярное» и «религиозное» в нашем обществе должно быть верным духу народной традиции, тем высоким нравственным ценностям, семейным укладам и культурным ориентирам, которые и составляют нашу многовековую национальную идентичность. А идентичность эта — и у атеистов, и у скептиков, и у верующих — выросла из евангельского зерна, из тех истин, и той свободы, что дала нам христианская цивилизация.
Конечно, мы живем сегодня, по преимуществу, в окружении секулярного мира. Но эта среда не должна быть враждебной, ее отношение к религиозности не должна напоминать поле битвы. Поэтому наша задача, учитывая опыт петровского времени, опыт всех тех экспериментов, что претерпела наша страна за свою историю, не лишать себя живого очага традиции. Тем более искусственно, тем паче под какими-то надуманными предлогами. И Димитровские чтения, как площадка, объединяющая светский и религиозный взгляд на образование, наглядный пример движения в этом направлении. За почти три десятка лет нам удалось возродить культуру диалога, в котором секулярные силы не выталкивают религиозность за рамки важнейших вопросов, а религиозность не диктует секулярной модели свой модус вивенди. Вот эту традицию адекватного соработничества нам и предстоит хранить и передавать будущему поколению. Ибо как говорят христиане: «Традиция — это не поклонение пеплу, а передача огня». Выбор между пеплом и огнем – и есть главная задача нашего времени.
Спасибо за внимание.

Глава Донской митрополии поздравил жителей Дона с Днем народного единства

Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий поздравил дончан с общенациональным праздником народного единства.
Его Высокопреосвященство в своем слове отметил: «Кто-то быть может полагает, что в этот день мы празднуем, прежде всего, победу над оккупантами, которых изгнали из столицы. Конечно, та победа открыла путь к свободе и независимости нашего народа. Но мне кажется, что основным и главным уроком тех событий является урок преодоления общественного раскола, который и привел врага в самое сердце нашей страны.
После воззвания Патриарха Гермогена наш народ принёс покаяние за смуту, разделение и взаимную ненависть. И уже после этого под стенами Кремля стояли не очередные русские полки, которые интервенты до этого с легкостью разбивали, а могли бы разбить и тогда… Под стенами Москвы встал совершенно новый — единый, сплоченный, духовно сильный — народ. Опыт тех событий мы не должны забывать и сегодня».

4 ноября -день Казанской Богородицы и Народного единства.

В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля— в честь обретения чудотворной иконы, и 4 ноября — в честь избавления Москвы от поляков. 4 ноября Церковь и граждане России отмечают  праздник в честь Казанской иконы Богородицы, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.    Первое ополчение потерпело поражение, второе ополчение Минина и Пожарского шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году. По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и  4 ноября 1612 Москву освободили от поляков. Победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.