Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Календарь

Архивы

Архив за месяц: Декабрь 2015

«УЧАСТИЕ В «ГОЛОСЕ» – КОНЕЧНО, ДЕРЗКИЙ ПОСТУПОК» Иеромонах Фотий (Мочалов)

SXTivGLpIsIИеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте «Голос» на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта «Религия и мировоззрение» РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после «Голоса». Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте «Голос» на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта «Религия и мировоззрение» РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после «Голоса». Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич. — Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу «Голос»? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить? Читать далее

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА, ЕПИСКОПА ТРИМИФУНТСКОГО

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСвя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), он был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та. В сане епи­ско­па свя­ти­тель не из­ме­нил сво­е­го об­ра­за жиз­ни, со­еди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с де­ла­ми ми­ло­сер­дия. По сви­де­тель­ству цер­ков­ных ис­то­ри­ков, свя­ти­тель Спи­ри­дон в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. На Со­бо­ре свя­ти­тель всту­пил в со­стя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, за­щи­щав­шим ари­е­ву ересь. Про­стая речь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на по­ка­за­ла всем немощь че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти пе­ред Пре­муд­ро­стью Бо­жи­ей: «Слу­шай, фило­соф, что я бу­ду го­во­рить те­бе: мы ве­ру­ем, что Все­мо­гу­щий Бог из ни­че­го со­здал Сво­им Сло­вом и Ду­хом небо, зем­лю, че­ло­ве­ка и весь ви­ди­мый и неви­ди­мый мир. Сло­во это есть Сын Бо­жий, Ко­то­рый со­шел ра­ди на­ших гре­хов на зем­лю, ро­дил­ся от Де­вы, жил с людь­ми, по­стра­дал, умер для на­ше­го спа­се­ния и за­тем вос­крес, ис­ку­пив Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пер­во­род­ный грех, и со­вос­кре­сил с Со­бою че­ло­ве­че­ский род. Мы ве­ру­ем, что Он Еди­но­су­щен и Рав­но­че­стен со От­цем, и ве­ру­ем это­му без вся­ких лу­ка­вых из­мыш­ле­ний, ибо тай­ну эту по­стиг­нуть че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом невоз­мож­но».

Читать далее

20 декабря храм Св. Марии Магдалины посетили паломники из г. Новочеркасска и Ростова-на-Дону.

20 декабря храм Св. Марии Магдалины посетили паломники из г. Новочеркасска и Ростова-на-Дону. Учитель воскресной школы Л.

Бандурина провела экскурсию для гостей, рассказала о святынях храма и о современных чудесах св. Марии Магдалины и св. Николая Чудотворца.

Современное чудо Святого Николая Угодника в г. Ростове-на-Дону.

загруженноеПроизошло это событие лет десять назад. Рассказала мне его крестная моей дочери Людмила Ващенко, которая живет в г. Ростове –на Дону.

У Людмилы есть одноклассник Н., который , лишившись родителей, и оставшийся на попечении своей бабушки, попал в дурную компанию и сделался наркоманом. После десяти лет употребления наркотиков, он стал сморщенным и скрюченным стариком, не смотря на то, что ему было всего сорок лет. Какое-то время Людмила перестала его встречать, и подумала о том, что его наверное уже нет в живых. Как вдруг они встретились, и его было не узнать. На щеках даже румянец появился, лицо посвежело и обрело человеческий вид. Людмила спросила у него, что за перемена с ним произошла. На что он ответил, что бросил употреблять наркотики, и в этом ему помог Бог через святого Николая Угодника.

Вот как это произошло. После того, как умерла верующая бабушка, Н. совсем приуныл и стал колоться каждый день. И вот после очередной дозы, он уснул, и во сне так сильно скрутился, что голова была между ног. А утром он проснулся в такой нелепой позе, члены тела застыли , и никак не хотели возвращаться в свое нормальное состояние. Это причиняло ему неимоверную боль, он кричал и звал на помощь соседей, но его никто не слышал, очень долго, может быть сутки или более, он находился в таком бедственном положении, так , что и голову не мог повернуть.   Читать далее

15 декабря во 2 классе С-Сарматской школы прошел первый урок «Русь Cвятая в пословицах и поговорках» по второму году обучения.

По просьбе родителей и детей 2 класса С-Сарматской школы , а также учителя начальных классов и классного руководителя класса Савельевой Ларисы Григорьевны ,15 декабря в этом классе прошел первый урок «Русь Cвятая в пословицах и поговорках» по второму году обучения, который будет теперь проводится один раз в неделю, как и в первых двух классах. Преподаватель предмета — учитель воскресной школы храма Святой Марии Магдалины Бандурина Любовь Витальевна отметила, что не смотря на то, что класс шумный и большой , в нем 24 человека, контроль знаний показал, что дети ничего не забыли из пройденного за прошлый год, а , что самое главное, не потеряли интереса к предмету.

12 декабря состоялась беседа cвященника о Таинствах Церкви с жителями с. Марьевка.

P1320046В клубе села Марьевка Неклиновского р-на состоялась встреча местных жителей со священником. Инициатором встречи был настоятель храма св. Марии Магдалины с. А-Мелентьево протоиерей Николай Бандурин, пришли местные жители, редко посещающие храм. Директор клуба Василец А.Н. предоставил помещение для беседы со священником.

Батюшка рассказал о необходимости посещения храма и о Таинствах Церкви.

Встреча длилась полтора часа, за это время священник ответил на многочисленные вопросы слушательниц и выслушал их рассказы о жизни и проблемах. Итогом встречи стало решение обратиться к руководству местного колхоза с просьбой о предоставлении комнаты в здании Правления для Богослужений.

 

Интересная статья В. Легойды о роли Церкви в обществе.

contentГлава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда отвечает докторанту богословия Андрею Кравцеву

О конформизме, политике и правдивой истории Церкви

На письмо Андрея Кравцева, докторанта богословия (№ 220 от 24.11.2015, с. 06)

Вслед за моим корреспондентом Андреем Кравцевым сразу скажу, что со многимв его тексте я, будучи христианином, безусловно согласен. Более того, полагаю, что именно в силу общего политического перегрева медийного и общественного поля, а также стремления к маркировке позиций по профессиональной или социальной принадлежности (раз церковный чиновник, значит – конформист и проч.), автор смог найти в моем тексте не только то, что там не предполагалось, но и то, что – даже при самых смелых толкованиях – из него non sequitur, «не следует». Это распространенная логическая ошибка. Но написать хотелось бы о другом.

Если я правильно понял моего уважаемого корреспондента, его критика связана не с тем, что я пишу о свободе христианина при любой власти и проч., но с тем, что сегодня наша Церковь, по мнению г-на Кравцева, не делает: а именно, не возвышает свой голос против порочных явлений в государстве и обществе. Видимо, автор исходит, во-первых, из презумпции самоочевидности пороков «режима», отсутствие постоянной жесткой критики которого и объявляется конформизмом. Во-вторых, именно эта задача полагается сегодня важной (важнейшей?) для Церкви.

Моя же позиция заключается в том, что подобная оценка текущей ситуации при таком раскладе является именно и только политической. Поэтому Церкви, чтобы удовлетворить таких критиков, пришлось бы занять именно политическую позицию – на уровне ее официальных структур. Последнее вызвало бы не только критику, не менее острую, чем у моего оппонента (просто со стороны других политических сил), но и понудило бы Церковь заниматься тем, чем ей заниматься совсем не пристало – собственно политической деятельностью.

Каждый по-своему видит идеальное государство, но христианину очевидно, что этот институт, вызванный к жизни грехопадением человека, по определению не может стать совершенным в пределах земной истории человечества. Более того, сама Церковь в своей организационной природе несет отпечаток тех несовершенств, которые характерны для современных ей государства и общества, потому что состоит из тех же людей. Прекрасно понимая это, еще Блаженный Августин (354–430) сформулировал свою концепцию «двух градов» – земного и небесного. Примечательно, что Августин настаивал на том, что в земной жизни, включая жизнь земной Церкви – верующих людей, – оба эти града перемешаны и только в вечности мы узнаем, кто к какому принадлежит. Конечно, эта концепция не имеет статуса догматического учения, однако было бы неправильным игнорировать интуиции великого святого ранней Церкви. Тем более что интуиции эти полностью согласуются с евангельской притчей о пшенице и плевелах.

Можно вспомнить, что и среди учеников Спасителя был предатель, который воровал жертвуемые деньги. Воровство Иуды существовало, судя по всему, вплоть до самого последнего момента, пока не закончилось еще худшим – предательством. И что же: сообщество Христа и Его апостолов тоже следует назвать «порочным институтом», который «неэффективно борется с внутренними злоупотреблениями»? Конечно, от любого такого примера можно отмахнуться: ну когда это было! То Евангелие, а то – жизнь. Но ведь все дело в том, что Евангелие – именно о жизни.

И острие нашей с уважаемым докторантом дискуссии именно об этом: оставаясь в предложенной им логике, нельзя найти ни одного периода в истории Церкви, когда тех или иных представителей последней нельзя было бы при желании обвинить в конформизме. Некогда император Константин созвал и возглавил «собрание конформистов» – епископов христианской Церкви, подчинившихся воле язычника – главы государства. Собрание это вошло потом в историю как Первый Вселенский собор, а председательство императора никак не повредило ценности принятых там догматов. Вроде бы само по себе председательство язычника (пусть уже формального) на соборе отцов Церкви не может радовать христианина. Но представьте себе альтернативу: епископы, проклявшие язычника Константина с его претензиями на «сакральную» власть, сорванный собор, возможно, отказ императора от крещения. Что дальше?

Я совсем не к тому, что Церковь должна закрывать глаза на несовершенства и в своей среде, и в сфере государственного управления. Этого и не происходит. Церковь осуждает грехи властей предержащих, которые в среднем имеют их не меньше и не больше, чем те, кто властью не обладает. Просто иногда это другие грехи. Известна, например, несовпадающая позиция Церкви и государственных структур по ряду вопросов, которые не всегда становятся известны широкой публике. Но от этого до непосредственного участия в политической борьбе – большой шаг, сделав который Церковь неизбежно превратится из Тела Христова в заурядную политическую партию и прекратит свое существование – как Церковь. Мой корреспондент может и не знать, что представители Русской Православной Церкви последовательно выступают с осуждением общественных пороков (а не «порочных структур»), например коррупции, причем не только публично. Я сам неоднократно был свидетелем совсем не комплиментарных разговоров Святейшего Патриарха Кирилла с чиновниками разного уровня. Известна не популярная ни среди власти, ни среди части наших сограждан позиция Русской Православной Церкви против нахождения абортов в системе ОМС. И переговоры на эту тему ведутся весьма жесткие. Это тоже конформизм?

При этом мне как профессиональному политологу, имеющему вместе с тем богословское образование, ничего не известно о понятии «порочных общественных и политических структур», которое использует мой уважаемый оппонент. Есть конкретные люди, которые бывают порочны, независимо от того, несут они государственное, общественное или какое-либо еще служение, и христианин, как справедливо отмечает Кравцев, не может участвовать в делах таких людей.

Увы, Церковь и верующие не могут создать идеального государства. Существует множество исторических примеров, которые не буду здесь приводить, так как убежден, что все они хорошо известны моему собеседнику. Не буду говорить и о печальной судьбе европейской христианской демократии, в которой от христианства осталось не так много.

Должна ли Церковь возвышать свой голос против общественных пороков? Безусловно. Вопрос один: как это делать? Официальными заявлениями синодальных структур или через изменение общества, воспитание людей? Думаю, важны оба способа. При этом глубоко убежден в том, что главное служение Церкви осуществляется в изменении человеческого сердца. Повторяю, это совсем не значит, что Церковь не должна давать публичной нравственной оценки происходящему в обществе и государстве. Отсутствие такой оценки было бы низведением веры до «вашего частного дела», что глубоко противоречит православному пониманию места христианства в жизни и для веры разрушительно. В пределе такой подход охарактеризовал Питирим Сорокин, заметив, что «в воскресенье пуританин верит в Бога, а в остальные дни – в фондовую биржу». Но противоположная крайность также известна истории. Фра Иероним Савонарола, один из ярчайших представителей западноевропейского средневекового христианства, справедливо и жестко обличал пороки своих современников. Чем и снискал колоссальное уважение и поддержку многих. Однако скоротечность и бесславность «правления» Савонаролы во Флоренции связана не только с противостоянием властям, светским или церковным, но именно c тем, что в какой-то момент пророческая функция Церкви превратилась в полицейскую в поступках его многочисленных последователей.

Поэтому вновь и вновь мы возвращаемся к исходному вопросу: к чему призвана Церковь Спасителем? В лице каждого отдельного человека и в лице церковных институций? Прежде всего обращать Благую Весть к сердцу людей, надеясь на то, что преображенный верой человек преобразит и окружающий мир. У нас нет иного рецепта для государства и общества, чем тот, который оставил нам преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он сказал именно это, а многим, может быть, казалась бы более важной борьба за восстановление нормального церковного устройства, разрушенного Петром I, или за отмену крепостного права. Думаю, если бы Серафим Саровский обратился с каким-либо общественным призывом, то за ним, быть может, пошло бы не меньше людей, чем за Лютером. Только последователи Лютера не создали ни идеальной Церкви, ни идеального государства, ни идеального общества, зато пролили много крови в религиозных войнах, навсегда расколовших духовное единство Европы. А ведь были движимы благими намерениями и справедливо указывали на действительные общественные и церковные пороки.

Поэтому в первую очередь надо прилагать усилия, чтобы сделать ценности небесного Отечества реальностью в жизни Отечества земного. Настолько, насколько это возможно. Насколько есть силы. Сердце христианина не может соглашаться на попрание человеческого достоинства кем бы то ни было, в том числе и государством. Другое дело, что борьба за социальную справедливость не может быть автоматически ассоциирована со святостью. Святитель Иоанн Златоуст, о котором говорится в статье Кравцева, умер в изгнании, но канонизирован Церковью вовсе не за борьбу с пороками византийской императрицы. Точно так же странно думать, что Христос пришел на землю с благой вестью о недопустимости гладиаторских боев или рабства, которые, кстати, осуждались в античности многими задолго до христианства. Или ради борьбы с апартеидом в ЮАР.

Он принес рабам и патрициям, гладиаторам и вольноотпущенникам, белым и черным весть о том, что они могут быть в вечности с Ним, оставив свои грехи, а перед этим меркнет даже борьба в Индии с варварским обычаем сати, о которой пишет Андрей Кравцев. Борьба важная, благородная, но не сопоставимая с искупительным подвигом Христа.

И задача-то наша как Церкви в том, чтобы очередной собирательный (а на самом деле каждый раз живой и конкретный) император-язычник, или бюрократ-взяточник, или полицейский-беспредельщик, пусть пытающиеся пока судить о Церкви в доступных им языческих понятиях власти-подчинения, были бы ей не осуждены бесповоротно, не навсегда отвергнуты, но увидели бы перед собой путь к тому, чтобы и им покаяться и стать святыми. Ведь и вокруг них тоже могут спастись тысячи. Надо верить в человека, ради которого Бог сошел с небес.

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, кандидат политических наук, профессор МГИМО

Письма в редакцию можно присылать по почтовому или электронному адресам, указанным в выходных данных газеты. Редакция может публиковать письма и сообщения с форума газеты в сокращенном виде. Просьба указывать имя, фамилию, город и место работы.

 

Изречения святогорского старца иеросхимонаха Иеронима.

221987.b«Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи».

«Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою».

«Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: “Благословен Бог наш” и “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям».

«При молитве вскоре усматривается и примечается всякое недоброе и греховное помышление, лишь только появится оно по действию диавола или по причине прежних живших в сердце страстей и пороков».

 

«Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию».

«Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни».

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Изречения иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова)
подготовила Ольга Рожнёва

В праздник Введения во храм Богородицы 4 декабря причащались воспитанники детского сада «Сказка».

P1310852 P1310875