Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Календарь

Архивы

Архив за месяц: Сентябрь 2020

ТЕСТ на ПРАВДУ

ПСЕВДОСТАРЦЫ на телеканале СПАС. Автор и ведущий прессекретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский Выходит по четвергам примерно в 19-30

Победители отборочного турнира по боксу г. Таганрога.

Три первых места и одно второе заняли ребята из ВПК «Преображение» при храме св. Марии Магдалины на отборочном турнире перед соревнованиями: Роман Улитин, Давид, Алексей Ковтун, Мария Ковтун.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ХРАМА СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ С. АНДРЕЕВО-МЕЛЕНТЬЕВО ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ С 7 ЛЕТ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ХРАМА СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ С. АНДРЕЕВО-МЕЛЕНТЬЕВО ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ  С 7 ЛЕТ для бесплатных занятий Основами Православия.

4 октября  состоится первое занятие в воскресной школе храма Святой Марии Магдалины с. Андреево-Мелентьево.

Запись в храме после Литургии 20 и 27 сентября.

тел. для справок 89281371066 Бандурина Любовь Витальевна.

Обучение и воспитание в воскресной школе храма Св. Марии Магдалины осуществляется в соответствии со стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах РПЦ.

«ТЕСТ на ПРАВДУ»

⚠️В четверг 17 сентября стартует наш новый телевизионный проект на телеканале СПАС!ТЕМА: Первый выпуск будет посвящен «Журналу № 64» Синода РПЦ от 25.08.2020: Канонические прещения за разглашение конфиденциальной информации. ВРЕМЯ: Каждый четверг в завершении выпуска новостей, который стартует в 19.30! (т.е. примерно в 19.50)Проект «ТЕСТ на ПРАВДУ» — это пятиминутный еженедельный аналитический разбор, посвященный фейкам о Церкви и церковной жизни. «Всё то, что обратило на себя внимание за последние недели или столетия».Научно-исследовательской основой для программы послужил курс лекции «Современные фейки и манипулятивные технологии в медиа», который я третий год читаю на журфаке Южного Федерального Университета.

17 сентября на территории Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону состоится концерт «Золотые страницы русской классической музыки»

17 сентября на территории Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону состоится концерт «Золотые страницы русской классической музыки» с участием симфонического оркестра «Вива», приуроченный к 271-й годовщине со дня основания Ростова-на-Дону.Проект направлен на приобщение ростовчан к сокровищницам многовековой русской музыкальной культуры. Прозвучат произведения русских композиторов: Петра Чайковского, Георгия Свиридова, Арама Хачатуряна, Александра Глазунова и Дмитрия Шостаковича.Организаторы музыкального вечера – Донская митрополия и Администрация г. Ростова-на-Дону. Время и место проведения:17 сентября, 18:30 Ростовский кафедральный собор, западная площадка у колокольни,ул. Станиславского, 58.

СОВРЕМЕННОЕ ЧУДО СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

Это произошло лет 10 или более назад. Прихожане нашего храма св. Марии Магдалины с. Андреево-Мелентьево побывали в паломничестве в Свири у Святого Александра Свирского,  привезли святое масло от его лампады и рассказали эту чудесную историю.

Прибыв в монастырь, им хотелось послужить молебен на месте явления Бога Троицы святому Александру Свирскому, но им сказали, что батюшки сегодня не будет. Священник, который служил в Свирском монастыре проживает  в 90 км от него, а среди немногочисленной братии монастыря тогда не было еще священника.

И тут неожиданно приезжает священник и говорит: «Где тут группа из Таганрога»?

Они говорят : «Это мы.» А он говорит, у меня сегодня были другие планы на утро, но ночью приснился мне святой Александр Свирский и сказал : «Поспеши утром ко мне в монастырь, ко мне приедут паломники из Таганрога».  Так утешил своих паломников Святой.

ЧУДЕСА СВ. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО, ВИДЕВШЕГО СВЯТУЮ ТРОИЦУ.

Мощи Преподобного Александра Свирского ( чудотворца, род. 1448 г. в Новгородской земле) имеют температуру 36 градусов, и когда они лежали на освидетельствовании в Военно-Медицинской академии под лучами дневного света на протяжении нескольких часов, то приняли загар. Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, — мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя. ДИВНЫ ЧУДЕСА ТВОИ, ГОСПОДИ!..( пару примеров из множества) КОСТЫЛИ БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ Очередной случай исцеления произошел с жителем Подпорожья Андреем. После того как он попал в автокатастрофу, его ноги потеряли способность двигаться. Этот красивый, высокий, сильный мужчина таскал их за собой, опираясь на костыли. Никакие физиопроцедуры и массажи не улучшали положения обездвиженного человека. Но вера в излечение не покидала его. Руководствуясь этой верой, Андрей упорно приезжал в монастырь преподобного Александра Свирского к раке с его мощами. Таких поездок с разными интервалами времени между ними было всего четыре. Каждый раз, стоя у раки, он усердно просил преподобного помочь. Что он обещал в своих молитвах к чудотворцу, как молился этот по существу малоцерковный человек — осталось для всех тайной. В один из дней все находящиеся в храме Преображения Господня в Свирском монастыре стали свидетелями проявления милости Божией к калеке, в четвертый раз приехавшему к мощам преподобного Александра. В этот раз у раки ноги его укрепились настолько, что он отставил костыли и сделал свои первые самостоятельные неуверенные шаги. Вскоре он приехал снова в монастырь, чтобы отслужить благодарственный молебен — прошло меньше месяца. В храм Андрей вошел лишь слегка опираясь на палку». Это свидетельство подписали братия и благочинный Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря иеромонах Адриан. Описываемые события происходили в мае – сентябре 2000 года. РАК ОТСТУПИЛ В монастырь поступили два свидетельства об исцелении от страшного недуга нашего времени – онкологического заболевания, или, как называют его в народе, – рака. Бывшие больные, не отчаявшиеся, но обратившиеся за помощью к Богу и Пресвятой Богородице, прося при этом молитвенного заступничества преподобного Александра Свирского (в тот период, когда мощи находились в Санкт-Петербурге), получили исцеление очень быстро, и от большого усердия и благодарности преподобному сообщили о себе все: адрес, телефон, паспортные данные. Приводим письмо одной из этих женщин, изменив ее имя. «Я, Малинина Нина Ивановна, 1956 г. рождения, проживающая в СПб., свидетельствую о том, что в ноябре 1998 г. у меня был обнаружен рак левой молочной железы (была взята пункция, которая показала наличие раковых клеток), была рекомендована срочная операция. Мы договорились со специалистом Института радиологии в пос. Песочном. Обстоятельства сложились так, что врач, который должен был делать операцию, уехал в Москву на неделю и операция была перенесена на 26.11.98. В этот промежуток времени между постановкой диагноза и операцией я трижды присутствовала на молебнах у раки с мощами преподобного Александра Свирского, прикладываясь к мощам многократно, втирала в больное место маслице с миро, полученное после молебна в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Хочется отметить, что после молебнов у раки с мощами преподобного в душе устанавливалась тишина и необыкновенная радость. Я — прихожанка храма в честь иконы «Неупиваемая чаша», где служит батюшка Иоанн Миронов. Службы здесь очень благодатные, но молебны у раки с мощами были необыкновенными, независимо от того, какой батюшка служил. Батюшек было много, из разных храмов, они меняли друг друга. Часто молебны были внеочередные. По молитвам прп. Александра Свирского Бог проявил милость ко мне — явилось мое исцеление от страшного недуга. Мне была сделана операция, и результаты гистологического анализа показали, что рака нет. Имеющиеся медицинские свидетельства подтверждают диагноз до операции и результаты обследования после. В силу своей беспечности и обычной мирской суеты я не сообщила об этом факте тогда же, в 1998 году, в монастырь Александра Свирского, и только узнав о том, как важны свидетельства для тех, кто сомневается в истинности мощей, я с горьким раскаянием и своей запоздалой благодарностью пишу это письмо. Я чувствую себя очень виноватой за свое молчание. Господи, помилуй меня». ВЛАСТЬ НАД БЕСАМИ Как известно, преподобный Александр всегда помогал страдающим беснованием и одержимостью. И сейчас в монастыре есть случаи помощи таким страждущим людям. И сегодня, как и в прошлые века, одержимые душевным недугом не могут без страха, спокойно пройти через монастырские ворота к храму Преображения Господня. Во время пребывания мощей в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии реакцию бесноватых на святыню можно было видеть почти ежедневно: если их вели к раке или если на них попадала святая вода во время молебна у раки преподобного, крики этих людей раздавались на весь храм. Бывали и такие бесовские «откровения»: «Не пойду, не хочу, не люблю его!» Лукавым нестерпимо прикосновение святыни. Только Господь знает, как в дальнейшем подействует на таких людей пребывание возле всея России чудотворца, которому Богом дана власть и над бесами. Может быть, кто-то из них, приложив усилия личного покаяния и очищения жизни, сможет избавиться от дьявольского нападения.

О ВЕРЕ КАЗАКОВ.

Имя казаков испокон веков страшило недругов Российского государства. Много славных страниц, полных воинской доблести и отваги, вписали казаки в летопись нашей страны. Слово «казак» стало синонимом мужества, верности традиции и несравненного воинского искусства. Трагический для Русской государственности XX век стал катастрофой и для казачества, которое подверглось геноциду со стороны большевистских вождей.В резолюции Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года было написано весьма откровенное заявление:«…это ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушении его хозяйственных устоев, физическом уничтожении казачьего чиновничества и офицерства…»[1]. «…признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления.Циркулярная директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала:1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. 2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам…»[2].Тем самым было положено начало массовому уничтожению казачества. По оценкам историков, жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек.Жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человекСоветской властью было сделано все, чтобы казачество перестало существовать – казаков не только уничтожали физически расстрелами и ссылками, но планомерно искоренялась казачья культура, быт, традиции, а самая главное – православная вера, а ведь не зря казачья поговорка гласит: казак без веры не казак… Так, к примеру, до наших дней дошло свидетельство венецианца Барбаро, жившего в XV веке, какое-то время проживавшего на Руси и в Крыму:«В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру»[5].Куда полнее описывает увиденное у запорожских казаков архидиакон Павел Алеппский:«…Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами… Усердие их к вере приводило нас в изумление. …С их (казаков) стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение»[6].В Запорожскую Сечь брали только православных, очевидцы описывали, как это происходило: новопришедшего спрашивали: «ачи віруєш в Бога?», в ответ желающий быть в Запорожском войске отвечал: «Вірую». «І в Богородицю віруєш?» – «І в Богородицю вірую». – «А ну, перехрестись!» Человек крестился и таким образом принимался казачью вольницу[7].Существовал своего рода закон, который позже был закреплен как «Регула казацкая об иноверцах и иностранцах», который гласил:«такъ въ это время, по желанію, по общей раде всего войсковаго товариства, въ Кошѣ рѣшено было формально и положительно, въ родѣ клятвеннаго обѣта, чтобы на будущее время никто не могъ быть запорожскимъ казакомъ, кромѣ православнаго русскаго…»[8].До наших дней дошли грамоты запорожцев, в которых явно отражается их религиозное мировоззрение:«От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имели, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного христианского народа будучи, всегда радетельно и храбро во всех наших походах, где Бог по милости своей подати изволил, великий помысел на бусурман чинили и радети не переставали»[9].Старинные первоисточники ярко рисуют нам характер запорожцев, особенности их быта. Например, известно, что об умершем казаке запорожцы говорили следующее: «он покаялся, болел крепко, молился усердно, защищал Церковь Божию от бусурманов и униатов, Бог простит его грехи».Есть источники, повествующие о том, как происходило богослужение в сечевых церквях:«вечерня в Сечи совершалась раньше обычно принятого в монастырях времени, заутреня отпускалась всегда до свету, а литургия начиналась до восхода солнца».Интересные сведения мы можем прочесть в журнале кошевого П. И. Калнишевского:«И ходили 25 числа в субботу в церковь на утреню и на службу. Прежде службы был акафист, а по акафисте пето умиленную песнь ‟О, всепетая Мати”. А когда акафист совсем совершился, начата Федором Фомичом (казацким священником) служба Божия…»[10].Особо отметим, что у запорожцев существовала традиция Исповеди и Причастия для преступников, приговоренных к казни. Об этом сообщает иеромонах Полтавского монастыря Леонтий, который был непосредственным участником описываемых им событий. В его записях описывается случай, как казак Григорий Письменный был приговорен к казни, однако ему была предоставлена возможность Исповеди и Причастия, также там приводится речь Григория:«Милостливые панове и батьки! Поздоровь, Боже, ваше собрание и спаси души ваши за вашу ко мне грешному перед Богом и перед вами потерянную любовь и всё… Хочь я и грешен, но все же остаюсь верным и благочестивым христианином, почему и боюсь вечной муки паче временной смерти, и потому-то и добровольно иду, як заслужив, принять и смерть, нехай и на шибенице, лишь бы меня простив Господь Бог!..»[11].В итоге этот казак был помилован.Теперь взглянем, какое послание направил Богдан Хмельницкий Царю Алексею Михайловичу:«Иному неверному царю служити не хочем; только тебе, великому Государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король польский совсей силою лятской идет на нас, погубити хотят веру православную, церкви святые, народ христианский из Малыя сия России»[12].В походах войско Ермака сопровождал священнослужительПро донских казаков мы также имеем исторические источники, ярко свидетельствующие об их вероисповедании – так, в 1630-м году Патриарх Филарет арестовал зимовую станицу у донцов, а в описи вещей атамана при этом были: Евангелие, требник и иная богослужебная литература[13].Известно, что в походах войско Ермака сопровождал священнослужитель, который «круг церковный справно знал», «правило правил», раненых исповедовал. У ермаковцев вообще были очень строгие правила, о чем сообщают исторические записи:«Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши, три дня держать на чепи»[14].Об интересных событиях, произошедших во время освобождения Москвы от поляков в Смутное время, повествует рассказ непосредственного участника событий – келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, который писал о том, как встретил«литовских людей множество побитых и казаков со оружием стоящих, которые сказали: хотим умереть за православную веру; иди, отче, к нашим братьям казакам в станы и умоли их идти на неверных»[15].Ермак с войском в СибириТакже известно, что Сагайдачный, со своими казаками воевавший в это время на стороне поляков, после принес покаяние в этом Иерусалимскому Патриарху Феофану, обещая впредь не воевать против единоверцев.Весьма красноречиво и послание Кондратия Булавина:«Всем старшинам и казакам за дом Пресвятыя Богородицы, за истинную христианскую веру и за все великое войско Донское, также сыну за отца, брату за брата и другу за друга стать и умереть за одно! Зло на нас умышляют, жгут и казнят напрасно, вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают…»[16].Справедливости ради заметим, что были и иные мнения относительно вероисповедания казаков: так, польский дворянин Адам Кисель говорил, что казаки – «сборище, не имеющее никакой веры», хотя его мнение очень сомнительно из-за предвзятого отношения к казакам, с которыми ему порой приходилось воевать. Известны и несколько других подобных мнений, но все они были высказаны либо униатами, либо откровенными врагами казаков, поэтому принимать их всерьез не стоит.По словам автора «Истории запорожских казаков», казачьего историка Д.И. Эварницкого, –«служа и душой, и рукой православной вере, запорожские казаки вовсе не углублялись ни в какие тонкости богословского и катехизического учения, – они больше придавали значение непосредственной вере, основанной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в постоянной военной тревоге, нередко в силу, однако ж, необходимости удовлетворяли своим религиозным потребностям не так, как было должно, а как было возможно».В свою очередь, донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религиозным, «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты».Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день имеется достаточное количество исторических первоисточников, явно свидетельствующих о православном вероисповедании казаков.Азовское сидение Азовское сидениеЗдесь хотелось бы особо поговорить о знаменитом «Азовском сидении», которое, пожалуй, можно назвать одним из самых героических эпизодов в истории казачества. Это событие хорошо раскрывает характер, мировоззрение казачества и те качества, которые издавна были им присущи. В 1637-м году казаки захватили у турок хорошо укрепленный Азов. А затем 6 тысяч казаков во главе с атаманом Осипом Петровым выдержали многодневную осаду в Азове от многократно превосходящей турецкой армии, которая, по оценкам историков, насчитывала более 200 тысяч воинов. Небольшая казачья армия при этом еще и нанесла поражение туркам, отступающим от Азова. Конечно, этого не могло быть без поистине великой силы духа, присущей казакам, источником которой служила христианская вера. В письменных источниках сохранились слова атамана Осипа Петрова, который призывал своих воинов: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, – смертию за веру покупают небо»[18].Вот храм Божий, защитим его или умрем, – смертию за веру покупают небоПосле взятия Азова казаки объявили его «вольным христианским городом», при этом был восстановлен и переосвящен старинный генуэзский храм Свт. Иоанна Предтечи, который при турках стал мечетью. Конечно, Османская империя не могла примириться с потерей Азова и собрало внушительные силы для того, чтобы взять город обратно, для этого была собрана многочисленная армия, состоящая из крымских татар, турок и вассальных османам народов. Подошедшее к Азову турецкое войско город взять не смогло, так как казаки хорошо укрепили оборонные сооружения и сами проявляли чудеса отваги, отбивая вражеские атаки. Началась многомесячная затяжная осада. Казаки, понимая безвыходность положения, тем не менее решили не щадить своих жизней и пойти на прорыв осады. Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки собрались в храме Свт. Николая Чудотворца, молились, клялись, целуя крест и Евангелие, что не отступят и пойдут в последний бой на врага. И действительно, чудо свершилось: турки внезапно сняли осаду, отошли от стен города и были на голову разбиты малочисленным казацким войском.Об этих событиях повествует первый из сохранившихся до нашего времени казачьих литературных памятников – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», которое принадлежит перу есаула Федора Ивановича Порошина.Приведем здесь несколько цитат из этого произведения:«Не бывать уж нам на Святой Руси: смерть наша грешная в пустынях за наши иконы чудотворные, за веру христианскую, за имя государево»; «А в сидение свое осадное имели мы, грешные, пост в те поры и моление великое, и чистоту телесную и душевную. Многие от нас людие искусные в осаде то видели во сне и вне сна ово Жену Прекрасну и Светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова… То нас, Мать Божия Богородица, не предала в руце бусорманские. И на них нам помощь явно дающе, вслух нам многим глаголюще: умильным гласом: ‟Мужайтеся казаки, а не ужасайтеся! Себо град Азов от беззаконных агарян зловерием их обруган…”».Вот так осмыслили казаки свое положение в осаде, чудесное спасение и победу над турками, что нам и поведал автор.Казачьи святыеСвятитель Димитрий РостовскийСтоит также отметить, что из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых. К примеру, именуемый в былинах «старым казаком» Илья Муромец, принявший иночество в Киево-Печерской лавре, был причислен к лику святых в 1643-м году. Интересно, что хотя сведения об Илье отрывочны и за давностью лет обросли народными преданьями, его пример очень характерен именно для служилого казака. Очень многие казаки в пожилом возрасте уходили в монастыри, о чем еще далее пойдет речь.Из казаков был и один из ученейших людей своего времени – святитель Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало), именно ему принадлежит один из фундаментальных трудов русской духовной литературы – Четьи-Минеи.Из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святыхК старинному казачьему роду принадлежал и отмеченный многими духовными дарами святитель Иоасаф Белгородский. Св. Иоасаф вел праведную жизнь, проявлял особую ревность по вере и стяжал дар прозорливости, который не раз подмечали его современники.Есть свидетельства, что из донских казаков был и священномученик Патриарх Гермоген, благодаря мужественной стойкости и патриотическим призывам которого удалось изгнать иностранных оккупантов из Москвы во времена Смутного времени.Красный атеистический террор большевиков уничтожил сотни тысяч верующих и духовенства, многие при этом стяжали мученический венец. Конечно, среди тех, кто смело исповедовал свою веру, не страшась смерти от рук безбожников, было немало и тех, кто имел казачьи корни. К примеру, из кубанских казаков был священномученик Андрей Ковалев, из донских казаков – священномученики Григорий Никольский и Николай Попов, из семиреченского казачества – мученик Зосима Фунтиков, из старинных казачьих родов Украины происходили мученик Георгий Новицкий и преподобноисповедник Ираклий (Мотях)…Буквально несколько лет назад на Украине Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии. На его долю выпала нелегкая судьба, современники характеризовали его как христианского воина-аскета, который всегда шел в бой с молитвой. Из-за придворных интриг он был отправлен в Соловецкий монастырь, где проживал в суровых условиях, но при этом не терял веры, был оправдан властями, но монастырь не покинул, остался в нем послушником до самой смерти.Таким образом, мы наглядно убедились в том, что из казачьих родов происходили не только умелые воины, немало было и тех, кому предначертано было пройти по пути духовного совершенствования и стяжать святость. Максим Кузнецов 2 сентября 

Мобилизация. 1914 год