В день Крещения Руси перешел в Православие экс вице-премьер Габона Бруно Бен Мубамба с именем Владимир.
Пишет священник Андрей Новиков: «Сегодня, в день Крещения Руси, Господь сподобил совершить чиноприем в Православие экс вице-премьера Габона Бруно Бен Мубамба с именем Владимир (по его просьбе). Бруно — очень образованный человек, окончил одно из элитарных учебных заведений Франции (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales в Париже). Долго беседовали с ним о вере, он прекрасно разбирается в отличиях Православия от католицизма. Радость на сердце от того, что человек нашел Истину так далеко от дома, причем сделал абсолютно осознанный выбор. Понимает проблему с Александрийским Патриархатом. Возвращается в большую политику дома. Это будет первый габонский православный политик вообще, тем более, такого уровня. «
Память священномученика Константина Богоявленского 27 июля.
Мощи обретены нетленными. Память священномученика Константина Богоявленского († 27 июля 1918 г.)
Священномученик Константин родился в 1896 г. в семье дьякона Успенской церкви г. Екатеринбурга Стефана Богоявленского. В 1917 г. Константин окончил Пермскую духовную семинарию, вступил в брак и был рукоположен во священника ко храму св. Архангела Михаила в селе Меркушино Верхотурского уезда.Служить молодому священнику пришлось недолго. Начало пастырского пути совпало со страшными потрясениями в стране. В июле 1918 г. протесты против советской диктатуры переросли в крестьянские восстания. Не осталось в стороне и Меркушино, здесь поводом для недовольства стала мобилизация в Красную армию. Крестьяне, только что вернувшиеся с войны, желали мирной жизни, тем более что в разгаре были полевые работы. За советом люди обратились к отцу Константину. Он посоветовал помолиться праведному Симеону Верхотурскому, и жители села с крестным ходом отправились в Верхотурье. Возле села Красная Гора крестный ход, шедший с иконами и хоругвями, был расстрелян красноармейцами. Участники крестного хода рассеялись, а в Меркушино вошел карательный отряд, начавший аресты. Были приговорены к смерти священник Константин, а также староста храма. Их было решено расстрелять на глазах местных жителей. Когда страдальцев вели к месту казни, отец Константин пел отходные молитвы. Пастыря и старосту заставили вырыть могилу и затем прилюдно расстреляли. Память о священнике Константине постепенно угасла. Величественный храм святого Архангела Михаила был взорван, второй сельский храм в честь святого Симеона Верхотурского был превращен в спортзал, а затем заброшен. Стало вымирать и село. О священномученике Константине вспомнили 80 лет спустя, когда началась подготовка его канонизации. Вскоре произошло важное событие. В 2001 г. при восстановлении храма св. Архангела Михаила были обретены нетленные останки неизвестного священника. Пальцы святого были сложены для благословения. Один из очевидцев вспоминал: – Решили, что это просто священник, похороненный возле храма. Но нам бросились в глаза некоторые странности. Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи — желтого, плат на лице красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такое впечатление, что священника хоронили второпях, собрали для погребения, что попалось. Еще одна странность — тело сохранило подвижность, руки у батюшки сгибались, как у живого. А потом была судмедэкспертиза и в виске у покойного обнаружили отверстие от пули.Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Константин Богоявленск». Нетление мощей в русской православной традиции свидетельствует о святости человека. Спустя полтора месяца после обретения мощей Русская Православная Церковь причислила священника Константина к лику святых. По игум. Дамаскину (Орловскому) и Базе данных ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
Все умершие детки у Бога, им там хорошо, они будут молиться за родителей.
Хочу рассказать о моей бабушке, в этом году 60 лет, как она умерла. Елизавета Николаевна Оранская по мужу, Дягилева по отцу. 25.08.1886-10.04.1959. Дочь священника, внучка священника, жена священника. Жила на Урале в Свердловской области. Счастливая жена любимого и любящего супруга, но сколько им выпало испытаний! Похоронили пятерых младенцев мальчиков в возрасте до 3х лет. Часто слышу, что мол тогда дети часто умирали, это было обычным делом и об этом женщины особо не горевали «Бог дал, Бог взял». Может быть другие женщины и не горевали так же как и сейчас спокойно делают аборты…. Я знаю, что моя бабушка очень переживала за каждого! И если у меня что-то не так, не складывает, не получается, всегда вспоминаю её, что у неё испытания труднее моих… Когда умирал последний младенец Николай, произошла следующее. Они куда-то ехали. Остановились в каком-то мужском монастыре. Зашли с супругом Михаилом в келью, положили на кровать умирающего младенца… И тут в келью входит монахиня. Михаил вышел из кельи, монахиня попросила у него благословение как у священника. Потом посмотрела на младенца и говорит «скоро отойдёт ангел Божий». А бабушка в ответ подумала «да, ты монахиня, тебе легко говорить, ты же не знаешь как это вынашивать, рожать, выхаживать и потом вот так….» А монахиня в ответ на её мысли стала читать стихотворение… Такое прекрасное стихотворение о том, что все бабушкины умершие детки у Бога, им там хорошо, что все будут за неё молиться и больше у неё дети умирать не будут. Стихотворение было таким прекрасным, что бабушка заслушалась и только думала что надо попросить записать его. А когда монахиня закончила читать, бабушка взглянула на младенца, а он мёртв. Обернулась на монахиню, а её нет… Выскочила, нашла супруга, вместе бегали по монастырю с вопросом «монахиню здесь не видели??». А им ответ «да какая монахиня может быть в мужском монастыре?? Вы чего??» Вместе подумав, пришли к выводу, что Богородица была….(Александра Оранская)
18 ИЮЛЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ, ИГУМЕНА АФОНСКОГО.
ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЖИТИЕ И НЕОБЫЧНАЯ КОНЧИНА СВЯТОГО.
Из
завещания Св. Преподобного Афанасия
братии: «По повелению Божию любить и миловать следует того, кто нападает на вас
и делает вам зло, потому что он более самого себя обижает тем, вам же
доставляет величайшую пользу.»
За
свою святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара
прозорливости и чудотворений: знамением креста он исцелял больных
и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица благоволила
к святому и несколько раз являлась преподобному, обещая великой Лавре
свою неоскудевающую помощь и защиту.
Провидя
свою кончину, преподобный просил братию не соблазняться о том, что
произойдет. Преподав братии последнее наставление и помолившись,
он взошел вместе с другими шестью братиями на верх храма осмотреть
строительство. Вдруг неведомыми судьбами Божиими верх храма обрушился,
и преподобный с братиями были завалены камнями и там предали свои
души в руки Божии. Кончина святого последовала в 1000–1001 гг.
Тело
преподобного Афанасия, пролежав непогребенным три дня, не изменилось,
не отекло и не потемнело. А во время погребальных песнопений из раны,
которая была на ноге, вопреки природе истекла кровь. Некоторые старцы
собирали эту кровь в полотенца, и многие через нее получали исцеление
от своих болезней.
(в изложении свт. Димитрия Ростовского.)
18 июля — день памяти Преподобного Сергия Радонежского. Проповедь владыки Меркурия.
Многие свидетельствуют, что, приходя к преподобному Сергию, приложившись к его святым мощам, получаешь такое духовное облегчение, что уходишь как будто от родника, напившись прохладной воды в летний зной.
⠀
Сила Божия действует в людях, которые живут не для себя. Они, следуя за Иисусом Христом, растворяют свою жизнь в жизни других, для них не важно их собственное счастье и благополучие. Именно так жил преподобный Сергий. Почитая себя нижайшим служителем всех, показал высоту смиренной добродетели.
⠀
Каждый из нас, приходя к преподобному и поклоняясь его мощам, прося молитв, ходатайства, безусловно желая получить эту силу, исцеляющую и врачующую, должен быть готов к тому, что эта сила будет действовать в нас. Не может эта сила произрасти ни на камне, ни на твердой почве. Она должна произрастать на почве высокого смирения, и, приходя к преподобному, мы должны внутренне подготовить себя к тому, чтобы и жить начинать так, как жил преподобный, созидая вокруг собственного сердца непроходимые стены от греха и всякого соблазна. Вот так должен подвизаться каждый христианин. Если этот внутренний подвиг будет совершаться по мере наших сил с помощью Божией, то и благодатная сила, которая происходит от Господа по молитвам преподобного Сергия, будет действовать в нас.
⠀
Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский
18 июля 2020, в день памяти преподобного Сергия Радонежского
КРАТКО О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННЫХ ЧУДЕСАХ СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ЦАРЯ НИКОЛАЯ II, ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ.
Глубокая и искренняя религиозность государя Николая Александровича и его супруги была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Нуждам
Православной Церкви император уделял огромное внимание во все время
своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II
щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами
России. За годы его царствования число приходских церквей в России
увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей.
Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных
торжествах.
Стремление
привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные
принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику
императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам
Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов
сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали
мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили
своего значения и до наших дней.
Январь
и февраль 1917 года государь провел в Царском Селе. Он чувствовал, что
политическая обстановка становится все более и более натянутой,
но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет
верх, сохранял веру в армию, положение которой значительно улучшилось.
Это вселяло надежды на успех большого весеннего наступления, которое
нанесет решительный удар Германии. Но это хорошо понимали и враждебные
государю силы.
22
февраля Государь выехал в Ставку – этот момент послужил сигналом для
врагов порядка. Им удалось посеять в столице панику из-за надвигавшегося
голода.
25
февраля в Ставке было получено сообщение о беспорядках в столице.
8
марта комиссары Временного правительства, прибыв в Могилев, объявили
через генерала Алексеева об аресте государя и необходимости проследовать
в Царское Село. В последний раз он обратился к своим войскам, призывая
их к верности Временному правительству, тому самому, которое подвергло
его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы.
Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души
Государя, его любовь к армии, вера в нее, был скрыт от народа Временным
правительством, запретившим его публикацию.
Рожденный
в день памяти святого праведного Иова Многострадального, государь
принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные
ему испытания твердо, кротко и без тени ропота:«Если я помеха счастью
России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят
оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать,
готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю,
в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», – говорил государь
генералу Д.Н. Дубенскому.
Семья оставалась в Царском Селе одна, дети
больны. Государь страшно страдает, пишет в дневнике: «Нужно мое отречение.
Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии
нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект
Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми
я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест.
В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена
и трусость и обман!».
Временное
правительство назначило комиссию по расследованию деятельности
императора, комиссия работала целый год, но не подтвердилось ни одно из
предъявленных обвинений.
Доклад судебного
следователя В.М. Руднева: «Я просмотрел все архивы Дворцов, личную переписку
Государя и могу сказать: Император чист, как кристалл».
Когда
невиновность царя была доказана и стало очевидно, что за ним нет никакого
преступления, Временное правительство вместо того, чтобы освободить
государя и его августейшую супругу, приняло решение удалить узников
из Царского Села. В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск
– сделано это было якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой
которых могла сделаться царская семья. На деле же тем самым семья обрекалась
на крест, ибо в это время дни самого Временного правительства были сочтены.
6
августа царственные узники прибыли в Тобольск. Когда прошел слух,
что немцы требуют от большевиков выдачи им царской семьи, императрица
заявила: «Предпочитаю умереть в России, нежели быть спасенной немцами».
Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск во вторник 22 апреля.
Условия
жизни в «доме особого назначения» были гораздо тяжелее, чем в Тобольске.
Стража состояла из 12-ти солдат, среди них были бывшие уголовные преступники.
Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли
унизительному и грубому обыску. Спать царской чете и княжнам приходилось
на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек,
давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили,
нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду.
Прогулка
в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут,
а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным
– они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать
двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, делали неприличные
изображения.
Рядом
с царской семьей оставались лишь доктор Евгений Боткин, который окружил
узников заботой и был посредником между ними и комиссарами, пытаясь
защищать их от грубости стражи, и несколько испытанных, верных слуг:
Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев.
Вера
заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в
страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. Даже у цесаревича
как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили…». Государыня
и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против
воли слушал их караул. В почти полной изоляции от внешнего мира,
окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского
дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
В
одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать
всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние,
чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и
чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в
мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Даже
грубые стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они
были удивлены их простотой, их покорила полная достоинства душевная
ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, кого думали
держать в своей власти. Смягчился даже сам комиссар Авдеев. Такая перемена
не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен и заменен
Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и выбранными
людьми из числа палачей «чрезвычайки» – «дом особого назначения»
стал как бы ее отделением. Жизнь его обитателей превратилась в сплошное
мученичество.
1
(14) июля 1918 года отцом Иоанном Сторожевым было совершено последнее
богослужение в Ипатьевском доме. Приближались трагические часы…
Приготовления к казни делаются в строжайшей тайне от узников Ипатьевского
дома.
В
ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил
царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому
необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда
все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый
этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном.
Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича,
у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе государыни
в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные
великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня
и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с наследником.
Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и
приготовились долго ждать – они уже привыкли к ночным тревогам и разного
рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные,
ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к государю
совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению
Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей».
Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в
сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить,
обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна
хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в государя
из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно
начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву.
Уже
лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось,
все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал – в него
выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало
на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали
снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял
наготове грузовик – шум его мотора должен был заглушить выстрелы в
подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни
Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние…
Большинство
свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих,
но глубоко верующих, несомненно, покорных воле Божией.
Вместе
с императорской семьей были расстреляны и их слуги.
Вскоре
после того, как было объявлено о расстреле государя, святейший патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей
совершать о нем панихиды. Сам святейший 8 (21) июля 1918 года во время
богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось
ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович…
Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе
кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил
его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо
России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность
и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая
страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения
своего положения, безропотно покорился судьбе».
К
моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество
свидетельств о их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении
разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников,
о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных
мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах царственных
мучеников пятен кровавого цвета.
Одним
из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской
войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными
войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились
с молитвенным воззванием к царю-мученику, государю Российскому –
и невероятным образом вышли из окружения.
В
Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у
которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было
видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын
жив и находится в России – через несколько месяцев сын вернулся домой.
В
октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом
болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла бы легко затянуть
неосторожных путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесного
избавления отряда казаков – и по их примеру стала усердно молить о
помощи царственных мучеников: «Убиенные царственные мученики, спасите
нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно в темноте женщины увидели
светящийся сук от дерева; ухватившись за него, выбрались на сухое место,
а затем вышли на широкую просеку, по которой дошли до деревни. Примечательно,
что вторая женщина, также свидетельствовавшая об этом чуде, была в то
время еще далеким от Церкви человеком.
Учащаяся
средней школы из города Подольска Марина – православная христианка,
особо почитающая царскую семью – чудесным заступничеством Царских
детей была избавлена от хулиганского нападения. Нападавшие трое
молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но
внезапно в ужасе бежали. Позднее они признались, что увидели императорских
детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника
Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. Впоследствии стало
известно, что молодые люди покаялись и в корне изменили свою жизнь.
Датчанин
Ян-Майкл в течение шестнадцати лет был алкоголиком и наркоманом,
причем пристрастился к этим порокам с ранней молодости. По совету
добрых знакомых в 1995 году он отправился в паломническую поездку
по историческим местам России; попал он и в Царское Село. На Божественной
литургии в домовой церкви, где некогда молились царственные мученики,
он обратился к ним с горячей мольбой о помощи – и почувствовал, что
Господь избавляет его от греховной страсти. 17 июля 1999 года он принял
православную веру с именем Николай в честь святого царя-мученика.
Московский
врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону царя-мученика,
перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать
на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский
монастырь; во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы
сильное благоухание. Икона была перенесена в алтарь, где находилась
в течение трех недель, причем благоухание не прекращалось. Позднее
икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно
засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого
были сотни прихожан.
В
1999 году чудесным образом у мироточивой иконы царя-мученика Николая
II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная
операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился
к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо
полотенцем со следами мира, наступило исцеление – зрение вернулось.
Мироточивая икона побывала в ряде епархий – Ивановской, Владимирской,
Костромской, Одесской…
Везде,
где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи
ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении
от болезни ног после молитвы перед иконой. Из Тульчинско-Брацлавской
епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред
этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба
Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга,
от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия
Людмила.
К
царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой
о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении
их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья
была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную
чрез все скорби.
В
страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью,
терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий
зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти
миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в
XX веке.
Житие по журналу: Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33.
12 ИЮЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Праздник установлен в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру. Часто Ап. Петр изображается на иконах с ключами. Этот сюжет взят из Евангельского рассказа: «Тогда Иисус сказал ему (Петру) в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.»
Эти ключи Господь вручил всем апостолам, а апостолы передали их епископам Святой Церкви. Каждый епископ, принадлежащий к Святой Церкви, имеющий преемство веры и рукоположения от Апостолов, имеет эти ключи.
Что это за ключи? Ключи от небесного Царства.
Апостолы получают право впускать в это Царство, в этот дивный мир кого захотят. У кого ключи – тот, кого хочет, тех и впускает.
Это образное выражение. И Христос не имел в виду (а, впрочем, может быть, и имел), что, когда мир преобразится и над ним установится правление Бога – Царство Божие, Апостолы будут сидеть у дверей и кого-то впускать или не впускать. Но этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам. Это то же самое, что Христос выразил другими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Церковь – это единственная возможность достичь Вечной жизни. Спасение помимо Церкви возможно, когда услышите: «Я в Бога верю, а Церковь не признаю», задайте встречный нокаутирующий вопрос: «А ты знаешь, что Христос дал право впускать или не впускать в Царство Божие Апостолам, а те – своим преемникам, епископам?.. И если Церковь тебя туда не впустит, то как ты туда попадешь?»
Поразительная новость для многих: именно Церковь от Самого Христа получила право впускать и не впускать, более того, Христос это право уважает и принимает: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Вот воскреснет к новой жизни человек, который не мог ходить в Церковь, потому что читал в газете, что какой-то священник ездит на мерседесе, – уважительная причина жить вне Церкви… а его в Царство-то и не впустят… ( священник К.Пархоменко)
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ КИРИЛЛ НАПРАВИЛ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СХИМОНАХУ СЕРГИЮ (РОМАНОВУ).
«Отец Сергий!Я не высказывался открыто и подробно относительно Вашего поведения, поскольку надеялся сохранить Вас для Церкви, а саму Церковь уберечь от излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях. Думал, что разговор с Вами должен вестись внутри Церкви, а не перед лицом всех, кто имеет доступ к сети интернет. Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер. И это при том, что немногим ранее Вы обличали интернет как духовно вредную территорию и у Вас даже был бес знакомый по имени Интернет. Сейчас же Вы ушли из реального церковного личного общения в ещё совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство. В ответ обращусь к Вам тоже публично, но по старинке – письмом.Многие задавались вопросом о причинах моего Указа, где я просил Вас принять как волю Божию моё благословение Вам помолчать и в тишине помолиться о мире, который переполнен блогерами, но скуден молитвенниками, где переизбыток информации, но мало подлинных смыслов, где много говорящих, но мало созерцающих. Вы объяснили это содержанием своих проповедей. Отчасти это так, но не попыткой прекратить разговор о глобализации, о коронавирусе и гонении на христианство вызван был мой Указ. Я заботился о благе Церкви и спасении Вашей души. Приведу лишь один пример Вашей проповеди, которая хорошо покажет недуг, от которого хотелось Вас исцелить. В канун Рождества Христова этого года Вы произнесли получасовую проповедь, в которой Вы рассказывали про окно Овертона, про Президента, посетившего с официальным визитом Израиль, про двойника Президента, архиереев, носящих одежду дониконовского образца и про масонов. Потом Вы обманули прихожан, зачитав в качестве подлинного документа низкопробную подделку — подложное завещание Сталина — и в течение 20 минут рассказывали про жизнь Сталина и его заслуги. В сочельник Рождества Христова Вы вспомнили всех, кроме Богомладенца Христа. Вы восхваляли Сталина в день, когда празднуется память святых, умученных во время сталинского правления: преподобномученика архимандрита Иннокентия, уморенного в этот день в Соловецком лагере, и священномученика Сергия Мечёва, расстрелянного в этот день в тюрьме НКВД. В день их мученической кончины Вы вспоминаете не подвиги святых, пострадавших при Сталине, а восхваляете самого Сталина. Это ли пастырское дело? Роль Сталина в истории нашей страны должны исследовать историки, они должны публиковаться в научных журналах, полемизировать на научных исторических конференциях, рассказывать о результатах собственных исследований. Вы же не историк и собственных исследований не проводили, а даже если бы и проводили – амвон всё равно не являлся бы тем местом, где стоило бы о них рассказывать. Вы взяли на себя роль обличителя. Но Вашим же судом я сужу Вас и Вашим же обличением обличу.Ваши проповеди полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи.Дабы Вы не служили отцу лжи – диаволу и не произносили в храме, где должна звучать только правда, слов злоречивых, лживых и клеветнических, я весьма деликатно официальным своим Указом не благословил Вам проповедовать. Как апостольский преемник и в Екатеринбургской епархии непосредственный источник учительной власти Церкви, я свободно и независимо делюсь этой властью с теми пресвитерами, которых сочту этого достойными. И не должен объяснять своё нежелание делегировать эту власть Вам, даже по одной только той причине, что Вы находитесь в моём послушании, а не я в Вашем.На мне, как архипастыре, лежит забота о духовном состоянии вверенных мне пастырей Церкви. Я видел вред от Ваших проповедей для Вашей собственной души, поскольку было очевидно крайнее разгоряченное пристрастие Вас к назиданию других и к тому эффекту, который Вы производили на людей своими нервными и тщеславными речами.Вы могли бы продемонстрировать иное, если бы поступили как истинный монах, способный по послушанию даже капусту сажать вверх корешками. Вы не удержались в безмолвии и месяца, что доказало Вашу неуёмную страсть к учительству. Хотя Вас должен был остановить апостол Иаков словами: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». (Иак. 3:1). Авва Пимен Великий говорил: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его». А святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями!», «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».Великих монахов древности умоляли сказать слово назидания, а они по своему смирению отказывались, ссылаясь на недостоинство и худоумие. И только принуждаемые, начинали говорить. Вас же даже благословение Правящего Вашего Архиерея не способно было остановить в совершенно не монашеском стремлении к популярности в интернете. Вам стало мало окормлять насельниц и паломников Среднеуральского монастыря, Вы начали дерзко обращать свои призывы то к воинам России, то к священникам всей Русской Православной Церкви, чего даже епархиальные архиереи не имеют права делать, ибо слово ко всей полноте Русской Церкви может обращать только Святейший Патриарх. Вы смогли уверить окружающих, что мой Указ был попыткой заставить Вас не говорить о каких-то конкретных темах и даже пытались по некоторым из них начинать дискуссию, в которой, как Вы заметили, я не участвовал. Вы могли бы стать достойным собеседником в том случае, если бы получили хоть какое-то духовное образование. Но Вас исключили со 2-го курса Московской Духовной Семинарии за неактивность в учёбе и на Вас исполнилось предупреждение одного старца ранней Церкви, сохранившееся в Древнем Патерике: «Не начни учить преждевременно: иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму».Вы не приобрели способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поэтому Ваши проповеди – это дурно прочитанные чужие и избитые мысли, выраженные словами, смысл которых Вам далеко не всегда известен. Именно поэтому Вы избегали заседания епархиального церковного суда, поскольку, не имея заранее написанных ответов, Вы не смогли бы отвечать по теме произнесенных проповедей, так как сами с трудом понимаете их содержание. Те, кто пишут Вам тексты, которые Вы с усилиями и ошибками вынуждены читать, сослужили Вам злую службу. Ибо наводнили их самой гнусной клеветой.Вы можете иметь свое личное мнение относительно оценки деятельности покойного митрополита Никодима (Ротова), но неприятие каких-либо его поступков не оправдывает ложь и клевету в его адрес.Вы сказали: «Никодим Ротов закрыл почти все храмы в Ленинграде, якобы для спасения Церкви». В действительности же во время управления митрополитом Никодимом (Ротовым) Ленинградской кафедрой советские власти смогли закрыть лишь один храм — Свято-Троицкий в Лесном, — но в качестве компенсации были вынуждены открыть другой – Александро-Невский в Парголово. Таким образом за 11 лет правления митрополита Никодима (Ротова) Ленинградской и Новгородской кафедрами количество храмов в них не уменьшилось. Напротив, лично им была спасена от запланированного закрытия Ленинградская Духовная Академия, также его усилиями не были закрыты 10 храмов, уже намеченных советскими властями к закрытию, в том числе Петропавловский храм в Вырице. И это при том, что в целом за время Хрущевских гонений Русская Православная Церковь потеряла почти половину своих храмов. Также стоит отметить, что именно митрополит Никодим (Ротов) сохранил для Русской Православной Церкви Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Во многом благодаря лично митрополиту Никодиму (Ротову) в настоящее время существует русское монашество на Святой Горе Афон, что стоило бы Вам помнить как любителю Афона и его старцев.Вы оклеветали служение митрополита Никодима (Ротова) по сохранению Церкви во времена жестоких гонений, впали в непозволительное злоречие («Никодим Ротов подох»), проявили несправедливость, неблагодарность и историческое беспамятство. Что особо преступно, учитывая доступность исторических материалов, посвященных той эпохе и лично деятельности митрополита Никодима (Ротова), достаточно подробно описанной в церковно-исторической литературе.Также Вы лжете, говоря: «Храмы не закрывали ни во время чумы, ни во время «испанки», которая унесла 100 миллионов жизней. Храмы закрывали только богоборческие власти». В действительности же во времена правления благочестивых Всероссийских Государей Императоров, которых Вы, как известно, чтите и нового Царя ожидаете, действовал Устав о Карантинах, который можно прочесть в XIII томе Свода законов Российской империи, где среди прочего говорится: «При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются. Для собственной каждого осторожности вменяется в обязанность жителям, имеющим позволение ходить по городу, чтобы они нигде вместе не собирались и всячески избегали сообщений один с другим. Богослужение во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями, дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения».Как видно, никакой разницы между нынешними мерами и мерами, применявшимися в Российской Империи, нет.Но если бы Вы во времена Российской Империи проявили хотя бы десятую часть своей дерзости и непослушания, так же критиковали светские и духовные власти, как это делаете сейчас, то ещё прежде того, как у вас появилась бы мысль начать сбор подписей и организовывать народные волнения, Вас посадили бы на цепь в каком-нибудь далёком северном монастыре под строжайший надзор. А если бы попробовали сотворить нечто подобное во времена столь любимого Вами Сталина, то вся Ваша бурная обличительная деятельность закончилась в лучшем случае на лесоповале, а в худшем на Бутовском полигоне.Вы критиковали архиереев, ограничивших в храмы доступ для прихожан, призывали священников открыть храмы и на волне обличительной критики закрытых храмов отложились от своего архиерея. Но парадоксальность ситуации в том, что в Екатеринбургской епархии храмы не закрывались ни на один день и доступ в них прихожан не был ограничен даже в периоды самой жесткой изоляции. Я последний, кого можно было бы обвинить в закрытии храмов, но Вы тем не менее упорно ломились в открытую дверь с обличениями того, чего не было. Вам не нравились архиереи, допустившие в своих епархиях закрытие храмов — и поэтому Вы перестали поминать меня – архиерея епархии, где храмы не закрывались. Логику в Вашем поведении увидеть невозможно. Объяснить Ваши обиды можно только одним – желанием обидеться.Вам стыдно признаться, что подлинной причиной Вашего неудовольствия мною была простая обида зависимого человека, которого отлучили от предмета его зависимости, а говоря святоотеческим языком – страсти. У Вас как у капризного ребенка забрали любимую игрушку – возможность управлять людьми — и Вы уже сучите ножками и устраиваете позорную истерику на весь мир.Поскольку лживость обвинения меня в поддержке закрытия храмов слишком очевидна, Вы позже придумали другую причину – обвинение меня в экуменизме и предательстве веры. В качестве доказательства Вы демонстрируете фотографию моего служения в римско-католическом соборе в городе Бари, в котором почивают мощи святителя Николая Чудотворца. Но, по справедливости, Вам надо было бы обвинить первым самого святителя Николая Чудотворца, что он посмел почивать своими святыми мощами в католическом храме. Что, собственно, и произошло, когда во время пребывания в России мощей святителя Николая Вы не благословляли своих духовных чад ехать для поклонения, поскольку эти мощи сопровождали римско-католические священники.Католический епископ города Бари любезно предоставил возможность православной делегации самостоятельно и без всяких ограничений молиться в храме, который сам святитель Николай выбрал для пребывания своих святых мощей. Хозяева проявили деликатность и понимание того, что мы не имеем права и не согласимся служить с ними вместе, в силу чего они не предлагали совместное служение, прекрасно зная, что оно невозможно. Вам должно быть стыдно, что Вы дышите ненавистью к людям, которые проявили к нам только уважение. То, что я не считаю римско-католическую церковь спасительной, не даёт мне права самому перестать быть христианином и позволить войти внутрь себя ненависти, злобе и хамству.Господь, встречаясь с Самарянкой, хотя и говорит честно, что самаряне веруют не спасительно, однако не отказывает ей в беседе о Боге. А Древний Патерик описывает такую историю: «Некто идольский жрец пришел в Скит и ночевал у одного старца. Увидевши образ жизни его, жрец сказал ему: ужели вы ничего не видите от Бога вашего? Тот отвечает: нет. И сказал жрец: когда мы творим малые служения, все тайны открываются нам; а вы, совершающие великий труд, бдения и столькие службы, говорите, что – ничего? Очевидно, вы имеете в сердцах ваших злые помыслы; вот это-то и отдаляет вас от Бога вашего и не дает вам знать тайны Его. И старцы, услышавши, удивились, говоря: что точно нечистые помыслы удаляют нас от Бога». Древние преподобные отцы не только приняли гостеприимно у себя языческого жреца, но даже смогли найти в беседе с ним и нечто назидательное. Поскольку их сердца были чисты и праведны, а не дышали ненавистью ко всякому, кто не имеет с ними общности в вере.Но даже если предположить, что моя молитва в католическом соборе повлекла за собой моё отпадение от Церкви и сделала меня безблагодатным, то почему Вы не прекратили поминать меня в 2017 году, когда и произошла эта служба, а ждали 3 года? Ответ нам с Вами хорошо известен. 12 июня мы беседовали с Вами и Вы говорили, что всегда поминали Святейшего Патриарха и меня, а позже начали шантажировать меня, угрожая распространением в информационном поле фотографий моего служения в Бари, хотя они и так находятся в публичном доступе, и я никогда не скрывал этой поездки. Я молчу, что шантаж — это не способ общения со своим Архипастырем, но то, что Вы при условии возвращения Вас к служению, готовы были не развивать критику моего мнимого экуменизма – говорит о том, что Вы обманщик своих собственных духовных чад и никакой принципиальной позиции у Вас нет. А есть дешёвый театр перед обманутыми Вами несчастными приверженцами, искреннюю любовь которых Вы цинично используете, уводя их из спасительной гавани Церкви Христовой в лжецерковь имени себя самого.Церковь проявила к Вам снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии, которые делали принятие Вами священнического сана абсолютно невозможным. Мы надеялись, что труды, понесенные Вами на благо Церкви, покаянный плач и смирение быть может перевесят на чаше праведного Суда Божия строгость канонов.Объясняя, как Вы стали священником, Вы не взяли смиренно ответственность на себя, а трусливо переложили её на Святейшего Патриарха Алексия II и архимандрита Кирилла (Павлова). Но нельзя прикрыться чужими благословениями от суда Божия. Блаженный Иоанн Мосх сообщает следующий назидательный случай: «Блаженный Лев, бывший предстоятелем Церкви Римской, в течение сорока дней пребывал при гробе Апостола Петра в непрестанной молитве и посте, прося Апостола, чтобы он предстательствовал за него пред Богом и испросил ему отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней, апостол Петр явился ему и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме – рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет, правильно ли рукополагал ты поставленных тобою». Поэтому скорее не Ваша хиротония оправдается добродетелями благословивших её совершение, а добродетели благословивших пострадают по причине её совершения. И это при условии, что их благословения были осознаны и реальны.В действительности же не было никаких красивых историй про то, что Святейший Патриарх Алексий II уговаривал Вас рукоположиться, а потом заставил дать Вам наперсный крест. Что якобы и исполнил владыка Викентий, возведя Вас немедленно в сан игумена и возложив наперсный крест. А правда в том, что совершенное Вами преступление в автобиографии при принятии сана Вы зашифровали фразой: «1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика». Я думаю, всем очевидна Ваша изворотливость и лукавство при формулировке неудобного факта Вашей биографии.Вы сочинили небылицу про встречу со Святейшим Патриархом Алексием II у Владимирской иконы Божией Матери, где он не знает, кто Вы и где Вы служите, но с угрозами напоминает владыке Викентию о необходимости дать Вам наперсный крест. Хотя Патриарху проще и естественнее было бы в такой ситуации возложить этот крест самому. В действительности же Вы были рукоположены в 2001 году, наперсный крест получили в 2005, а в сан игумена Вас возвели в 2009 году уже при Патриархе Кирилле.Пока Вы упиваетесь своим тщеславием и оттягиваете на себя всеобщее внимание, Церковь в единстве иерархии и народа Божия находится под гнетом суровых искушений. И глобальный контроль, и разрушение системы образования, и разработка вживляемых в человеческое тело устройств, и чрезмерность мер борьбы с коронавирусом, очевидно дискриминационных по отношению к Церкви – всё это требует очень вдумчивого и грамотного ответа. Мы нуждаемся в интеллектуалах, способных, не впадая в истерию алармизма, аргументировано и взвешенно формулировать позицию Церкви и всех, кто не обольщен цифровизацией и предапокалиптической глобализацией. Вы заявляли, что Никита Сергеевич Михалков повторяет то же, что и Вы. Это неправда. Это Вы неумело пытаетесь ему подражать, на самом деле только мешая делу. Никита Сергеевич говорит то, что знает сам и делает это взвешенно и любя истину, а не себя самого. Вы же, пересыпая правильные мысли пригоршнями лжи, обскурантизма и откровенного шизофренического бреда, в действительности дискредитируете борьбу с новыми вызовами времени. Ложка дёгтя, брошенная в бочку мёда, делает весь мёд несъедобным. Ассоциировав в сознании общества неумело поднятые Вами темы с Вашим отвратительным фанатизмом, Вы заранее дискредитировали всех, кто будет говорить о том же, но уже грамотно и основательно. Есть множество аналитиков, уверенных, что Ваша активность вызвана и поддерживается именно глобалистами с той целью, чтобы заранее маргинализировать любые попытки борьбы с их разрушительными инициативами. А ставшие известными осуществлявшиеся Вами методы воспитания детей, только укрепляют позиции сторонников ювенальной юстиции и предоставляют им множество доводов в споре с действительно добрыми традиционными воспитателями.Если бы Вы хотели помочь Церкви, Вы бы предложили свою помощь в борьбе с врагами Церкви, а не начинали борьбу с самой Церковью. Те, кто хочет закрыть храмы не только на карантин, а навсегда, могут быть довольны Вами. Вы им помогли как никто другой. Тогда, когда надо объединиться перед лицом сильной и организованной угрозы, Вы разрушаете церковное единство, настраиваете прихожан против священноначалия. Вы делаете всё, чтобы пока мы будем слушать и тратить время на обсуждение Вашего очередного бредового выступления, глобалисты побеждали. Я обвиняю Вас не в том, что Вы боретесь с попытками установления тотального контроля, я обличаю Вас в том, что Вы мешаете этой борьбе. Вы должны были бы знать, что серьезная работа на этом направлении ведется Всемирным Русским Народным Собором, но теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности. А сопровождающий Вас бэкграунд серьезно усложнит им задачу быть услышанными здоровой частью общества.Я, как и многие знающие Вас люди, был сердечно к Вам расположен и обманут Вашей харизмой. И сейчас переживаю болезненный момент разочарования и избавления от иллюзий. Поэтому не осуждаю Ваших чад, хотя они и ведут себя чрезмерно нервно, а порой агрессивно. Я знаю, как болезненно разочарование. Но всё проходит — за отрицанием проблемы приходит гнев, что мы видели среди Ваших чад. Но гнев не вечен. За ним будет торг, за ним депрессия, а потом принятие того факта, что Вы более не священник.Я уже не умоляю Вас, как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы ещё помните, что это такое. Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения».
Свежие комментарии