КРАТКО О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННЫХ ЧУДЕСАХ СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ЦАРЯ НИКОЛАЯ II, ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ.
Глубокая и искренняя религиозность государя Николая Александровича и его супруги была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Нуждам
Православной Церкви император уделял огромное внимание во все время
своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II
щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами
России. За годы его царствования число приходских церквей в России
увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей.
Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных
торжествах.
Стремление
привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные
принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику
императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам
Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов
сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали
мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили
своего значения и до наших дней.
Январь
и февраль 1917 года государь провел в Царском Селе. Он чувствовал, что
политическая обстановка становится все более и более натянутой,
но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет
верх, сохранял веру в армию, положение которой значительно улучшилось.
Это вселяло надежды на успех большого весеннего наступления, которое
нанесет решительный удар Германии. Но это хорошо понимали и враждебные
государю силы.
22
февраля Государь выехал в Ставку – этот момент послужил сигналом для
врагов порядка. Им удалось посеять в столице панику из-за надвигавшегося
голода.
25
февраля в Ставке было получено сообщение о беспорядках в столице.
8
марта комиссары Временного правительства, прибыв в Могилев, объявили
через генерала Алексеева об аресте государя и необходимости проследовать
в Царское Село. В последний раз он обратился к своим войскам, призывая
их к верности Временному правительству, тому самому, которое подвергло
его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы.
Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души
Государя, его любовь к армии, вера в нее, был скрыт от народа Временным
правительством, запретившим его публикацию.
Рожденный
в день памяти святого праведного Иова Многострадального, государь
принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные
ему испытания твердо, кротко и без тени ропота:«Если я помеха счастью
России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят
оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать,
готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю,
в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», – говорил государь
генералу Д.Н. Дубенскому.
Семья оставалась в Царском Селе одна, дети
больны. Государь страшно страдает, пишет в дневнике: «Нужно мое отречение.
Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии
нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект
Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми
я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест.
В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена
и трусость и обман!».
Временное
правительство назначило комиссию по расследованию деятельности
императора, комиссия работала целый год, но не подтвердилось ни одно из
предъявленных обвинений.
Доклад судебного
следователя В.М. Руднева: «Я просмотрел все архивы Дворцов, личную переписку
Государя и могу сказать: Император чист, как кристалл».
Когда
невиновность царя была доказана и стало очевидно, что за ним нет никакого
преступления, Временное правительство вместо того, чтобы освободить
государя и его августейшую супругу, приняло решение удалить узников
из Царского Села. В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск
– сделано это было якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой
которых могла сделаться царская семья. На деле же тем самым семья обрекалась
на крест, ибо в это время дни самого Временного правительства были сочтены.
6
августа царственные узники прибыли в Тобольск. Когда прошел слух,
что немцы требуют от большевиков выдачи им царской семьи, императрица
заявила: «Предпочитаю умереть в России, нежели быть спасенной немцами».
Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск во вторник 22 апреля.
Условия
жизни в «доме особого назначения» были гораздо тяжелее, чем в Тобольске.
Стража состояла из 12-ти солдат, среди них были бывшие уголовные преступники.
Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли
унизительному и грубому обыску. Спать царской чете и княжнам приходилось
на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек,
давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили,
нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду.
Прогулка
в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут,
а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным
– они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать
двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, делали неприличные
изображения.
Рядом
с царской семьей оставались лишь доктор Евгений Боткин, который окружил
узников заботой и был посредником между ними и комиссарами, пытаясь
защищать их от грубости стражи, и несколько испытанных, верных слуг:
Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев.
Вера
заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в
страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. Даже у цесаревича
как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили…». Государыня
и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против
воли слушал их караул. В почти полной изоляции от внешнего мира,
окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского
дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
В
одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать
всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние,
чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и
чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в
мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Даже
грубые стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они
были удивлены их простотой, их покорила полная достоинства душевная
ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, кого думали
держать в своей власти. Смягчился даже сам комиссар Авдеев. Такая перемена
не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен и заменен
Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и выбранными
людьми из числа палачей «чрезвычайки» – «дом особого назначения»
стал как бы ее отделением. Жизнь его обитателей превратилась в сплошное
мученичество.
1
(14) июля 1918 года отцом Иоанном Сторожевым было совершено последнее
богослужение в Ипатьевском доме. Приближались трагические часы…
Приготовления к казни делаются в строжайшей тайне от узников Ипатьевского
дома.
В
ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил
царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому
необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда
все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый
этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном.
Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича,
у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе государыни
в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные
великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня
и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с наследником.
Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и
приготовились долго ждать – они уже привыкли к ночным тревогам и разного
рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные,
ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к государю
совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению
Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей».
Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в
сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить,
обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна
хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в государя
из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно
начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву.
Уже
лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось,
все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал – в него
выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало
на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали
снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял
наготове грузовик – шум его мотора должен был заглушить выстрелы в
подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни
Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние…
Большинство
свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих,
но глубоко верующих, несомненно, покорных воле Божией.
Вместе
с императорской семьей были расстреляны и их слуги.
Вскоре
после того, как было объявлено о расстреле государя, святейший патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей
совершать о нем панихиды. Сам святейший 8 (21) июля 1918 года во время
богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось
ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович…
Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе
кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил
его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо
России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность
и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая
страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения
своего положения, безропотно покорился судьбе».
К
моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество
свидетельств о их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении
разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников,
о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных
мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах царственных
мучеников пятен кровавого цвета.
Одним
из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской
войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными
войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились
с молитвенным воззванием к царю-мученику, государю Российскому –
и невероятным образом вышли из окружения.
В
Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у
которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было
видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын
жив и находится в России – через несколько месяцев сын вернулся домой.
В
октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом
болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла бы легко затянуть
неосторожных путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесного
избавления отряда казаков – и по их примеру стала усердно молить о
помощи царственных мучеников: «Убиенные царственные мученики, спасите
нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно в темноте женщины увидели
светящийся сук от дерева; ухватившись за него, выбрались на сухое место,
а затем вышли на широкую просеку, по которой дошли до деревни. Примечательно,
что вторая женщина, также свидетельствовавшая об этом чуде, была в то
время еще далеким от Церкви человеком.
Учащаяся
средней школы из города Подольска Марина – православная христианка,
особо почитающая царскую семью – чудесным заступничеством Царских
детей была избавлена от хулиганского нападения. Нападавшие трое
молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но
внезапно в ужасе бежали. Позднее они признались, что увидели императорских
детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника
Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. Впоследствии стало
известно, что молодые люди покаялись и в корне изменили свою жизнь.
Датчанин
Ян-Майкл в течение шестнадцати лет был алкоголиком и наркоманом,
причем пристрастился к этим порокам с ранней молодости. По совету
добрых знакомых в 1995 году он отправился в паломническую поездку
по историческим местам России; попал он и в Царское Село. На Божественной
литургии в домовой церкви, где некогда молились царственные мученики,
он обратился к ним с горячей мольбой о помощи – и почувствовал, что
Господь избавляет его от греховной страсти. 17 июля 1999 года он принял
православную веру с именем Николай в честь святого царя-мученика.
Московский
врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону царя-мученика,
перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать
на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский
монастырь; во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы
сильное благоухание. Икона была перенесена в алтарь, где находилась
в течение трех недель, причем благоухание не прекращалось. Позднее
икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно
засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого
были сотни прихожан.
В
1999 году чудесным образом у мироточивой иконы царя-мученика Николая
II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная
операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился
к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо
полотенцем со следами мира, наступило исцеление – зрение вернулось.
Мироточивая икона побывала в ряде епархий – Ивановской, Владимирской,
Костромской, Одесской…
Везде,
где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи
ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении
от болезни ног после молитвы перед иконой. Из Тульчинско-Брацлавской
епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред
этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба
Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга,
от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия
Людмила.
К
царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой
о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении
их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья
была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную
чрез все скорби.
В
страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью,
терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий
зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти
миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в
XX веке.
Житие по журналу: Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33.
Свежие комментарии