Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Календарь
Архивы

Духовное трезвение — путь к радости.

А сегодня вовсю работает иная фабрика – индустрия радости, индустрия успеха. Рекламные баннеры, с которых широко улыбаются счастливые люди, приглашают на всевозможные тренинги, где обещают научить успеху, процветанию, радости. В чем опасность такого подхода к радости?

– Если в человеке нет какой-то глубины духовной жизни, то ему нужно найти ее во внешнем мире, во внешних проявлениях. В тех обстоятельствах, которые воссоздают или открывают картины, никогда, может быть, не виденные. Но надо понимать, что эта индустрия не дает ничего подлинного.

Священник Георгий Бреев

Священник Георгий Бреев

А лукавство временного в том, что оно может какие-то свои иллюзорные формы выдавать за действительные, и человек неискушенный, но испытывающий духовное томление, скажет: да, вот где истина. Это свойственно детям, подросткам, которые склонны увлекаться. У них еще нет навыка постигать сущность вещей, знать их, они довольствуются поверхностным. А эти образы в сознание пришли и ушли. И ничего от них не осталось.

Давайте не забывать и нашу русскую пословицу: делу – время, потехе – час. Вот я посмотрел что-то, отвлекся, сбросил с себя напряжение – и вновь вперед, как мы говорим сегодня, в бодром ритме современной жизни… Делу – время. Я опять должен за дело браться – полезное, нужное, необходимое. А это и творческая работа, и духовная работа, и много-много всего прекрасного.

Сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12). Эти радости мелькают вокруг тебя, пробиваются к тебе, но ты сердцем прислушайся: затрагивают они какие-то глубины души или только создают некий образ радости. Сосредотачиваться на этом, увлекаться этим, думать, что только это жизнь, не стоит. Это мираж и самообман.

Нам надо руководствоваться пословицей: время – делу. А что осталось – на иное. Но помни: вот отвлекся на что-то, но почувствовал, что это тебе ничего не дало, в следующий раз сократи время на эти увлечения.

Отец Георгий, а почему некоторые люди к закату дней своих озлобляются, не чувствуют радости? С чем это связано?

Озлобление – свидетельство духовной ослабленности человека

– Знаете, однажды я обратил внимание на такую вот связь: слово «озлобление» в церковнославянском тексте передается как «ослабление». Ослабление и озлобление – это синонимы, это одно и то же. Если я духовно слаб, ослабел, ум мой рассеян, в сердце нет чувства любви, благодати, то и руки у меня опустились, я или уныл, или отчаялся – я ослаб. И как реакция – злоба. Это какая-то форма самозащиты. Ко мне кто-то приходит, а мне нечем ответить, нет внутреннего добра, богатства, я не могу открыться навстречу пришедшему, поэтому я начинаю эту уродливую форму своей ослабленности демонстрировать другим, я повышаю голос, я показываю, что я прав, а ты не прав, отойди. Говорю всякие глупости. Это свидетельство духовной ослабленности человека, потери благодати силы Божией и неспособности разума увидеть это.

Если где-то ты не прав, смирись. Потерпи, помолись. Так нет же! Я все равно буду доказывать свое. Доказать себе и утвердиться я могу только через проявление вот этой озлобленности, я как бы защищаю себя от того, что кто-то на меня посягает, хотя ничего такого и нет.

Батюшка, бывает, что люди ходят в храм, молятся, соблюдают посты, но при этом ропщут. Радости нет у них. О чем свидетельствует такое состояние?

Как бы человек ни подвизался, как только у него появляется ропот, он теряет все

– Такое состояние отмечали святые отцы. Старец Амвросий Оптинский говорил, что ропот – это порок, который все стирает с лица Земли. Стирает все достоинства человека, все добродетели. Что бы человек ни делал, как бы милость ни проявлял, каким бы добрым ни был, как только у него появляется ропот, он все теряет, он сам себя изнутри съедает. Он внутри себя занимается самоуничтожением. Это страсть, это самоуничтожение. Уничтожение себя как личности, как духовного человека.

Ропот нехорош. Никогда человек не должен роптать. Потому что на кого роптать-то? Наша жизнь дана нам Богом, ведома Им на всем протяжении. И человек должен это понимать.

Была в народе простая такая поговорка: Бог страдал и нам завещал нести крест свой.

Ропот – самое нездоровое проявление души нашей. Это недовольство всем окружающим, всем миром, людьми… Ропотник – это самое нежелательное состояние. Это такое медленное самоубийство. А ведь потом может и болезнь прийти, и много еще чего…

С протоиереем Георгием Бреевым
беседовал Никита Филатов

22 марта 2016 г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.