Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Календарь

Архивы

onik

Сугубо личное с митрополитом Меркурием 27.04.2024

Как всегда интересно, от души, честно, прямо и доходчиво о Лазаревой субботе, Вербном Воскресенье, о чем свидетельствуют последние дни Великого поста и какую истину о Боге и человеке они раскрывают. Почему верба символ жизни? Это и многое другое сугубо лично с Главой Донской митрополии.

Презентация «Воскресение Христово», конспект урока и раскраска для начальной школы скачать бесплатно. 18 апреля в 1-х классах Сухо-Сарматской школы прошел урок о Воскресении Христовом.

18 апреля в 1-х классах Сухо-Сарматской школы прошел урок о Воскресении Христовом.

Учитель Полетаева Евгения Николаевна, в рамках курса «Русь святая в пословицах и поговорках», провела урок о Пасхе показала презентацию, дети разукрасили картинки -раскраски.

18 апреля , настоятель храма иерей Николай и помощник  по образованию Бандурина Л.В.  на собрании в Сухо-Сарматской школе провели беседу о православии.

18 апреля , настоятель храма иерей Николай и помощник  по образованию Бандурина Л.В.  выступили перед  родителями на родительском собрании в 3 классе по поводу выбора модуля  ОПК в предмете ОРКСЭ в 4 классе.

Батюшка рассказывал о вере, о том, что необходимо христианам участвовать в церковных таинствах. Любовь Витальевна рассказывала о том,  что предмет Основы православной культуры, через изучение данных  свыше  истин, вошедших в нашу культуру , поможет нашим детям  осознать свое место в этом бесконечном мире.          

Нравственными идеалами для русского человека всегда были люди святые, одаренные от Бога мудростью. И хотя мы знаем, что не можем стать такими как они, но мы должны,  по мере своих сил , стремиться к нравственному совершенствованию. Человек с самого детства должен осознавать, что , от его поведения будет зависеть его жизнь ,  его душа никогда не умрет,  Бог это  Личность, наш Отец, который всегда готов прийти к нам на помощь.

18 апреля на церковном дворе.

Сугубо личное с митрополитом Меркурием 18.04.2024

Вторая часть молитвы Ефрема Сирина, которая читается весь Великий пост, просит о «целомудрии, смиренномудрии, терпении и любви». Что это за качества? С чем их лучше не путать? И как они помогают в жизни? Все это и много другое сугубо лично с Главой Донской митрополии в новом выпуске проекта.

Слова Героя России Рустама Сайфуллина как лекарство от уныния.

Для чего  ходить в храм Божий по воскресеньям.

Проповедь настоятеля храма Марии Магдалины протоиерея Николая Бандурина.

Сотворив этот мир, Бог не оставил нас без попечения и дал нам правила для жизни –Заповеди Божьи.

Каждому христианину необходимо в воскресные и в праздничные дни посещать церковь для молитв и участия в Таинствах, потому, что так поступать повелел нам Бог в четвертой Заповеди, для того, чтобы мы смогли стать наследниками Царства Божьего: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».

Молитва за Богослужением в Церкви — насущная необходимость –  практический путь очищения от греха, через соединение с Христом в Таинстве Причащение Его Тела и Крови.Конечная цель этого пути — обретение Царства Божьего.

Христос предупредил нас, что мы не добрыми делами спасаемся, а Кровью Его, пролитой за нас. Бог требует, чтобы мы знали, что мы спасаемся только Иисусом Христом и верили в Него.

Для спасения людей Бог создал Церковь, которая является Его таинственным телом, так говорит нам Библия: «Тело Его, которое есть Церковь»  «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»

   В рай попадают не только  святые.  Дело в том, что подвиг святости могут понести только избранные и чистые души, для нас, обычных людей он труден, мы не хотим и не можем из-за своей гордыни и самолюбия, саможаления нести подвиг самоотречения и добровольных скорбей, как это делали святые угодники.

 Бог видит внутреннее устроение каждого, и не подходит к каждому с одной и той же мерой. Для обычных людей достаточно соблюдать пост, по мере сил души, молиться по мере сил: утреннее и вечернее правило выполнять- молитвы утренние и вечерние, стараться с Божьей помощью посещать Божий храм каждое воскресение, отстаивать всю службу, смотреть за собой, видеть свои грехи, каяться в них и стараться исправляться.

Но самое главное это стараться научиться с Божьей помощью видеть в людях только хорошее и всех прощать. Кто держит обиду на ближнего, тот не может молиться, не может познавать Бога и приближаться к нему, тот , кто сам не прощает, не может быть прощен Богом на исповеди (покаянии)

Этому же нас учит молитва «Отче наш».

Для спасения необходимо приступать к Таинству Причащения регулярно, в этом Таинстве душа Христианина соединяется с Христом своим Спасителем, который за наши грехи отдал Себя на мучения и смерть. Через Его крестную жертву Он искупил нас от вечной смерти в аду.

Это соединение в Таинстве Причащения дает нам очищение нашей души и тела от греха и оправдывает нас перед Богом, потому, что в чаше находятся под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Христовы:  « Кровь Иисуса Христа, очищает нас от всякого греха»

После причащения мы уходим из Церкви наполненные благодатью, и эта благодать нас понесет в рай после смерти.

То есть своими силами и своей мнимой хорошестью и праведностью мы никак не можем попасть в рай. А только ТОЙ благодатью, которая в Чаше  нам дается не по нашим заслугам, а даром. Это дар любви Божьей к нам грешникам, Бог нас очень любит.

Мы должны изо всех сил, насколько это для нас возможно стремиться к тому, чтобы хранить эту благодать, благодать не может войти в сердце нечистое, когда человек ненавидит, сильно завидует, предается блуду, пьянству, обжорству, когда он любит смотреть что-то непристойное или читать, когда он не прощает обиды, гордится и прочее.

               То есть он должен покаяться и оставить свой грех.

Грехи бывают смертные и не смертные. Есть грехи извинительные, такие как лишнего иногда съел, немного лишнего выпил, так что это не постоянно и не стало привычкой, может когда что  взболтнул, позлился и осудил, а потом понял, что согрешил и покаялся перед Богом вечером перед сном и попросил прощения у того, кого обидел.

При чем для Бога не важно какой у нас характер тихий или мы вспыльчивые, а важно лишь то как мы старались становиться лучше ради Него, ради Христа, как мы старались быть на Него похожими хоть чуть-чуть , у каждого своя мера сил духовных, это зависит от того, что мы получили в наследство от родителей и как мы распорядились этим, то есть один родился  в верующей семье, а другой в неверующей, один с детства знал, что Бог есть и его водили в храм, другой не знал о Боге и уверовал потом, то есть мы все разные и Бог нас всех любит.

Самое главное- движение к Нему навстречу. Понуждение себя на исправление по мере сил.

 И так условия необходимые для получения благодати от Бога  и Спасения-  1- е  Крещение

и  2 – е участие в Таинстве Причащения регулярное, и покаяние, 3-е борьба со своими страстями: каждый день просить у Бога прощения за свои мелкие грехи, а если что посерьезнее появится, что тяготит душу – злоба, зависть, ненависть, блуд, хождение по бабкам , гадалкам и экстрасенсам, и прочие грехи против заповедей, или бесконечные мысли, которые бомбят человека, мысли неверия, или другие злые мысли- то идти на Исповедь к Священнику.

Во время исповеди Бог прощает грех, если покаялся от всей души, и дает силу на борьбу с грехом.

Но мы настолько худо живем все сейчас почти, что не способны сильно к Богу стремиться, молитва нас тяготит, и потому, мы спасаемся более терпением скорбей, их претерпевание Бог вменяет нам тоже в праведность и дает за них благодать- это невидимое золото, которое нас несет в рай.

    Из священного Писания мы знаем, что будет, когда Господь придет на Суд и будет нас всех судить, тогда он тех, кого захочет к Себе в рай забрать, Он им скажет: « был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,35-36).

Господь спросит у нас  о любви к ближним.

Царство Божие человек находится  внутри человека, если он ходит в храм и участвует в Таинстве Причащения и с благодарностью принимает все , что Бог ему посылает на его земном пути- скорби, болезни, страдания, напраслины, клеветы, отвержение , предательство и прочее.

На основании слов Спасителя, Царство Божие человек должен  обрести внутри себя, по крайней мере хотя бы  уже перед смертью, это у кого как выходит, и чувство этой радости переживает уже в земной жизни. Об этом повествует Евангелие, и свидетельствуют святые люди, почитаемые церковью.

Дело в том, что любое земное счастье недолговечно и ничто земное не может нас успокоить и обрадовать по-настоящему.

Преподобный Серафим Саровский, видевший рай  говорил:

«…Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением…»

   Условия и рекомендации как попасть в рай изложены в Новом Завете в Евангелии, это точная и не отменимая инструкция для жизни земной и Вечной. Православная церковь призывает к каждодневному чтению глав святого Писания-Евангелия -правильное его понимание о спасении изложено в апостольских преданиях, хранящихся в церкви.

 С годами от постоянного чтения, ум будет «купаться» в словах Евангелия, и жизнь человека каждое мгновение будет оцениваться с точки зрения Закона Божьего.

Господь устроил земную церковь, как место спасения.  «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».(Мф. 16,18) Он вооружил ее таинствами, наполнил учением. Церковь — это лечебница, в которой человек может (если сам захочет) восстановиться до состояния, в котором он находился до грехопадения, такими становились святые. Чтобы нести нам меньше скорбей  в нашей жизни, то лучше для нас посещать храм каждое воскресенье, а если не смогли то просить прощения у Бога.

После Второго Пришествия Христа и Суда «…земля и все дела на ней сгорят» (2Петр  3,10).Бог создаст «…новое небо и новую землю»(Отк. 21,1)  В аду будут все безбожники и извращенцы, нераскаянные грешники, которые никогда никого не миловали и не прощали. Таким людям Господь объявит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». 

Те, кто стремились на земле к Богу и старались как могли, даже если у них не всегда это получалось, тех Бог поселит на «новой земле» в Своем Царстве.

Протоиерей Николай Бандурин.

16, 17 и 19 апреля учащиеся 9-х, 4 в, 5 б и 5 в классов Николаевской школы посмотрели фильм Необыкновенное путешествие Серафимы.

Мультфильм снят по повести священника писателя, доцента кафедры истории и теории литературы филологического факультета Свято-Тихоновского православного университета

Тимофея Веронина, он же и автор сценария фильма.

Детская повесть Тимофея Веронина «Необыкновенное путешествие Серафимы» рассказывает о церковной истории, христианских праздниках и святых. Действие происходит в советском детском доме в послевоенное время. Девятилетняя Серафима, дочка репрессированного священника, терпит обиды от окружающих и тяжело заболевает. В Страстную седмицу от нее требуют отречься от веры…

Ей на помощь приходит преподобный Серафим Саровский. Он отправляется с девочкой в небесное путешествие по островам церковных праздников, после которого Серафиму ждут самые неожиданные встречи и перемены. Путешествуя с главной героиней книги, зритель попадает в мир христианской веры и любви и не только узнает о православных праздниках, но и учится испытывать свою совесть.
Фильм поучительный и увлекательный, красивая мультипликация , особенно необыкновенно красиво изображен рай, мультфильм понравился уже многим, кто его посмотрел, как взрослым, так и детям. Сама повесть тоже очень интересная.

по этой ссылка повесть в электронном виде https://rop.ru/d/3000/d/serafima_block.pdf

Сегодня на дворе храма св. Марии Магдалины с. Андреево-Мелентьево.

Протоиерей Александр Шаргунов: «Ответ комментариями, или Похвала послушанию»

Протоиерей Александр Шаргунов

12 октября с.г. на нашем портале была опубликована статья «УМК “Приходская школа ‘под ключ’” или ключ от ящика Пандоры?», посвященная разбору учебно-методического пособия для воскресных школ за авторством диакона Ильи Кокина. Статья вызвала огромный читательский интерес, поскольку затронула многочисленные проблемы и вопросы современного воспитания и духовно-нравственного образования подрастающего поколения христиан. 18 октября мы опубликовали ответ диакона Ильи, а сегодня – ответ протоиерея Александра Шаргунова на возражения диакона Ильи.

Протоиерей Александр Шаргунов​Прежде всего, хотел бы ответить диакону Илии Кокину, что я, несмотря на свой «престарелый» возраст (как подчеркивает диакон, освобождая меня от ответственности за критику в его адрес), в полноте участвовал в написании этого текста, в здравом уме и твердой памяти подписывал составленный мною вместе с моими соавторами текст, и несу за него полную ответственность. Я никому никогда не позволял манипулировать своим именем. Уже более 30 лет я преподаю в МДАиС и имею некоторый педагогический опыт в общении с молодежью. Также за 44 года своего священства я имел возможность узнать, что такое преподавание в воскресных школах и катехизация готовящихся к принятию Крещения. Кроме того, у меня свежа память о противостоянии разгулу нечестия, особенно в 1990-е годы, когда я возглавлял Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», в котором активно участвовали Валентин Григорьевич Распутин, Игорь Ростиславович Шафаревич, Василий Иванович Белов и другие видные деятели науки и культуры. Статья «УМК ‟Приходская школа ‘под ключ’” или ключ от ящика Пандоры?» (Pravoslavie.Ru) – это как бы продолжение деятельности нашего Комитета. Неслучайно, что и в этот раз почти одновременно с нами выступили с комплексным заключением на материалы упомянутого УМК три известных деятеля науки: доктор юридических наук, профессор М. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор И. Понкин и доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования В. Слободчиков – «Материалы, пропагандирующие антисемейные ценности» (Ruskline.Ru) – и вслед за ними – вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, заместитель председателя Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы А. Соловьев – «Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга» (Ruskline.Ru). А самое главное – откликнулись многочисленные читатели сайта в красноречивых комментариях к нашей статье. Каждый комментарий, даже при краткости текста, может претендовать на отдельную статью.

Что касается обвинения диакона Илии в том, что с ним поступили не по-христиански, когда, не поговорив с ним лично и не пожаловавшись Священноначалию, сразу выставили данный вопрос на всеобщее обсуждение, – то это неправда. Сам диакон свидетельствует об этом, говоря, что 23 апреля этого года в СОРОиК с ним встречалась инициативная группа, которую он называет в своем ответе как «двое разгневанных тетенек с улицы». Какое самодовольство и надмение надо иметь, чтобы так назвать заслуженных учителей, ревнующих о достоинстве Церкви и чистоте наших детей! Того гляди, и упомянутых выше ученых мужей, обличающих его, он назовет «дяденьками с улицы». А что уж говорить обо всех прочих, высказывающих свое возмущение в многочисленных комментариях! На этой встрече в СОРОиК (где, кстати, присутствовал и архиерей) диакон Илия, как он сам пишет, «слышал дословно и в полном объеме те же самые обвинения, что были в статье». И обращение к Священноначалию, ответственному за образование и катехизацию (в том числе и с моей стороны) тоже было, причем неоднократное.

Диакон Илия приводит два основных доказательства своей правоты.

  • Первое. Ссылка на благословение священноначалия и свое послушание ему. «Это официальная позиция Церкви, – говорит он. – Точка!»
  • Второе. Плод своей деятельности: положительные отзывы некоторых регионов, напечатанные на его сайте detovoditel.ru.

Сквернословие, имеющее официальное разрешение на распространение, не перестает быть сквернословием

Что на это можно сказать? Сквернословие, имеющее гриф, то есть официальное разрешение на распространение, не перестает быть сквернословием. Те цитаты из сочинений диакона Илии, что были приведены в нашей статье (совсем не вырванные из контекста, как он пишет), – то же сквернословие. Смешение (Вавилон) святыни с грязью – главная сила «человека беззакония».

Мы знаем, что свои решения епископы принимают, как правило, на основании заключений экспертов. И тогда вопрос сводится в основном к тому, каковы эти эксперты. К сожалению, многие из них дают повод усомниться в их непредвзятости и компетентности. Я мог бы привести целый ряд примеров. То, что сочинения диакона Илии получили гриф СОРОиК и Издательского совета, только подчеркивает остроту ситуации.

Читая комментарии к нашей статье, мы думаем о том, что такое подлинное послушание в Церкви. Не являет ли позиция оппонентов диакона то послушание, в котором всегда и особенно сегодня нуждается Церковь?

Послушание Богом установленной иерархии свято. Церковь учит послушанию. Христианин должен слушаться пастырей: епископов, священников, своего духовного отца, – это вменяется ему как послушание Самому Христу. Но вот что вызывает у верующих недоумение, с которым они всё чаще приступают к своим пастырям. Вопросы, созвучные вопросам наших комментаторов. Разве не из послушания венчал священник в храме Большого Вознесения в Москве известную всем пару кощунников – Собчак и Богомолова? Разве не из послушания проводилась как-то в стенах МДА встреча с рок-музыкантом Б. Гребенщиковым, который исповедует одновременно Православие и дзен-буддизм и в каком-то интервью заявляет: «Траханье девушек для меня не менее свято, чем молитва» (простите, что пришлось еще раз процитировать непотребство). И разве не из послушания распространяется в Церкви неоднократно осужденное богословскими конференциями учение Кочеткова? Разве не о таких явлениях приснопамятный отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Если вы не разорите их, они разорят вас»?

Есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым

Невозможно переоценить добродетель послушания. За непослушание человек лишился рая, за свое послушание он вводится паки в рай. Святые отцы говорят, что даже если священник в своем пастырском руководстве неправ, Промысл Божий может устроить послушание ему во спасение. Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым, потому что в этом – самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). И другой апостол: «Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1).

В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в Крещении и Миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков» (Деян. 5, 29). Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и в другом случае совершается упразднение христианства – непослушание Христу Богу.

И обратим еще раз внимание на второе доказательство «полезности» пособия диакона Илии – одобрение его некоторой частью православного народа. Но какова эта часть, и что это за часть? Церковь не может быть не озабочена, как донести благовестие Христово даже до отравленной современной субкультурой молодежи. Здесь возникает вопрос: можно ли делать это всеми возможными способами – вплоть до участия священнослужителей в рок-концертах, как это приходится теперь наблюдать? Призыв распахнуть все окна, открываясь миру, в то время как воздух мира отравлен, не может быть уместным. Иначе не Церковь войдет в мир, а мир со всем, что в нем есть, – в Церковь. Не будет ли это напрасным сеянием при дороге?

Читая комментарии, снова и снова думаешь о том, что Церковь состоит не из одних епископов или священников, но и мирян. Мы должны понять важность и серьезность момента. Комментарии к нашей статье заставляют нас особенно серьезно задуматься. Разве не слышен в них голос православного народа? Но, может быть, он покажется кому-то слишком дерзким? Кто они такие, чтобы судить о том, что получило официальный гриф?

Христос говорит всем христианам, не только священникам и епископам: «Вы соль земли. Вы свет мира» (Мф. 5, 13–14). Не слишком ли большая претензия – обращаться нам к этим словам? Кто может сказать, что они относятся к нему? В самом деле, можете ли вы сказать кому-то в разговоре: «Я, говорящий с вами, – соль земли. Я сейчас вам все объясню. Извольте слушать!»? Но разве в этих словах речь у христианина идет о себе, о том, какую цену он собой представляет? Не наоборот ли – о том, что сам говорящий это как бы исчезает? Или, вернее, занят чем-то решительно более важным, чем он сам. «Вы соль земли» означает «вы должны придать всему вкус, смысл, чистоту». Когда Христос говорит об осолении жизни, он говорит о величии христианина, о том, чем он должен являться по сути.

Поистине, каждый христианин велик. Святой Иоанн Златоуст так начинает свою проповедь на Вознесение Господне: «Познай, христианин, твое достоинство». Есть величие в христианском призвании. Христианин – не есть что-то незначительное, он не работник одиннадцатого часа, которого никто не хочет нанять. Вернее, именно так. Не на кого ему надеяться, кроме как на Христа Бога. Он устремлен высоко. Он устремлен к Небу! Ему дана благодать, Церковь, таинства, красота заповедей Христовых. Он без всякого смущения принимает этот дар, потому что он не ему принадлежит, это дар Божий. Христианин любит все великое и благородное, христианин – это высшее благородство.

Христианин – соль земли, но если он оглядывается назад – он превращается в соляной столп

«Будьте совершенны» (Мф. 5, 42–48), – говорит Христос. У христианина личные отношения с Богом. «И знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос. Христианин трудится надо всем, что превосходит обычную меру. Он любит высшее благо – Самого Бога. Все остальное, претендующее быть абсолютным, для него – обман. Прежде всего, он не оглядывается назад. Христианин – соль земли, но если он оглядывается назад – с ним случается беда, он превращается, как сказано в Книге Бытия, в соляной столп.

Христианин ищет Бога, и Его власти предает все. Так христианин становится солью. Не слишком ли много он берет на себя? От сознания собственного величия до гордости – один шаг, и – гибельная бездна. Но и от подлинного смирения до лжесмирения – тоже один шаг. И та же гибельная бездна. Бывает смирение, что паче гордыни. «Послушание, послушание, – говорят нам. – Если у вас нет послушания, вы не в истинной вере!» Но тот, кто дает послушание, должен служить вере. Не вера – ему. Он не может командовать верой, он может определять то, что уже есть в учении Церкви, ясно выразить его, но не распоряжаться им.

Что позволяет христианину быть одновременно великим и малым, сияющим как солнце – и неприметным, исполненным величия и смиренным? Истина. Христианин истинен перед Богом. И он знает, что ответственен за истину. Отступи христианин от истины, и его не будет. Христианин знает, что Евангелие – велико и что его благовестие должно быть проповедано высоко и ясно. Он знает, что он сам всецело зависит от истины, от благодати, что он – сотворенное Богом, прощенное и любимое Им существо. Он знает, что Христос хочет, чтобы Его благодать и истина распространялись среди людей, в первую очередь их личным примером, их мужественным словом, то есть Самим Христом! То есть исповеданием истины и верностью истине христианина. Христианин знает также, что без этой благодати, которой сподобляет его Господь, ничего не совершится. Несомненно одно: мы стали сынами света. Это говорит Христос.

Отречение от истины – в отказе ее исповедать

Если мы не решаемся так говорить, если мы полагаем, что хранение истины – дело одних священников и епископов, а не мирян, это может быть по двум причинам. Во-первых, мы слишком мало рассчитываем на Бога и слишком много – на себя. Одно из двух. Где возрастает гордость, там себя начинают принимать за источник света. Или же начинают презирать себя, умалять себя до неспособности хоть что-то сделать, в обессиливающем страхе прижимаясь к стенке. Отречение от истины – в отказе ее исповедать. И это называют смирением, в то время как здесь нет ничего, кроме трусости и сдачи всех позиций. Малодушие – старающийся держаться в рамках благопристойности страх. В том и другом случае совершается одна и та же ошибка, один и тот же грех: вся надежда возлагается на собственные силы. Христианин поистине велик, когда он возлагает всю свою надежду не на себя, а на Бога.

В этом заключается тайна добродетели надежды: я уверен, что Господь дает мне, уже сегодня, соль, свет, славу, все. Какая высота, какая свобода! Будем трудиться над обретением надежды. Только истина исцеляет от робости и бессилия. Только верностью истине можем мы устоять, потому что путь Церкви – среди многих испытаний. Испытания и искушения Церкви, в том числе внутри ее самой, неизбежны. И нередко признаком подлинного успеха является почти всеобщее отвержение. Да, в основе всего – смирение и покаяние. Но смирение, как мы видим, может быть разновидностью гордыни. И покаяние существует не для того только, чтобы бичевать свое прошлое, а чтобы обрести любовь Христову. В ней – правило веры, послушание Церкви и отказ слишком просто уступить низости зависти диавола, которая не осмеливается назвать свое имя. Этой завистью вошла в мир смерть. А мы – те, кто причастен победе над смертью, Пасхе Христовой.

Христианин, исполненный величия, – тот, кто всей своей жизнью полагается на мудрость Креста. Крест – это не то, что сокрыто от всех. Он насажден в центре мира, на Голгофе, среди наглого смеха и поднятых кулаков, и прежде всего – среди безразличия. Хуже всего, когда безразличие в самой Церкви.

Протоиерей Александр Шаргунов

19 октября 2021 г.

https://pravoslavie.ru/142424.html