Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Календарь

Архивы

Архив за день: 15.04.2024

У ПОСОБИЯ «ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА “ПОД КЛЮЧ”» ДИАКОНА ИЛЬИ КОКИНА ОТОЗВАН ГРИФ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

Москва, 20 декабря 2021 года

9 декабря 2021 г. состоялось заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета № 23.

Помимо прочего была разобрана ситуация с учебно-методическим комплексом диакона Ильи Кокина «Приходская школа “Под ключ”», которому было посвящено несколько материалов на портале Православие.Ru, напр., статья протоиерея Александра Шаргунова, Сергея Марнова, Ольги Шикаловой и Олега Штейнера «УМК “Приходская школа ‘под ключ’” или ключ от ящика Пандоры?»

В результате, согласно протоколу, у «Приходской школы “Под ключ”» был отозван гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации»:

«СЛУШАЛИ:
— Обращение председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения относительно учебного комплекта «Диакон Илия Кокин. Приходская школа «Под ключ»: комплект учебных пособий»;
— Сообщение эксперта Издательского совета о результатах экспертизы учебного комплекта «Диакон Илия Кокин. Приходская школа «Под ключ»: комплект учебных пособий».

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Учитывая решение Синодального ОРОиК о приостановлении действия ранее предоставленного грифа учебному комплекту «Диакон Илия Кокин. Приходская школа «Под ключ»: комплект учебных пособий» «Допущено Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» (019-012-67) и на основании заключения эксперта Издательского совета по данному учебному комплекту отозвать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации» с учебного комплекта «Диакон Илия Кокин. Приходская школа «Под ключ»: комплект учебных пособий».
2. Признать номер грифа ИС Р19-908-3135 недействительным».

Также был отозван гриф с ещё одного издания диакона Ильи Кокина – «Страх возводит стены, любовь строит мосты» (М.: Никея, 2018 г., 2020 г. – 192 с.).

20 декабря 2021 г.

«ЧТО БЫ ВЫ ПОПРОСИЛИ У ИРОДА?»

В первой части этой статьи, опубликованной здесь, рассмотрен новый (стартовавший в 2023 г.) креативный проект диакона Ильи Кокина – лекция-беседа в форме «детективного» расследования, в рамках которого он, разбирая картины «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Что есть истина» Н.Н. Ге, предлагает найти темы, «которые сами по себе молодёжи интересны, но они являются своеобразной ступенькой для того, чтобы говорить впоследствии с молодёжью о Боге, о душе, о нравственности…»[1].

В частности, сделан вывод о том, что новый проект дьякона Ильи по своей сути – и методологически, и идейно – неразрывно связан с созданным им учебно-методическим комплектом (УМК) «Приходская школа «под ключ»».

«Пока есть чемоданчики. <…> горячо рекомендую их приобрести»

В октябре 2021 года на сайте pravoslavie.ru была опубликована статья протоиерея Александра Шаргунова, С. Марнова, О. Шикаловой, О. Штейнера «УМК «Приходская школа «под ключ» или ключ от ящика Пандоры?»[2]. Авторы статьи свидетельствуют о недопустимости использования в системе церковного образования УМК «Приходская школа «под ключ»» диакона Ильи Кокина. Поскольку в материалах данного УМК были обнаружены грубые искажения духовно-нравственного характера, примеры и образы, недопустимые в православном образовании, статья вызвала широкий общественный резонанс. Опубликовали свои статьи многие священники, учителя, родители, с болью воспринявшие неприкрытое кощунство.

Также оценку материалам УМК с правовой точки зрения дали в экспертном заключении доктор юридических наук И.В. Понкин, доктор психологических наук В.И. Слободчиков, доктор юридических наук М.Н. Кузнецов[3].

Было опубликовано открытое письмо к главе Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению, подписанное известными православными учёными, педагогами и деятелями культуры, с просьбой помочь остановить распространение в епархиях Русской Православной Церкви УМК «Приходская школа «под ключ»»[4].

Однако диакон Илья настойчиво продолжает распространять данный комплект. Так, он с воодушевлением предлагал аудитории свой УМК, в том числе книгу «Страх возводит стены, любовь строит мосты», выступая 27 января 2023 г. в рамках Международных Рождественских образовательных чтений с докладом «Образовательные формы миссии»[5]. Во время лекции в Сочи в июне 2023 года он следующим образом рекламировал УМК педагогам: «Пока есть чемоданчики. У кого их нет, горячо рекомендую их приобрести»[6].

Изначально у комплекта было два грифа – Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее СОРОиК) и Издательского Совета Русской Православной Церкви. В декабре 2021 года Издательский Совет принял решение отозвать гриф у комплекта «Приходская школа «под ключ»»[7].

А вот гриф СОРОиК не отозван до сих пор[8].

Убедительно просим СОРОиК обратить внимание на то, что книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты», ранее лишенная единственного присвоенного ей грифа (Издательского Совета), не может от имени Церкви распространяться ни отдельно, ни внутри данного комплекта. СОРОиК должен обратить внимание на то, что покупающие УМК по-прежнему учатся сравнивать образ Белоснежки с образом падшей девушки, воспринимать целомудрие как «сугубо христианскую фишку», судить Церковь вместе с подростками, противопоставлять мнение святых отцов иудейским толкователям, сравнивать паремии Великой Субботы с фильмами про зомби и многое другое.

Обращает на себя внимание следующий факт: в Подольской епархии предлагают воскресным школам посмотреть «обновлённый учебно-методический комплекс «Воскресная школа «под ключ»» (см. фотографию ниже). «Обновлённому УМК» дали другое название – не «приходская», а «воскресная» школа. Но оказывается, что продаётся всё тот же самый чемоданчик, о котором ещё полтора года назад сказали своё веское пастырское слово протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Владимир Переслегин и многие другие.

В контексте прозвучавшей ранее критики, а также имевших место отзыва одного и приостановления действия другого грифа заявление об «обновленном комплекте» создает в корне неверное представление о сути произошедших с комплектом изменений, о которых сообщается на сайте диакона Ильи (детоводитель.рф): «Также в расширенной программе к 4-му курсу теперь есть все 40 серий (!) из цикла «Академия веры» (критикуемые фрагменты были удалены)»[9].

Формально флешка с фильмами теперь не входит в УМК – она продаётся отдельно. Но, если выйти по указанной в программе ссылке на сайт «Академии веры», можно убедиться, что в фильмах по-прежнему присутствуют те совершенно недопустимые моменты, о которых свидетельствует статья «Победа над смыслами, или артишоки либерального богословия»[10].

Далее. Среди загруженных на сайте детоводитель.рф документов диакон разместил скрин «Отзыва Синодального ОРОиК по результатам повторной оценки видеороликов, используемых в учебно-методическом комплекте диакона Ильи Кокина «Приходская школа «под ключ»». Дословно о роликах в отзыве сказано следующее: «…достаточно смелые по форме, при этом имеют ярко выраженную миссионерскую направленность. Видна качественная проработанность содержательной части: отражены острые вероучительные и мировоззренческие проблемы, беспокоящие подростков и молодых людей, предложены интересный авторский сюжет и соответствующая динамика подачи материала, интуитивно понятная логика изложения. В фильмах поднимаются глубокие, актуальные вопросы и нестандартным способом предлагаются их решения. В свете известной дискуссии вокруг видеороликов проекта «Академия веры» следует сказать, что в рамках представленного комплекта автором пособия были отобраны только те материалы, большинство из которых не вызывают богословской или педагогической критики». Датирован документ 18 июня 2020 года. А на сайте СОРОиК размещён перечень учебно-методических материалов с действующим грифом[11], где в таблице напротив УМК «Приходская школа «под ключ»» четко написано: «Действие грифа было приостановлено с 23.09.2020 по 24.02.2021. Из комплекта исключены видео ролики проекта «Академия веры».

То есть в июне разрешение на присутствие в УМК роликов «Академии веры» было дано, а в сентябре гриф из-за этих роликов был отозван. И мало того – в документе от 18 июня подчеркнуто сообщается об отдельных отобранных материалах из 40 фильмов. А теперь диакон добавляет все 40 серий в свою программу!

выписка из протокола свидетельствует, что Святейший Патриарх дал указание разобраться с видеороликами «Академии веры» в УМК для воскресных школ, после чего из УМК они были удалены.

А теперь диакон Илья Кокин не просто вернул видеоролики в свою программу, а загрузил их все – 40 штук. Он словно говорит: расширенная программа не нуждается в грифе. Пишу, что хочу… Знают ли об этом в СОРОиК?

Сам диакон Илья в своей расширенной программе кратко упоминает об этой ситуации так: «…во избежание разрастания никому не нужного скандала внутри Церкви, чуть позже было принято решение «рекомендовать исключить из комплекта [УМК Приходская школа «под ключ»] означенные анимационные видеоролики». В 3-м издании комплекта видеороликов «Академия веры», увы, нет – как известно, «послушание превыше поста и молитвы», НО (!) сам портал «Академия веры» не закрыт, его материалы никто не запрещал, ими можно (и нужно!) пользоваться» (орфография автора сохранена – прим. авт.). Другими словами – чтобы не провоцировать критиков, ролики из УМК уберем, но продолжим распространять их иначе.

Во время выступления перед педагогами в Сочи 6 июня 2023 г. диакон Илья посетовал, что этот проект «захейтили», и показал зрителям видеоролик под названием «Что такое Промысл Божий» с комментарием: «Вот одна из причин…»[12].

Комментарий был дан к эпизоду, где богатырь с картины В.М. Васнецова стоит перед камнем, выбирая дальнейшее направление. Голос диктора озвучивает варианты движения: «Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – сокровище найдешь, налево пойдешь… жена узнает». На лице богатыря зритель видит отпечаток губной помады, а на камне возникает образ жены богатыря в виде мегеры со скрещенными на груди руками. В книге «Страх возводит стены…» на странице 40 эта «шутка» дословно повторяется.

Видеоролики «Академии веры» получили оценку специалистов в аналитической статье члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, члена Синодальной Библейско-богословской комиссии, заведующего кафедрой теологии ПСТГУ, доцента, кандидата богословия П.Ю. Малкова[13] и статье «Победа над смыслами, или артишоки либерального богословия»[14]. Эти фильмы очень многое рассказывают о своих создателях: претензии к роликам «Академии веры» касаются не только нравственных, но и догматических вопросов.

Теперь, после включения всех этих фильмов в программу, там присутствует и ролик о Троице – один из самых безобразных в фильмотеке «Академии веры».

«Оба резали живых людей»

С болью приходится констатировать, что диакон Илья в последнее время сделал такое обновление УМК в части расширенной программы для 4-й возрастной группы «Закон Божий / История изобразительного искусства (62 часа)» (для учащихся 14–17 лет), что теперь там содержатся не менее страшные тексты, чем ранее критиковавшиеся фрагменты.

Множество раз в программе приводятся ссылки на выпуски в подкасте Насти Четвериковой «Искусство для пацанчиков». Заинтересовавшиеся ребята войдут в её ТГ-канал «Искусство для пацанчиков» и увидят там следующее (пост от 20 августа 2023 г.):

На с. 9 программы диакон предлагает посмотреть ролик «“Святой” Ирод». Ведущий на первой минуте обращается к зрителям: «Скажите, вы читали нашумевшую книгу «Код да Винчи?» Я, честно скажу, не стал читать, я посмотрел фильм – фильм неплох, фильм развлекателен, на один вечер, вполне себе… Но всё-таки мне кажется, что это плохо, когда люди слишком всерьёз воспринимают сказки, фантазии на исторические темы». Идёт подспудная реклама безобразных произведений подросткам, услышавшим, что фильм «Код да Винчи» неплох и развлекателен.

На с. 15 диакон Илья даёт ссылку на ролик «Почему Христианство раскололось в 1054 году?» Цитата из фильма: «Обе Церкви начинают борьбу за влияние на постримском пространстве, оперируя в этой борьбе разными инструментами. Если Восток – Византия – это попытка, образно так говоря, перетянуть на себя одеяло, которое уже трещало по швам и распадалось на лоскуты, с помощью государства, с помощью силы, политики, то на Западе была ситуация принципиально иная… Будущая Католическая церковь выстраивала более гибкие, скажем так, связи и во многом западная Католическая церковь создавалась самими людьми, а восточная, Православная, она, прежде всего, как институт конструировалась государством». Здесь предлагается предвзятый взгляд на величайшую трагедию в истории христианства, ответственность за которую подспудно возлагается на православный Восток.

На сс. 33–34 диакон Илья Кокин сближает историческую роль Мартина Лютера с исторической ролью прп. Нила Сорского как реформаторов Церкви: «…На дворе XVI в. В Европе Мартин Лютер со своими единомышленниками проповедует необходимость церковной реформы, а что происходит на Руси? Не было ли у нас своих реформаторов? Были. С одной стороны – это традиция так называемых «заволжских старцев» (речь о монастырях, которые находились в той самой «Северной Фиваиде»), которая восходит к преподобному Нилу Сорскому. Пожив какое-то время на Афоне, преподобный Нил пытался убедить русских монахов жить скромно, не пользоваться подаяниями, а кормиться собственным трудом, не иметь в собственности земель и крепостных крестьян. То есть речь шла даже не о всей Церкви (как у Лютера), а только о монахах. Но некоторые из почитателей преподобного Нила пошли дальше – Матвей Башкин, Феодосий Косой в середине XVI в. уже проповедовали вполне протестантские идеи. Над ними состоялся суд (Московский собор 1553–1554 гг.). Это были времена Ивана Грозного, и суд был грозным – Башкин отправился в монастырь на покаяние, о его дальнейшей судьбе ничего не известно, а Косому удалось сбежать в Литву». Здесь мы имеем дело с тонкой апологией Реформации, которая отождествляется с великим святым Русской Церкви – преподобным Нилом Сорским.

На с. 43 диакон Илья предлагает поговорить о масонах и даёт ссылку на просмотр ролика «История Масонов за 10 минут. Мифы и скучная правда». Под этим видео учащиеся видят другую ссылку – на «официальный сайт великой ложи». Без комментариев.

Вот текст, который разместил диакон на с. 51: «Вопрос: Может ли художник (писатель и пр.) использовать реальные истории из жизни друзей, которые выставляют их в дурном свете? (обсуждение). Учитель: Вместо ответа мы послушаем презентацию на тему: Картина В. Поленова «Христос и грешница» (обсуждение). Учитель: Как вы думаете, каким образом эта картина связана с заданным ранее вопросом? (обсуждение). Ответ: Помимо прочего эта картина примечательна тем, что для фигуры Христа Поленову позировал Левитан. Написана картина была 1888 г. (это год первого путешествия Левитана и Кувшинниковой с другими художниками по р. Оке…). Конечно можно еще пофантазировать на тему того, что «грешница» Поленова подозрительно похожа на Кувшинникову (ее описывают как темноглазую и смуглую, похожую на мулатку), но, наверное, это будет уже лишним. Как бы то ни было, Поленов дружил с Левитаном и знал эту скандальную историю. Возможно то, что он поместил своего друга в центр картины с именно таким сюжетом должно сказать нам о том, что настоящий друг – это тот, кто готов принять своих «грешных» друзей, не осуждая и не морализаторствуя и уж точно не выставляя их слабость на всеобщее обозрение. Ведь мы все «не без греха».

На с. 53 текст для учителя выглядит так: «Фотография не дает полноту информации. Она показывает внешность объекта, но не передает суть. Проведем эксперимент и рассмотрим фото двух замечательных в своем роде людей (смотрим фото 1 и 2 (желательно поставить рядом)). Задание «Кто есть кто?» (*если задание покажется вам слишком провокационным, ниже приведено другое задание).

На первый взгляд между этими людьми много общего: оба жили примерно в одно время (один старше другого всего на 7 лет), оба знамениты, оба сидели в тюрьме (как раз обе фотографии сделаны в тюрьме), еще одна пугающая деталь – оба резали живых людей, но при всем этом один из них очень почитаемый святой, а второй – ужасный маньяк-(людоед – упоминание этого факта на усмотрение учителя). Попробуйте по фотографии определить, кто из них кто? (обсуждение) Ответ: «Милый» дедушка с задумчивым взглядом на 1-м фото – это известный маньяк, который похищал (и ел – упоминание этого факта на усмотрение учителя) детей (его имя называть не следует, чтобы ученики не искали о нем информацию). На 2-м фото – знаменитый хирург и архиерей Лука Войно-Ясенецкий (см. фото 3) (о святителе-хирурге стоит рассказать подробнее). Очень трудно по внешнему виду составить верное представление о человеке (маньяк часто выглядит безобидно, а праведник в стесненных обстоятельствах может выглядеть напряженным и подозрительным), поэтому будем помнить слова Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7,1)». Какой образ мышления надо иметь, какую бессовестность, чтобы поставить рядом маньяка и святителя Луку, заявив, будто тот тоже резал живых людей, и провести предложенный «эксперимент»?

Текст на с. 58: «Учитель демонстрирует один из автопортретов Ван Гога с повязкой на ухе и просит учеников придумать короткую историю (не более абзаца), в котором художник от первого лица объясняет случившееся (обсуждение). Учитель: Существует три версии произошедшего: 1. Ван Гог с бритвой накинулся на товарища, но будучи не в силах ранить его, нанес ранение себе; 2. Гоген в пылу ссоры нечаянно ранил Ван Гога рапирой, которую возил с собой; 3. На самом деле Ван Гог отрезал ухо не целиком, а лишь мочку, и это может иметь значение. Согласно 3-й версии это произошло уже после отъезда Гогена в качестве признания собственного поражения в споре. Дело в том, что в той местности, где произошло это событие, была традиция проводить корриду, но побежденного быка не убивали, а отрезали мочку уха. Загадочна и смерть Ван Гога. По официальной версии он выстрелил себе в сердце на пленэре, но есть и другие версии (*лучше всего посмотреть замечательный анимационный фильм, нарисованный в технике Ван Гога «Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017г.))».

На страницах 62–63 предлагается «создать соответствующую атмосферу (приглушить свет, можно включить соответствующую музыку (напр., Ruska. Apocalyptica), все встают полукругом перед экраном с изображением картины Э. Мунка «Крик», 3–4 минуты всматриваются в лицо человека на портрете и мысленно задают ему какой-нибудь вопрос (напр., чего он так боится?) (*нужно заранее оговорить, что это не какой-нибудь спиритический сеанс, а просто попытка взглянуть на проблему глазами человека другой эпохи, фантазия на заданную тему). По прошествии отведенного времени, желающие рассказывают о том, какой вопрос задавали и что поняли или почувствовали в ответ на свой вопрос».

В конце раздела с заданиями диакон Илья как бы оправдывается, что не надо судить никого, что ничего противозаконного он не предлагает… И при этом навязчиво рекламирует определённые подробности, постоянно нацеливает на них внимание подростков.

Если у кого-то остались сомнения, последний пример из расширенной программы их развеет. На сс. 70–71 диакон даёт ссылку на фильм «Вот что сделали люди, когда им позволили все! Жуткий Социальный Эксперимент | Марина Абрамович». Аннотация под фильмом: «Я покажу вам страшный социальный эксперимент! Впервые его сделала Марина Абрамович в 1974 году, а недавно его повторил @gabarhard Суть перфоманса проста – беззащитная девушка стоит перед плакатом с надписью «Сделай со мной все что захочешь», а напротив нее находится более 70-ти предметов, которые можно использовать по своему усмотрению. Что сделали люди, вы можете узнать в данном видео». В фильме всё это рассказано и показано.

Перечисляется срезанная кожа, сексуальные домогательства. Приводятся слова Абрамович: «Я чувствовала себя изнасилованной».

После того, как учащиеся посмотрят фильм, учитель, согласно рекомендации диакона, произносит следующий текст: «Это действительно страшный и болезненный для психики эксперимент (ср. его со знаменитым Стенфордским тюремным экспериментом, который был проведен за 3 года до перформанса «Ритм 0»). То есть учитель не только показывает этот фильм детям, но ещё и приводит сравнение с похожим тюремным экспериментом!

Не исключено, что после публикации статьи диакон удалит эти эпизоды из своей программы, но значит ли это, что он удалит их из ума и сердца? И как он оправдается перед родителями этих подростков? Сколько людей уже скачали эту программу и, возможно, используют её в своей работе?

Есть ли право у диакона Ильи после всего этого приближаться к детям и подросткам?

«Дорисовать еще одну египетскую казнь на выбор»

В предыдущие годы в печатных статьях поднимался вопрос о той части материалов УМК, которая по преимуществу обращена к подростковой аудитории (IV курс – 14–17 лет).

Добавим к уже многим опубликованным ранее комментариям о комплекте «Приходская школа «под ключ»» те замечания, которые опубликованы не были. А они крайне важны для понимания того, почему преподавание в воскресных школах по данному комплекту совершенно недопустимо.

Детям 8–10 лет в теме об Адаме и Еве предлагается такой текст[15]:

«Учитель может предложить учащимся отрывок стихотворения Николая Гумилева «Потомки Каина».

Он не солгал нам, дух печально-строгий,

Принявший имя утренней звезды,

Когда сказал: «Не бойтесь вышней мзды,

Вкусите плод, и будете, как боги».

Обсудить основную мысль данного стихотворения».

Во-первых, данное стихотворение не соответствует восприятию детей этого возраста. Во-вторых, смысл этого четверостишия вне контекста понять невозможно. У автора стихотворение завершается вопросом:

…Но почему мы клонимся без сил,

Нам кажется, что кто-то нас забыл,

Нам ясен ужас древнего соблазна,

Когда случайно чья-нибудь рука

Две жердочки, две травки, два древка

Соединит на миг крестообразно?

В методичке приводится только отрывок, из которого ребёнок с огромной долей вероятности сделает следующие выводы: печально-строгий дух не страшный, его даже немного жалко; тот, кого христиане называют отцом лжи, на самом деле «не солгал». Такой образ нечистой силы вместо отторжения вызывает сочувствие.

В теме урока о египетских казнях между вопросами «Кого Господь дал в помощники Моисею?» и «Что всегда укрепляло Моисея?» стоит странный, не обоснованный педагогической необходимостью вопрос: «Во что превратилась вода при очередной казни?» Там же: «Необходимо рассмотреть иллюстрации и дорисовать еще одну египетскую казнь на выбор»[16]. Что же нарисуют дети? И зачем?

В теме о Давиде и Сауле в стихотворении К. Романова «Царь Саул» учащиеся 8–10 лет услышат такие словосочетания: «объятья злобного духа», «страшные изрыгают проклятья уста мои», «крови я жажду»[17].

С какой целью диакон Илья фокусирует внимание детей на кровавой тематике?

Также предлагается к изучению тема страданий Иова[18], которая, согласитесь, не для 8–10-летних ребят.

А вот задание, о котором будет сказано ниже, можно назвать по-настоящему сногсшибательным. Оно предлагается уже детям 11–13 лет, которым в результате предлагается поставить себя в положение танцующей Саломеи, проассоциировать себя с образом дочери Иродиады, отвечая на вопрос: «Что бы вы попросили у Ирода на месте этой девушки?»[19].

Это задание из методического пособия, а в учебнике приводится следующий текст: «Представьте себе, что бы вы попросили на её месте? <О.> Конечно, каждый из нас о чем-то мечтает: о новом телефоне, велосипеде или красивой одежде, но когда об этом спрашивают вот так – вдруг, ни с того ни с сего…»[20].

Обратите внимание: этот учебник распространяется не только в УМК, на диске, но и отдельно, сам по себе! В комплекте с рабочей тетрадью, о которой много было написано в предыдущих статьях (в игре под названием «Аукцион» выставляются на продажу сюжеты из жизни Господа Иисуса Христа, предлагается игра в египетские казни с кубиком и фишками и многое другое)[21].

А вот рекомендация педагогам – на свой страх и риск посмотреть и обсудить с учениками 8–9 классов фильмы «Побег из Шоушенка» 1994 г. (реж. Фрэнк Дарабонт) и «Шоколад» 2000 г. (реж. Лассе Халльстрём). В списке диакона эти фильмы помечены звёздочкой: как он комментирует, «тут многое зависит и от эмоциональной зрелости конкретных учеников, и от вкуса самого учителя»[22].

О чём же эти рекомендованные диаконом Ильёй Кокиным киноленты?

В «Побеге» главный герой, находясь в заключении, зачисляет отмытые деньги на чужой счет и понимает, что, находясь на свободе, был честным человеком, и стал преступником, только попав в тюрьму. В фильме присутствуют сцены попыток сексуальных домогательств. Вот что услышат дети, посмотрев фильм: «Я твою маму в задницу имел». «Теперь я расстегну ширинку, а ты проглотишь то, что я тебе скажу».

В «Шоколаде», соблюдая пост и посещая все церковные великопостные службы, граф распространяет гадости про женщину с незаконнорожденным ребенком, которая приехала в город и открыла лавку с шоколадом, сделанным по рецепту племени майя (символика культуры майя в целом наполняет фильм). Пробуя шоколад в пасхальную ночь, граф кардинально меняется. Именно хозяйка шоколадкой лавки, жизнь которой переплетается с культурой майя, является чуткой, внимательной, в отличие от «христиан». Она угадывает желания людей и дарит им счастье, когда они крутят тарелочку и говорят, что в ней видят. «Почему мы не ходим в церковь?» – «Пойдем, если хочешь. Но это ничего не изменит» (ответ главной героини). «Что вы исповедуете? – Шоколад!» (ответ дочки главной героини). «Стоит ли говорить о чудесном воскрешении нашего Господа? Не думаю. Я не хочу говорить о Его божественности, я лучше скажу о Его человечности. Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь, и кого согрели» (первая искренняя проповедь священника). Мальчик отказывается от торта в Великий пост, бабуля отвечает: «Довольно забивать голову условностями». Церковь, как и Великий пост, во время которого как раз разворачивается торговля, это условности для создателей «Шоколада». Слово «условность» с экрана звучит нередко.

В фильме совершается много подмен. Например, вместе с Пасхой прихожане празднуют день богини плодородия, а после молитвы графа перед Распятием зритель видит шоколадную скульптурку богини…

В «Шоколаде» тоже мелькают сцены сексуального характера и разговоры на эту тему: «Мы плавали голышом в озере… Утром мама говорит – проснись, соня! Так и не поняла, что меня всю ночь не было» (бабушка и главная героиня весело смеются). Эта же бабуля читает внуку вслух: «Семь исчадий ада, зубастые существа, увлекают меня в геенну» (стихотворение Артюра Рембо из сборника «Одно лето в аду»).

Итак, в обоих фильмах прослеживаются одинаковые мысли их авторов: «благочестивые» люди – лицемеры, жизнь по закону (в том числе по закону Божию) может быть совсем неправильной, церковная традиция не нужна; пост, храм, в целом набожность ничего не меняют в жизни. Такая точка зрения очень распространена в современном мире, но с христианством не имеет ничего общего.

Необходимо предупредить и о следующем факте, который ранее не освещался в статьях. В УМК также присутствуют материалы, не принадлежащие диакону Илье, но включённые им в УМК – на диске «Справочные материалы». В этой подборке среди достойных встречаются далеко не лучшие стихотворения и сценарии.

В качестве примера можно привести файл «Карнавальный день»[23] (комедия на сюжет фильма «Карнавальная ночь»). Вот перед вами докладчик Некадилов:

Некадилов. (Слегка навеселе).

Мы – звёзды на небе одном,

Летаем в перекрестье.

Для каждого готов свой дом

В Божественных созвездьях…

О, Вифлеемская звезда,

Ты путь мне указала:

Светить везде, светить всегда!..

(Вдруг начинает танцевать грузинский танец. Огурцов пытается остановить).

Некадилов. О, Вифлеемская звезда,

Ты путь мне указала:

Светить везде, светить всегда!

Смотрите, в центре зала…

Две ясны звёздочки горят…(Уводят его).

А вот образ Огурцова:

Огурцов. Прекрасно! Что-то из Шекспира…

Но о земном не надо вслух,

Все изменить!.. О мире мира,

О том, как Бога любит дух!

Благотворительного фонда

Поставим над стихом печать.

Раскупят книжку! Нынче модно

Писать про слёзы, благодать!

Неужели нормально петь «слегка навеселе» о Рождественской звезде? Писать нелепицу про Бога и благодать ради шутки? Дети воспримут это как насмешку над святыней.

Но могут воспринять иначе. Эта насмешка настраивает на то восприятие, которое передают вышеприведённые фильмы: в храме не жизнь, а тоска…

Братья-клоуны поют весёлые частушки.

Огурцов. Нет, не пойдёт. Хоть и недлинно,

Здесь не концерт для светских дам,

Читайте медленно, былинно,

Как будто перед вами храм!

(Поют то же самое, но заунывно).

Огурцов. Ну, вот, орлы, теперь прилично!

Простите, телефон звонит.

Концерт прихода. Да? Отлично!

Благословил архимандрит!

Приведём еще пример того, что диакон Илья рекомендует детям. Папка «Игры_квесты»[24] содержит файл с загадками в стихах, среди которых встречаются такие:

74

В церковь гроб внесли с усопшим,

Ближние в рыданиях.

Чтобы их утешить, в общем,

Нужно . (Отпевание)

85

Как потоки крови ленты,

Золотые позументы

По краям у ней, по низу.

Это вот фелонь иль . (риза)

318

В мире, дружбе и любви —

Вот пример: ты так живи!

Никогда не ссорится

Пресвятая  (Троица).

333

Воинство Ангел явилось с небес,

Страх пастушков вмиг куда-то исчез.

Ангелы пели святые слова.

Вспомнит слова те твоя голова?

Такие тексты не только не обладают художественной и содержательной ценностью, но по степени пошлости могут конкурировать только с печально знаменитыми советскими виршами:

Камень на камень, кирпич на кирпич –

Умер наш Ленин Владимир Ильич…

Это свидетельствует либо о неумении разбираться в литературе, что очень плохо для человека, желающего влиять на молодёжь в масштабе всей страны, либо о поспешном и безответственном отношении к делу по принципу: «и так сойдёт» – лишь бы издать и получить доходы и известность.


Итак, за минувшие полтора года, которые прошли с момента выхода первой статьи об УМК «Приходская школа «под ключ»», диакон Илья не понял, в чём изъян его креативного подхода.

УМК продаётся как раньше. Правки, необходимость которых была обозначена, в том числе СОРОиК[25], внесены не были. Диакон Илья позволяет себе обманывать аудиторию, показывая два грифа на своём УМК, – и это притом, что гриф Издательского Совета возвращён не был. В расширенную программу к УМК добавлены все 40 фильмов «Академии веры»

Анализ отдельных идей учебно-методического комплекта «УМК «Приходская школа «под ключ»» и расширенной программы для подростков 14–17 лет показал, каковы те своеобразные ступени, которые диакон Илья использует, чтобы говорить с молодёжью о Боге, о душе, о нравственности:

– исторические подмены, искажения, передёргивания (например, уподобление ересиарха Мартина Лютера святому Нилу Сорскому путём причисления последнего к реформаторам Церкви, сравнение святителя Луки Крымского с маньяком-людоедом);

– знакомство детей с видеосюжетами о масонах и садистских экспериментах над людьми и тому подобном;

– рассказы о скандальных и кровавых подробностях жизни художников и обсуждение их;

– скабрёзные и кощунственные шутки;

– рекомендация материалов, в которых выражается недоверие к церковной традиции, отрицается необходимость благочестия, соблюдения постов и т. д.

Крайне сомнительно, что посредством подобной «лествицы» можно привести нецерковную молодёжь в Православную Церковь, а засомневавшихся подросших воцерковляемых детей удержать в её лоне. Скорее, таким путём можно сформировать когорту молодых людей, хоть и относящих себя к православным, но уверенных, что Церковь необходимо непременно изменить, реформировать.

16 июня 2023 года в приходском центре собора Всех святых, в земле Русской просиявших, находящегося в подмосковном г. Домодедово, диакон Илья выступил в рамках молодежного лектория. Продавал и УМК, и книгу «Страх возводит стены, любовь строит мосты…». Причём, умолчав об отзыве грифа у комплекта, упомянул об отзыве грифа у книги в том ключе, что произошло недоразумение: мол, его высказывание о том, что «полюбить человека, похожего на тебя, проще», использованное в контексте разговора о взаимоотношении полов, неправильно поняли – приняли за гей-пропаганду.

Тут диакон Илья Кокин опять слукавил: разве только данное выражение обратило на себя внимание в книге? А разве нет там сравнения Белоснежки с падшей девушкой, а священной жертвы Христовой – со страшным кровавым языческим обычаем? Разве нет восхищения взглядами иудейских толкователей? Разве не диакон Илья вкладывает в уста роженицы слова: «Сволочи, скорее выньте это из меня»?

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер назвал происходящее беспределом в храме[26]. Собранные воедино цитаты из творений диакона Ильи – и его собственные высказывания, и ссылки, которые он даёт – ошеломляют своей акцентуацией на кровавой тематике и открытой антицерковностью.

Грифа уже нет – а продажи идут. И ряд епархий продолжает активно приглашать диакона Илью для бесед с педагогами и подрастающим поколением.

Необходимо широкое информирование священноначалия и приходов Русской Православной Церкви о том, что на самом деле делает диакон Илья Кокин.

Катасонов Владимир Николаевич, доктор философских наук, доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Соловьев Алексей Юрьевич, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии; вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры; заместитель председателя Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

Донченко Лидия Михайловна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации

Петрова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, лауреат Национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, музейный работник

Шикалова Ольга Константиновна, искусствовед, музейный работник

Ушакова Любовь Яковлевна, искусствовед, музейный работник

[1]Аудиозапись выступления диакона Ильи «Искусствоведческий детектив или духовный поиск? Презентация нового проекта Синодального отдела по делам молодёжи»(конференция «Глобальные вызовы современности и духовный выбор молодого человека»), 25 января 2023 г. URL:https://youtu.be/xlRQ8g2FiJw (0:55–1:06)

[2]Шаргунов А. прот., Марнов С.Д., Шикалова О.К., Штейнер О.А. УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры? [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/142267.html. Дата публикации: 12.10.2021.

[3] Понкин И.В., Слободчиков В.И., Кузнецов М.Н. Комплексное заключение от 12.10.2021 на материалы Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”» (авторы – диакон Илья Кокин и др.). [Электронный ресурс]. URL: http://moral-law.ru/index.php?p=post&id=202 Дата публикации: 12.10.2021.

[4]Шутки над Священным Писанием и «Плейбой» для верующих: Православные педагоги ударили в набат. URL: https://tsargrad.tv/news/shutki-nad-svjashhennym-pisaniem-i-plejboj-dlja-verujushhih-pravoslavnye-pedagogi-udarili-v-nabat_554394.

[5] Доклад диакона Ильи Кокина в рамках Рождественских образовательных чтений: «Образовательные формы миссии» (круглый стол «Принципы и методы миссии среди коренных, в т. ч. малочисленных народов»). URL: https://youtu.be/tnSZU0EbDKc (00:03:22-00:06:56).

[6]Лекция диакона Илии Кокина «Что определяет мой выбор и причем тут Христос?» в г. Сочи (Встреча с педагогами ВШ Сочинской епархии 06.06.23. на площадке храма Казанской иконы Божией Матери г. Сочи пгт. Дагомыс), 06.06.2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EJ9nWhr6Uos (02:13:22-02:13:27).

[7] URL: http://izdatsovet.ru/catalog/references/detail.php?REFERENCE=200691.

[8] Если кто-то дерзнёт спросить – как же комплект может распространяться, если Издательский Совет отозвал гриф? – он может услышать следующую версию событий: не переживайте, гриф вернули. Происходит такая путаница потому, что в 2020 году было приостановлено действие грифа СОРОиК в связи с изъятием из УМК фильмов «Академии веры». В 2021 году гриф СОРОиК был возвращен. Данные события происходили ещё до выхода статей по поводу содержания УМК. Издательский Совет отозвал гриф в результате открывшихся новых данных, причём был отозван гриф и у УМК, и у книги, входящей в комплект – «Страх возводит стены, любовь строит мосты». Эти грифы возвращены не были.

[9] Расширенная учебная программа на 10 лет к УМК Приходская школа «под ключ». URL: https://www.detovoditel.ru/prog10.

[10]Исаченко Т.А., Соловьёв А.Ю., Цеханская К.В., Шубина Е.Ф. Победа над смыслами, или артишоки либерального богословия. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/143058.html. Дата публикации: 24.11.2021.

[11] Экспертиза учебных пособий, конфессиональная аттестация, общественная аккредитация. Перечень учебно-методических материалов с действующим грифом. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/ekspertiza-uchebnyx-posobij/.

[12]Лекция диакона Илии Кокина «Что определяет мой выбор и причем тут Христос?» в г. Сочи (Встреча с педагогами ВШ Сочинской епархии 06.06.23. на площадке храма Казанской иконы Божией Матери г. Сочи пгт. Дагомыс), 06.06.2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EJ9nWhr6Uos (02:10:34-02:10:58).

[13]Малков П.Ю. Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры», 06.11.2023. URL: https://ruskline.ru/analitika/2019/11/06/recenziya_na_videomaterialy_obrazovatelnoprosvetitelskogo_portala_akademiya_very.

[14] Исаченко Т.А., Соловьёв А.Ю., Цеханская К.В., Шубина Е.Ф. Победа над смыслами, или артишоки либерального богословия. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/143058.html. Дата публикации: 24.11.2021.

[15] Методическое пособие для учителя к курсу «Библейская история Ветхого Завета», 2 курс (8-10 лет). М., 2021. С. 6.

[16] Методическое пособие для учителя к курсу «Библейская история Ветхого Завета», 2 курс (8-10 лет). М., 2021. С. 26.

[17] Методическое пособие для учителя к курсу «Библейская история Ветхого Завета», 2 курс (8-10 лет). М., 2021. С. 39.

[18] Методическое пособие для учителя к курсу «Библейская история Ветхого Завета», 2 курс (8-10 лет). М., 2021. С. 51-53.

[19] Методическое пособие для учителя к курсу «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», 3 курс (11−13 лет). М., 2021. С. 20.

[20] Диск «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» (учебник, хрестоматия, методичка, иллюстрации, видеоурок). Учебник, часть 1, урок 8, с. 102.

[21] Шаргунов А. прот., Марнов С.Д., Шикалова О.К., Штейнер О.А. УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры? [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/142267.html. Дата публикации: 12.10.2021.

[22] Методическое пособие для учителя к курсу «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», 3 курс (11−13 лет). М., 2021. С. 63.

[23] Внутри папки «Сценарии праздников», в папке «Рождество» – в папке «СТАРШИЕсредняя-старшаяшк», файл «РождествоУгроватаяТ.Карнавальный деньстар.».

[24] Внутри папки «ИгрыКвесты», в папке «02 Квесты», в файле «03Загадкидляквестов».

[25] Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации об УМК «Приходская школа «под ключ»». [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdela-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-ob-umk-prixodskaya-shkola-pod-klyuch/. Дата публикации 25.10 2021. URL: https://pravoslavie.ru/142578.html. Дата публикации 27.10 2021.

[26] Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. Беспредел в храме Божием продолжается. К вопросу об УМК «Приходская школа «под ключ». URL: https://ruskline.ru/analitika/2022/02/28/bespredel_v_hrame_bozhiem_prodolzhaetsyahttps://ruskline.ru/analitika/2022/02/28/bespredel_v_hrame_bozhiem_prodolzhaetsya.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2024/01/22/kuda_vedut_stupeni_1

В Ростове-на-Дону требуются православные няни для брошенных младенцев в больницах.

Дорогие друзья!  Очень необходимы православные няни для ухода за брошенными младенцами.
В больницах очень ждут православных нянь (работа оплачивается!)