Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь

Архивы

Архив за день: 17.03.2024

Митрополит Меркурий: «Накануне Великого поста Церковь призывает нас к истинному духовному преображению, изменению жизни в сторону света»

17 марта 2024 года, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

По окончании вечерни Его Высокопреосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Сегодняшний воскресный день отмечается как Воспоминание Адамова изгнания. В это время мы вспоминаем о потерянном рае, переживая глубокую печаль и осознавая свою греховность. Однако это также время благословенной надежды на нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который, воскреснув и победив смерть, даровал нам жизнь вечную… Тот, кто обретает Бога, наполняется Источником жизни, получает этот дар, в то время как тот, кто отвергает Спасителя, остается в состоянии вечного умирания и тревоги на земле.

Злопамятство и злоба оковывают человека, проникая в самые глубины его души, портя его добрые мысли, надежды и чаяния, тем самым отравляя жизнь. Единственный способ избавиться от зла — искренне прощать и забывать о том, что сделано против нас. Накануне Великого поста Церковь призывает нас к истинному духовному преображению, изменению жизни в сторону света, от земного к вечному, к Богу, к Источнику жизни. Она предлагает изменить привычки, чувства, образ мышления, перевернуть мирское сознание. Прощение освобождает человека, позволяя его душе размышлять независимо, избавляя от действий врага человечества. Именно поэтому чин прощения стал традицией Церкви накануне Великого поста».

Завершая проповедь, Глава Донской митрополии испросил прощения у клириков и всех верующих.

Слово митрополита Меркурия 17 марта после литургии в кафедральном соборе.

«Сегодняшний день в церковном календаре называется Воспоминанием Адамова изгнания. Казалось бы, в этот день было бы логично подумать о чем-то ином, возвышенном, но уж точно не об этой всечеловечской трагедии прошлого. Однако память об этом событии поставляется Церковью именно в это воскресенье неслучайно, как бы ставя точку в подготовительных неделях к Великому посту, открывая совершенно иной цикл, который предстоит нам пройти во дни Святой Четыредесятницы.

Думаю, что все мы хорошо помним строки Священного Писания из книги Бытия, где пророк Божий Моисей описывает боговдохновенное видение этого дня. Конечно, никто не присутствовал при этом событии, кроме самих праотцов, но Господь открыл свидетельства Моисею, который и записал то, что видел. Венец творения Божьего, Адам и Ева, родоначальники человечества, находящиеся в прекрасном Эдемском саду, пребывали пред лицом Божиим, в непосредственном общении с Создателем. В них было заложено желание приблизиться к Богу настолько, насколько это возможно для человека. Они были людьми чистыми, светлыми, но не были людьми абсолютно совершенными, как Бог. И как раз-таки это стремление к совершенству Господь заложил через свободную волю: человек должен был, исходя из своих внутренних, глубинных побуждений, стремиться к как можно более тесному единству с Богом, уподобляясь Ему во всем.

Но как же поступил первый человек? Он использовал свою богоданную, благую свободу не по назначению: он ослушался запрета, вкусив запретный плод – символ верности человека Богу… Таким образом, человек захотел без Бога стать Богом.

Как же это близко, братья и сестры, к нашей современной жизни! Мы, неся печать первородного греха в себе, так же хотим достичь счастья для себя, «рая на земле», но без Бога, не понимая, что это абсолютная утопия и самообман…

И вот, Адам при встрече с Богом, вместо того, чтобы сказать: «Я согрешил, прости меня!», – не приносит покаяние в содеянном, но обвиняет даже Самого Бога в том, что он совершил этот поступок лишь потому, что искусился от Евы: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт., 3:12). И потому святые отцы говорят, что Адам через свои поступки утерял не только Рай, в котором пребывал, но утратил и тот рай, который был внутри Адама. Он утратил связь с Богом… И теперь вся природа страдает от греховности человека…

Сегодня, накануне поста, вспоминая то, что было утрачено для всех последующих поколений, мы понимаем, что восстановить наше сыновнее наследство в Царствии Божием можно лишь через покаяние, а этим временем покаяния и является святой пост.»