Февраль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Календарь
Архивы

ПРАВО НА БЕСЧЕСТЬЕ

Ф.М. Достоевским не раз употреблял придуманную им эту фразу – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в 21 веке. Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину:– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и что откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно. – Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин; – прямо в точку попал! Право на бесчестье, – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!Казалось бы, любой здравомыслящий человек – правозащитник ли, либерал или просто порядочный человек самых разных взглядов – должен воспротивиться посягательствам против личности путем клеветы, оскорбления, унижения, попрания его достоинства и чести, «опорочивания» (юридический термин) его репутации, должен встать на защиту любого лица от психологического насилия и намеренного нанесения обиды. Российское законодательство в этом вопросе опирается на несколько статей Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21); «Каждый имеет право на… защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23). В законодательстве есть определенные статьи административного и уголовного кодексов, предусматривающих разные наказания за клевету и оскорбление. И еще один нюанс: в комментарии к Уголовному кодексу РФ указано, что клевета или оскорбление может отрицательно воздействует на психофизическое состояние и здоровье лица. Таким образом, они носят травмирующий характер. Если есть объективные последствия, связанные с ухудшением здоровья оклеветанного или оскорбленного лица, то уголовная ответственность увеличивается. Но определенная часть нашего общества считает, что, оказывается, есть исключительные люди, которые обладают «правом на бесчестье» и должны быть полностью освобождены от какой-либо уголовной или даже моральной ответственности за это. Им плевать на Конституцию и любые законы, ограничивающие их «свободу». Особо хочется обратиться к моим собратьям по вере.В Нагорной проповеди все расставлено по своим местам: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). Святитель Иоанн Златоуст поясняет выражение «напрасный гнев», говоря, что Господь осуждает гнев без причины, по самолюбию, по гордости или зависти к ближнему. Что же касается слова «рака», то здесь есть разночтения. Тот же святитель Иоанн Златоуст считал, что это оскорбление (пустой человек) не составляет большой обиды; оно выражало презрение или неуважение к человеку. Блаженный Августин, напротив, переводил это слово именно как гневное оскорбительное восклицание. Каковы бы ни были толкования и переводы, Святые Отцы сходились в одном – Господь за это оскорбление человеческого достоинства, унижение его личности взыщет строго. Вопрос о том, как нам, христианам, относиться к оскорблениям в наш адрес, находим ответ в послании апостола Павла к фессалоникийцам: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели…» (2 Фес., 1, 6-9). Священное Писание однозначно призывает христиан не мстить за оскорбление, но уповать на праведного Судию и самое большое – оскорбляющим «воздать скорбью». Однако когда при вас обижают братьев по вере, следует вступиться и защитить его.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.