Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Календарь

29 октября на секции XXI Димитриевских образовательных чтений с представленным опытом дошкольного воспитания в МБДОУ «Сказка» выступила преподаватель воскресной школы Бандурина Л.В.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

10 ноября 2016 года в Ростовском государственном музыкальном театре состоится открытие XXI Димитриевских OLYMPUS DIGITAL CAMERAобразовательных чтений. Тема образовательного форума «1917-2017: уроки истории Донского края».

В рамках чтений уже более двух недель работают дискуссионные площадки, которых более 60-ти. На одной из них «Интеграция духовно-нравственных ценностей в образовательное пространство ДОУ» , проводившейся 29 октября в ДГТУ выступила директор и преподаватель воскресной школы Святой Марии Магдалины с . А-Мелентьево Бандурина Л.В. с докладом на тему : «Опыт преподавания Основ Православной культуры в МБДОУ «Сказка» с. А-Мелентьево в рамках кружка «Добрый мир».

На секции присутствовали директора детских садов области. Председательствовали Сметанина Ольга Александровна, главный специалист отдела общего образования и воспитательной работы Министерства Образования Ростовской области и Чумичева Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Академии педагогики и психологии ЮФУ. Куратором была методист Епархиального отдела религиозного образования и катехизации Ростовской области Олеся Анатольевна Тодарчук.

Был представлен опыт совместной работы в области духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к православной культуре через преподавание программы, разработанной Л.Л. Шевченко «Добрый мир». В детском саду «Сказка», уже второй год, опираясь на договор о сотрудничестве в деле воспитания между администрацией Неклиновского района Ростовской области и Таганрогским благочинием Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви от 23 июля 2010 года, ее проводит воспитатель Кудряшова Л., в качестве кружка духовно-нравственного развития  в рамках организации внеучебной деятельности в старшей и подготовительной группах по согласованию с родителями.

Мы знаем, что воспитание – это передача от старшего поколения младшему всего самого лучшего, что сумел сберечь народ для самосохранения.

К сожалению, мы имеем печальный опыт разрыва с традицией во времена богоборческой власти, когда без знаний о своей культуре выросли целые поколения. Но наш приходской опыт воспитательной работы и  общения с детьми и родителями   убеждает в том, что атеистической пропаганде не удалось вытравить из душ людей тысячелетнюю закваску христианства.

Делом воспитания необходимо заниматься с раннего детского возраста, еще до школы когда душа ребенка особенно ранима и нуждается в заботе, чтобы узнав путь добра и напитавшись благодатными Божьими силами через участие в Таинствах Церкви, душа ребенка имела в себе стержень, который не сломается в жизненных трудностях.

Благодаря Любви Божьей мы появились на свет. Он сотворил людей по Своему Образу и Подобию . Бог вечен и нас людей сотворил для радости Вечной жизни.

Бог Иисус Христос, который пришел в мир для того, чтобы спасти нас от смерти греховной, обещает верующим в Него и исполняющим Его волю вечную радостную жизнь. Святые отцы, которые имели ум Христов, объясняли ценность души человека.

Преподобный Иоанн Лествичник писал : «Целый мир неравноценен душе; мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною».

«Мы видим, что когда дети растут, то показываются и с ними растут и страсти греховные, как негодные отростки на дереве. Поэтому, чтобы эти беззаконные отростки не выросли, и не повредили, и не погубили человека <…> нужно обязательно наставлением и учением Господним их отсекать» сказал Святой Тихон епископ Задонский.

А Святой Макарий Великий предупреждал, что душа должна в Боге черпать жизненные силы , а отход от Творца приведет к тому, что «восставшие телесные страсти, как бесчисленные и наглые псы, над которыми нет надсмотрщика, начинают сильно лаять на душу и каждая страсть пытается истерзать ее, отрывая для себя часть ее жизненной силы.»

Бог дал людям задание, на осуществление которого и дается нам наша земная жизнь, стремиться к духовному преобразованию и совершенству, научившись жить в соответсвии с Его волей . Именно в делании Евангельских заповедей человек обретает связь с Творцом и гармонию. Поиск Бога и Его обретение есть начало Богообщения , дающее личности духовное здоровье и счастье бытия.

Поэтому вместе с настоятелем храма протоиереем Н. Бандуриным директор детского сада Серебрякова Елена Анатольевна и его воспитатели помогают родителям в деле духовного воспитания их детей, для того чтобы ввести их в русло традиции православной культуры. Приход подарил детскому саду иконы в каждую группу и книги в библиотеку для чтения детям и родителям, на собраниях с родителями батюшка и его помощница по образованию Л.Бандурина проводили беседы об основах православия. И родители поддержали нас в этом начинании, было проведено голосование, в ходе которого родители дали свое письменное согласие на   участие детей в Таинстве Причащения. Родители благодарили нас.

В ходе бесед с родителями стало понятно, что нужно работать и с ними, так как некоторые позволяют детям играть в компьютер с 4-х лет.

К сожалению, в наше время именно компьютер стал чуть ли не единственным домашним воспитателем, который уводит детей в яркий виртуальный мир иллюзий, и позволяет стать супергероем одним нажатием кнопки. И мы знаем как трудно бывает ребенку покидать этот мир и вливаться в действительность, в которой существует труд и ответственность. Учитывая это, во время бесед мы объясняли родителям , что для нормального развития ребенка общения его с компьютером желательно прекратить или свести до минимума, потому, что врачи говорят, что шести – семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут.

Родителям предлагались книги православных педагогов и психологов И. Медведевой и Т. Шишовой: «Ребенок и компьютер», «Родители и дети», «Чтобы ребенок не был трудным», « Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика» «Ребенок не слушается, что делать?»

Сотруднечество между приходом и садиком ведется с 2008.

Два раза в году, на Пасху и Рождество , по-традиции, священник посещает детский сад для встречи с детьми, поздравляет их, а хор воскресной школы готовит концерты и выступает на эти праздники перед воспитанниками .

Воспитатели проводили в своих группах чтения Священного Писания в изложении для детей, «Евангелие для самых маленьких» и вместе обсуждали прочитанное. Приучали детей к самым простым молитвочкам «Господи благослови», «Господи помилуй», «Слава Богу», а перед едой учили молиться молитвой «Отче наш». Регулярно водили детей к Причастию, когда среди недели бывали праздничные Богослужения,   по одной группе или сразу по несколько групп , по 60 и по 80 человек примерно шесть или семь раз в году иногда и чаще.

Очень хотелось чтобы дети более системно могли познакомиться с православной русской культурной традицией в доступной для них форме.

И вот уже второй год в детском саду «Сказка» ведется преподавание курса «Добрый мир» Л.Л. Шевченко. Проводится один урок в неделю в старшей и подготовительной группах в качестве кружка духовно-нравственного развития    в рамках организации внеучебной деятельности. Перед занятиями воспитатель молится вместе с детьми, читая им молитву «Отче наш», что в анкетах-заявлениях, заполненных родителями оговаривается.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Программа дошкольного обучения «Добрый мир» имеет красочные учебники, наполненные стихами, загадками, добрыми поучениями. Очень разумно составленные уроки вводят детей в православную культуру , расширяют кругозор ребенка, научая его с благодарностью принимать мир вокруг себя, постепенно узнавать свое место в нем.

В комплекте «Добрый мир» осуществляются путешествия-прогулки по двору, по парку, по деревне , на которых  внимание детей обращается на творения окружающего мира природы в Библейской последовательности. А также путешествия по страницам книг Библии. Увиденные в окружающем мире явления объясняются на основе священных, литературных текстов, закрепляются в практических работах — рисовании , играх и т. п.

УМК снабжен методическими,   наглядными материалами, рабочей тетрадью, разукрашивание листков которой очень нравится детям и аудио компакт диском с музыкальными материалами к каждому разделу: всего восемьдесят девять музыкальных композиций, детских песен, народных песен, праздничных песнопений, колядок, произведений классической музыки и церковного пения.

Известно, что игровые формы занятий более понятны и интересны детям, быстрее   приносят свои плоды, воздействуя на разум и чувства. Поэтому вместе с концертной деятельностью воспитатели и музыкальный руководитель детского сада сочетают и игровую сценическую деятельность. В Пасхальных и Рождественских сказках-сценках участвуют вместе с воскресной школой нашего прихода и воспитанники детского сада.

Очень интересная сценка «Пасхальный колобок» прошла на Светлой неделе в детском саду «Сказка» с участием воспитанников детского сада. По сценарию колобок направляется на Пасху в храм , по дороге встречает лесных жителей, которые рассказывают как они «празднуют» Пасху. Кто-то слушает музыку в честь праздника, кто-то покупает обновку и т.д., на что умный колобок всех приглашает в храм для того, что бы праздник стал настоящим. Участником сценки стал и батюшка, который встретил колобка в храме , окропил его святой водой и дал ему угощение для бабушки и дедушки.

Для подготовительной группы детского сада «Сказка» этот год пребывания в нем был последним, в сентябре они уже стали школьниками. Поэтому воспитатели вместе с детьми старшей группы провели урок-игру в форме сценки о Св. Преподобном Сергии Радонежском — помощнике в учебе. Родители детей и воспитатели готовили одежду куклам для сценки кукольного театра, которую играли сами воспитанники детского сада.

Будущие ученики узнали о том, что все хорошее и доброе исходит от Бога. И если тебе трудно учиться, то надо обращаться к Небесному Отцу за помощью, как это сделал отрок Варфоломей, будущий святой Сергий. Хор воскресной школы исполнил несколько песен, посвященных Преподобному Сергию. Батюшка   рассказал о необходимости прибегать к молитве святым угодникам в трудных обстоятельствах.

Во время занятий в кружке «Добрый мир» ребята узнают о ценности участия в Таинстве Причащения , узнают о том, что оно соединяет душу с Богом. Дети всегда с удовольствием посещают храм, с видом сосредоточенности, благоговейно подступают к Таинству, а на лицах отражается радость Богообщения.

Наши дети послушны своим воспитателям, во время общих мероприятий ведут себя терпеливо и тихо, на Богослужении не шумят, и даже , когда есть возможность, остаются на молебны, ожидая окропления святой водой, что им тоже доставляет удовольствие.

Взрослея наши дети продолжают изучать православие в начальных классах нашей школы. На уроках «Русь святая…» они более активны, подсказывают учителю , вспоминая пройденное в детском саду, участвуют в обсуждении тем урока и отвечают на вопросы. На мероприятиях, посвященных праздникам православия присутствуют с удовольствием, подпевая хору воскресной школы , славят Бога в церковных песнопениях. Некоторые дети приводят своих родителей и близких в храм, такие примеры у нас есть.

Таким образом изучая курс «Добрый мир» наши дети получают самые необходимые знания для того, чтобы осознать ценность исполнения Богом данного нравственного закона, на основании которого сложилась русская культурная традиция. С раннего возраста они вводятся в Божий мир, где учатся доброй жизни и укрепляются благодатью Божьей, энергией Творца в Таинствах Церкви. Ведь по словам святых отцов Причастие Святых Таин очищает разум и придает силы душе, освящает и облагораживает человека, помогая ему жить под покровом Божьим в этом мире. Дети приобретают силы душевные для полноценной ответственной жизни в настоящее время , что поможет им и в будущем. Теперь они не по имени только называются христианами но и делами своими стараются ими быть .

А воспитатели и родители делают вместе дело Божье. По словам святого Иоанна Златоуста благие учения , запечатленные в детской неокрепшей душе «никто не сможет изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью». Святой говорит и плодах воспитания :«ты , родитель, первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем — Бог. Для себя ты трудишься.»

 

Литература :

  1. И.И. Панькова «Здоровьетворящее образование в котексте Православной педагогической традиции» Ростов –на Дону 2011 год.
  2. http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_vospitanii Мудрость духовная

Святые отцы о воспитании

Директор и преподаватель воскресной школы Прихода Св. Марии Магдалины с. А-Мелентьево Таганрогского Благочиния Бандурина Л.В., внештатный помощник Таганрогского благочинного по образовательной деятельности в районе.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.