Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Календарь
Архивы

Церковь уже не та? О «золотом веке» христианства

ЛегойдаПорой можно услышать: «Ну все, сегодня это уже не та Церковь, в которую я пришел десять (двадцать, тридцать и проч.) лет назад! Вот раньше…» Далее может следовать более или менее аргументированная попытка сказать, почему раньше было лучше. Нередко у авторов такой позиции есть свои личные причины и претензии к церковной жизни. Рассмотреть их, понятное дело, нет никакой возможности. Но есть и одна общая ошибка, о которой нельзя не сказать. У Церкви нет идеального времени, в которое она хотела бы вернуться. Мы чаще всего считаем, что золотой век был когда-то в прошлом и память о нем не позволяет нам наделять сегодняшний день надеждой — слишком уж далеко мы отошли от идеала. Многим кажется, что лучший период в истории Церкви — то недолгое время, когда Господь ходил по земле и говорил с людьми, исцелял и совершал чудеса, и что чем больше мы отдаляемся от этого времени, тем хуже становится община верных… Или это эпоха раннего христианства, изобилующая подвигами мучеников и исповедников…

В таком подходе есть своя логика, но связана она, полагаю, не со временем, а с резким увеличением числа христиан. Ведь когда-то Церковь состояла из двенадцати апостолов, потом их стало еще семьдесят, а затем за Христом пошли тысячи, десятки тысяч, миллионы… И, естественно, чем больше Церковь наполняется людьми, тем сложнее удерживать то, что на сухом языке социологии можно было бы назвать средним нравственным уровнем христианской общины. Ведь понятно, что не все христиане будут такими же самоотверженными и дерзновенными, как двенадцать апостолов. Хотя уже среди двенадцати был один предатель… Но именно поэтому вопрос не только во времени и его близости к Евангельским событиям.

Дело не в том, что в жизни Церкви когда-то было другое время, но в том, что сама жизнь эта созидается иной, не человеческой, логикой. Святостью Бога, а не достоинствами людей. И святые — как наиболее убедительные причастники этой Божией святости — не становятся менее святыми, если жили не в эпоху раннего христианства. Ведь не вычисляем мы, кто из святых «тяжеловесней» — Василий Великий или Феофан Затворник, Иоанн Златоуст или Иоанн Кронштадтский. И разве можно сказать, что преподобный Серафим Саровский, коль скоро он жил в XIX веке, не сравнится с преподобным аввой Дорофеем, жившим в VI столетии? В любое время в жизни Церкви есть и святые, и не святые, и «несвятые святые». Почему? Потому что в Церкви нет и не может быть идеального времени.

Евангелие четко говорит нам, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8). И не важно, насколько близки мы ко времени, когда Он ходил по земле или когда жили великие христианские подвижники. Христос одинаково близок нам. У митрополита Сурожского Антония есть мысль о том, что любая христианская община должна быть такой, «которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его». Присутствие Христа в жизни человека и есть единственная и главная точка опоры в любое время и в любую эпоху.

ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала «Фома»

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.