Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Календарь

УМК «Русь святая в пословицах и поговорках» в школе села А-Мелентьево.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAУчебно-методический комплекс «Русь святая в пословицах и поговорках»  (учебное пособие, книга для учителя, рабочие тетради )

 

 В  МБОУ  С-Сарматская СОШ с 2008 года  в начальных классах преподается курс «Русь Святая  в пословицах и поговорках».

 

 15 февраля  2008 года  в рамках XVII Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил  автора этого комплекса Панькову Ирину  Ивановну , доцента  кафедры педагогики и педагогической психологи факультета психологии Южного федерального университета г. Ростова –на Дону, зам. директора по научно-экспериментальной работе МОУ СОШ № 37,  за работу «Учебно-методический комплекс «Русь святая в пословицах и поговорках» (учебное пособие, книга для учителя, рабочие тетради)»  дипломом  в номинации «Педагоги высшей школы — средней школе.  Лучшая программа духовно-нравственного воспитания»

 

После введения в школьную программу  всех школ нашего Неклиновского района Основ Православной культуры по учебнику Шевченко  Л.Л.  ,  этот курс  ведется в  нашей школе только в первых классах в рамках кружка по духовно-нравственному развитию детей,  начиная  со второй четверти один раз в неделю.

 

Курс нравится детям, он знакомит их с основными понятиями православной культуры через доступный  и живой   материал поговорок , пословиц, сказок, былин и Библейских сюжетов в изложении для детей.

 

 Очень удобно для преподавателя то, что в  методической книге для учителя

книга для учителя

книга для учителя

содержатся  разработки уроков с подробными  их конспектами и   развернутым  календарно-тематическим  планом  на весь год.  Курс имеет гриф «Допущено» от Минобраза Ростовской области.

 

Дети любят разукрашивать и выполнять решение кроссвордов и занимательных заданий,OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Учебник

Учебник

которые имеются в  рабочих  тетрадях для  первого и второго года обучения .

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Тетради наш храм приобретает для каждого ребенка  и дарит детям. Они хранятся в течении года в классном шкафу, что б учащиеся  не забывали  приносить  их на уроки.  После окончания учебного года,  тетради  раздаются  детям  на память об этих уроках.

 

Сегодня в нашем храме  причащались школьники начальных классов. OLYMPUS DIGITAL CAMERA  Из каждого класса пожелающих принять участие в этом Таинстве было половина  класса , а в некоторых классах более половины класса . Это является показателем  той работы по духовно-нравственному развитию детей, которая ведется в школе с 2008 года.

 

Настоятель храма  протоиерей Николай Бандурин благодарит Ирину Ивановну вместе с ее студентами  за  красивый , красочный учебник и тетради.   И  преподавателей нашей  школы  вместе с ее руководством в лице директора школы Неткачевой Н.А. , завуча  по учебной части  Полетаевой Е.Н. и завуча по воспитательной работе Стукань И.Е.за то, что доброхотно принимают деятельное  участие  совместно с прихожанами нашего  храма  в  школьных мероприятиях по  духовному воспитанию  наших  детей.

 

 

                                                                   

Ирина Ивановна в нашем храме

Ирина Ивановна в нашем храме

Об авторе программы:   Панькова   Ирина Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета, дипломант Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В 1977 году окончила отделение биологии биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета, в 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Свою педагогическую и научную деятельность Ирина Ивановна начала в качестве преподавателя биологии и химии в средней школе № 9 города Новочеркасска, и продолжила в 1983 г. в качестве преподавателя кафедры педагогики РГУ. С 1993 года работала в качестве доцента кафедры педагогики РГУ, а впоследствии — кафедры педагогики и педагогической  психологии ЮФУ.

С 1994 по 2007 замдиректора по научно-экспериментальной работе средней школы № 37 г. Ростова-на-Дону.

Автор многих работ (книг, статей и методических указаний), посвященных духовно-нравственному воспитанию личности в современной среде.

Особо стоит отметить «Учебно-методический комплекс «Русь святая в пословицах и поговорках» — учебное пособие, книга для учителя и рабочие тетради для начальной школы. Благодаря этой замечательной работе, Ирина Ивановна в 2009 году стала победительницей всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», проводимого совместно РПЦ и Министерством образования и науки РФ. Номинация, в которой победила Ирина Ивановна, называется «Педагоги высшей школы — средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания». Диплом православному педагогу вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Преподавательская деятельность на геолого-географическом и экономическом факультетах

Основной курс — «Педагогика и методика воспитательной работы»,
Была разработчиком адаптированных курсов «Педагогическое мастерство», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика работы классного руководителя», новых авторских: «Педагогика здоровья» — введен на ГГФ 15 лет назад, «Экзистенциально-валеологический контекст в современном образовании», «Экзистенциальный диалог в образовательном процессе», «Актуальные проблемы воспитания».

Руководство педагогической практикой студентов геолого-географического факультета

Участвовала во внеучебной  работе со студентами. Организовывала участие студентов в работе над методическими пособиями для школы и университета (соавторы публикаций: А. Раичева, Е. Доутбаева, Ж. Кравченко, И. Балабанов, Д. Утянская, О. Бережницкая, А. Халатьян и др.).

Руководство научной работой студентов

Ежегодно на протяжении всего времени работы руководство курсовыми, дипломными работами,  подготовка и участие в проведении ежегодной студенческой конференции «Неделя науки». Среди студентов есть призеры (1 место) Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2007 г.).

Организационно-методическая работа

С 1988 по 1998 была руководителем научно-методической службы Классического лицея № 1 при РГУ, ведущим разработчиком Концепции и Программы развития Классического Лицея.
С 1994 по 2008 гг была замом по опытно-экспериментальной работе МОУ СОШ № 37 г. Ростова-на-Дону — «Школы экологии детства». Автор идеи и участник разработки Концепции и Программы развития школы.
Общественная работа С 2002 г. — Зав. лабораторией нравственного воспитания Лицея № 1 «Классический».

Награды, почетные звания, победы в конкурсах

Благодарность — Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 9.11.2004 г., 15.11.2005 г., 2009.

Почетная грамота — Министерство общего и профессионального образования Ростовской области  приказ №176-н от 14.11.2005 г.,

Грамота — Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 14.11.2006 г.

Победитель 3 и 5–го областного конкурса им. Димитрия Ростовского по проблемам нравственного воспитания, 2003-го и 2006-го годов.

В 2006 г. — премия Губернатора за разработку методического обеспечения курса для младших классов «Русь святая  в пословицах и поговорках».

В феврале 2009 — получила диплом лауреата Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя» по номинации «Педагоги высшей школы — средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания»

Научно-исследовательская деятельность

Направление научных исследований — проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции. Завершено диссертационное исследование по теме: «Воспитание здоровой личности в контексте духовной культуры православия». Готовится к печати монография по теме исследования.

Принимала участие в работе группы по разработке Областной концепции формирования антинаркотической культуры (научное консультирование).
Редактирование научных сборников («Духовно-нравственные аспекты гражданского воспитания», «Воспитание духовно-нравственной личности в школе» и др.).

Регулярно участвует в конференциях, симпозиумах, семинарах различного статуса.

Принимала участие в гранте «Модернизация процесса обучения  в Южном федеральном университете с целью создания инновационных учебно-научных предпринимательских комплексов» 2007 – 2008 гг.

Имеет более 70-ти публикаций в центральной печати и изданиях, включенных в список ВАК 8, несколько учебно-методических пособий с грифом Минобразования Ростовской области. Автор монографии «Здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции».

Здесь по ссылке можно познакомиться с работами Ирины Ивановны.

http://mirmagdalina.rusgprihod.ru/education/online_library/publicism/pedagogics_psychology/pankova_irina/

Пояснительная записка 

 

Русь святая в пословицах и поговорках 1.2

 

Программа факультатива для начальной школы
Панькова И. И., Райчева А. В.

 

 

 

В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

 

Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы. Например, в книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» выделяется 179 рубрик. В них есть пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости, и мотовстве и т.д. (Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО Пресс, 2000). Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление.

 

В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Но сказать так — это значит не сказать ничего, потому что пословицы и поговорки русского народа — это удивительный и восхитительный по своей образности, точности мысли, выразительности средств элемент живой речи.

 

В. И. Даль называл пословицы «цветом народного ума», а М. А. Шолохов «сгустком разума» и «крылатой мудростью». Мы с детства привыкли слышать их, и сами часто используем в своей речи. В чем же успех функционирования пословиц в языке, почему они живут в речи многие века?

 

Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания. Нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней — «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»

 

Как видно из предыдущего, пословицы — это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад — прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.

 

Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.

 

Но может быть, в русском человеке не осталось ничего живого, может, в нем не осталось души? Верно, указывал протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947): «Произошло большое несчастье в русской жизни – порвалось духовное единство народа» (Протоиерей Сергий Четвериков. Бог в русской душе. – М.: Крутицкое Патриаршие Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998).

 

Цель факультатива «Русь святая в пословицах и поговорках» – способствовать восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства посредством возрождения православной культурной традиции, народной мудрости. Показать детям как Православие, основная культурообразующая религия России, повлияло на духовный облик русской нации, как нравственные законы и событийность священного Писания, преломляясь через опыт суровой жизни руссов, отразились в пословицах и поговорках, каждая из которых – короткая притча о русской душе. Именно целостность слова и поступка формировала положительный образ, следование которому создало в столетиях «загадочную русскую душу». Священное Писание и Предание формировали не только религиозное, но и обыденное сознание, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.

 

Исходя из тех позиций, что образование, адресованное детям через слово, должно нести не только информацию, а и возгревать в юных сердцах устремленность к Истине, подлинное нравственное чувство любви к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре, разрабатывается предлагаемая программа.

 

На занятиях по данному курсу акцент делается на три составляющих процесса становления духовно-нравственной личности: воспитательный, образовательный и мировоззренческий.

 

Воспитательная работа ведется с учетом того, что жизнь христоцентрична, что заповеди – это ступеньки восхождения к Добру, что проявлениям зла в сердце надо сопротивляться, что морально-нравственные принципы «не лги», «не завидуй», «чти отца и матерь…» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем их выполнять.

 

Образовательный элемент дает понятие детям не только о богатстве такого пласта жизни, как устное народное творчество, но и приучает быть осторожным со словом, видеть его симфонию, которая звучит в контексте Евангельского повествования – гармонично, проникновенно, спасительно.

 

Мировоззренческая ступень в понимании слова позволяет ребенку задуматься о своем месте в жизни, о желании помочь ближнему, возлюбить всем сердцем, всей душой Господа; помогает раскрыть смысл высших нравственных ценностей Православия.

 

Принципы отбора материала

 

В основу занятий факультатива «Русь Святая в пословицах и поговорках» легли идеи религиозно-нравственной ориентации в деле воспитания, образования и формирования мировоззренчески устойчивой личности.

 

Основным материалом, вокруг которого строится курс, являются народные пословицы и поговорки. Благодаря образности и краткости, завершенности мысли, пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, что помогает решать поставленные задачи. Их использование позволяет без нравоучительных наставлений содействовать развитию нравственных и патриотических качеств. Кроме того, поучения, заключенные в пословицах, легко воспринимаются и укладываются в памяти, и у детей возникает желание использовать их в речи.
В содержание введены сведения о святынях России, чудотворных иконах, монастырях, храмах.

 

В связи с необходимостью решения задачи формирования патриотизма на уроках курса за основу многих из них избраны жития святых России, которые обладают уникальным культурно-нравственным и историко-патриотическим потенциалом.

 

Введение в содержание уроков рассказов и стихотворений отечественных авторов, использование сказок и былин должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

 

В программе нашли место уроки – праздники, объединяющие всех участников. Это создает почву для дальнейшего общения, атмосферу доверия и радости.

Отобранный материал помогает ребенку, школьнику, понять и принять идеи моральной чистоты, жертвенного служения ближним, Отечеству, понятия долга, совести, воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

 

Цели и задачи курса

 

Основная цель программы: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:

 

1. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.
2. Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.
3. Способствовать их укоренению в детском уме и сердце.
4. Выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.
5. Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
6. Способствовать восприятию интереса к отечественной истории.
7. Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
8. Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.
9. Способствовать изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
10. Создавать почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

 

Структура

 

Представленная методическая разработка включает программу курса, пояснительную записку к ней, тематическое планирование, разработки уроков, а также методические материалы и рекомендации к ним.

 

Методы и приемы

 

При решении главной цели курса основным приемом стало использование пословиц и поговорок русского народа. В основу каждого урока положена пословица или поговорка, отражающая тот или иной нравственный принцип или ценность, вокруг которых строится урок. Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления, поэтому она в наилучшей, наиболее выразительной и доступной детскому восприятию форме, передает основную мысль урока. В целом уроки имеют общую структуру, которая включает в себя:
1. Введение с обоснованием понятия.
2. Фрагмент Священного Писания.
3. События православного праздника или пример из жития святых.
4. Текст или рисунок для записи в тетради.

 

При таком построении урока необходимо по возможности более точное соответствие темы урока, избранного за основу сюжета, художественного образа, предлагаемого в качестве наглядного пособия. Темы уроков часто созвучны отмечаемому в ближайшее время православному празднику, что находит наибольший эмоциональный отклик у детей.

 

Методы по освоению курса подбираются также в соответствии с возрастными особенностями младших школьников Свойственные им эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенным теоретическими знаниями делают начальную школу тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализовать поставленные задачи. Детям младшего школьного возраста присуще уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет на уроках курса одновременно знакомить учащихся с православной культурой и традициями русского народа и осуществлять их нравственное воспитание.

 

Указанные особенности учащихся младшего школьного возраста определили следующие особенности методики:
— использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (к ним можно отнести все события Ветхого и Нового Завета, жития святых, евангельские притчи);
— широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий храмов и монастырей) для опоры на наглядно-образное мышление школьников;
— использование методов беседы и анализа текста, обусловленные тем, что дети могут строить логические связи, например, детям очень хорошо удаются ответы на такие вопросы, как: «Что побудило этого человека так поступить? К чему это привело? Что бы случилось, если бы он поступил иначе?»
— зарисовки в течение урока и домашнее задание в форме рисунков, обеспечивающих практическую деятельность учащихся;
— игровые методы, способствующие повышению интереса к предмету детей и их активизации;
— большое количество устных и письменных заданий, связанных с необходимостью построения и формулирования выводов обусловлено необходимостью развития словесно-логического мышления и развития творческих способностей детей, а также тем, что выводы, сделанные ребенком самостоятельно в процессе выполнения подобных заданий, усваиваются им лучше.

 

Система уроков предполагает творческие работы учащихся, как на уроке, так и дома.
В целях комплексного подхода, программа курса предполагает определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам: Традиции православной духовности – основа полноценного образования воспитания российских школьников.
1. Об ответственности родителей за воспитание детей.
2. О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности.

 

С родителями проводятся праздники:
1. Рождественская елка.
2. Пасха красная.
3. Неделя святых жен-мироносиц.

 

 

преподаватель курса «Русь Святая в пословицах и поговорках» Бандурина Л.В.   14 октября 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.