Роль сказки в сенсомоторном развитии дошкольников
Центр внешкольной работы «Аргус» занимается эстетическим и психофизическим развитием детей с 4 до 18 лет. Нашему центру в этом году исполнилось 20 лет. Педагоги центра с большим энтузиазмом стараются пробудить в каждом ребенке любовь к миру, который его окружает. Их творческий потенциал и индивидуальный подход к воспитанникам помогает раскрыть в детях все их лучшие качества и способности. Принципиальной позицией педагогического коллектива в выборе методов и средств работы с дошкольниками является понимание значения мироощущения для гармоничного формирования мировоззрения. Приоритетной формой работы центра являются группы раннего эстетического развития (ГРЭР). Программный материал в каждой группе распределяется на блоки, которые соответствуют возрасту обучающихся и событиям календаря. Например, занятия по развитию речи в каждой возрастной группе содержат блок знакомства со сказками, в которых содержится значительный потенциал (культурно-исторический, этнографический, социально-нравственный и образовательный). Блок заканчивается итоговым игровым занятием. Такое занятие могут провести любые взрослые (родители, воспитатели, педагоги, няни и т.д.) со своими воспитанниками. Предлагаю примерный план такого занятия для детей 5-7 лет, согласованного с педагогами нашего центра. Проходит занятие в виде открытого урока-праздника с участием детей и их родителей. Оно является итоговым в цикле изучения творчества Г.Х. Андерсена. В процессе подготовки к заключительной викторине дети знакомятся с биографией автора и его творчеством (вся информация всегда подается с учетом возраста детей и индивидуальных особенностей группы). Во время изучения каждой сказки проводится большая работа по сенсорному развитию детей (подробности см. в описании сказки). Цель занятия. Гармоничное психофизическое и интеллектуальное развитие личности дошкольника. Развивающая задача: развитие памяти, внимания, мышления и речи (основной упор идет на сенсомоторное развитие). Обучающая задача: проверка знания сказок Г.Х.Андерсена и связанного с ними природного материала. Воспитательная задача: формирование у дошкольников социально-нравственных позиций средствами сказки и игры. Оформление помещения. На стенах и партах находятся рисунки и поделки ребят, сделанные в процессе подготовительной учебной работы на занятиях. Начинается занятие с называния сказок, представленных в рисунках и поделках. Гадкий утенок Подготовительная учебно-развивающая работа на занятиях 1. Работа с текстом сказки Вопросы: Почему птицам не понравился гадкий утенок? Что такое птичий двор? Из-за чего он ушел из стаи? Как дальше сложилась его судьба? Кем на самом деле оказался гадкий утенок? и т.д. (количество вопросов определяет педагог в зависимости от возможностей группы). 2. Работа с природным материалом: дети изучают птиц (размер, форма, цвет, голос, что дают человеку), учатся делить птиц на всевозможные группы. Ход итогового занятия 1. Викторина (3-5 вопросов по содержанию сказки). 2. Игра. Детям дают прослушивать голоса птиц. Ребята должны угадать голос и по возможности изобразить птицу движениями тела. Принцесса на горошине Подготовительная учебно-развивающая работа на занятиях 1. Работа с текстом сказки. Вопросы: Почему девушке не поверили, что она настоящая принцесса? Какое испытание приготовили ей король и королева? Отчего же принцесса плохо спала в решающую ночь? 2. Работа с природным материалом: дети изучают крупы (размер, форма, цвет), разбирают их из общей кучи по отдельным кучкам, учатся узнавать на ощупь и называть. Разным детям можно предложить вытащить из мешочка со смесью круп зерно одного какого-то определенного вида (например, попросить всех вытащить горошину), спрятать его в кулачке, а в конце сравнить, кто что вытащил. Ход итогового занятия. 1. Викторина (3-5 вопросов по содержанию сказки). 2. Игра. В холщевый мешочек насыпают крупы (гречка, рис, пшено, перловка, горох и фасоль); ребенку предлагают, не глядя, на ощупь, отыскать волшебную горошину. Найдя, он загадывает желание и забирает ее с собой. разным детям предложить вытащить из мешочка со смесью круп зерно одного какого-то определенного вида, спрятать его в кулачке, а в конце сравнить, кто что вытащил. Свинопас Подготовительная учебно-развивающая работа на занятиях 1. Работа с текстом сказки. Вопросы: Почему принцесса не оценила подарков принца? В кого переоделся принц? Какие безделушки мастерил принц и что требовал взамен? Чем кончается сказка? А как бы поступили вы на месте принца и принцессы? 2.Работа с природным материалом: дети изучают овощи, фрукты, зелень (цвет, размер, форма, запах, вкус), учатся объединять их по группам и обсуждают, какие блюда можно из них приготовить. Ход итогового занятия 1. Викторина (3-5 вопросов по содержанию сказки). 2. Игра. Детям завязывают глаза и подводят к столу, на котором в одинаковых закрытых горшочках лежат продукты с характерным запахом (кофе, апельсин, лук, чеснок и т.п.). Горшочек открывают и дают понюхать ребенку, который должен угадать, что внутри. Снежная королева Подготовительная учебно-развивающая работа на занятиях. 1. Работа с текстом сказки. Метафоры, пословицы и поговорки («ледяное сердце», «ежовые рукавицы», «твердый характер», и т.д.) Вопросы: Кем приходились друг другу Кай и Герда? Почему Кай ушел из дома? Какие испытания переносила Герда? 2. Работа с природным материалом: дети изучают предметы, называют их физические свойства (мягкий, твердый, колючий, пушистый, холодный, горячий и т.д.), учатся применять слова в прямом и переносном (образном) смысле (горячий чай, «горячее сердце»). Можно посетить сенсорную комнату психолога, в которой тактильные ощущения получают, используя разные открытые участки тела (ноги, локти, ладони и др.). Ход итогового занятия 1. Викторина (3-5 вопросов по содержанию сказки) 2. Игра: детям завязывают глаза и подводят к столу, на котором приготовлены предметы, дающие разные ощущения (лед, наждачная бумага, кусочки меха и тканей, зеркало и т.п.- все, что сумеет подобрать педагог). Ребенку дают потрогать предмет и просят рассказать об ощущениях и назвать то, к чему он прикасался. Дюймовочка Подготовительная учебно-развивающая работа на занятиях 1. Работа с текстом сказки Вопросы: Откуда появилась Дюймовочка? Кто в сказке поступал хорошо, а кто плохо? Почему Дюймовочка понравилась жуку, что произошло потом? Какие эмоции испытывают герои сказки? Как можно назвать их поступки? Чем закончилась сказка? 2. Работа с природным материалом: дети изучают представителей животного мира, упоминаемых в сказке (внешний вид, повадки, размер и издаваемые звуки, а также их среду обитания). Педагог помогает соотнести размеры героев сказки с величинами нашего мира и собственного тела. Ребята отражают изученное пространство на бумаге, изображая героев сказки рядом с реальными объектами (развивается пространственно-зрительная функция) . Ход итогового занятия 1. Викторина (3-5 вопросов по содержанию сказки). 2. Игра. Детям показывают заранее приготовленные игрушки и просят найти и выбрать только героев этой сказки. Затем ребята должны выставить их в той последовательности, в которой они встречались Дюймовочке. Далее они прослушивают звуки и голоса, определяя, кому из героев они принадлежат. Ведет занятие сказочный персонаж Оле Лукое (в костюм героя одевается психолог, который проводит наблюдения и делает выводы об индивидуальном сенсомоторном развитии каждого ребенка; далее даются рекомендации педагогам и родителям). Количество сказок определяет педагог, ориентируясь на особенности группы. Особое замечание. В итоговом занятии специально нет заданий, связанных со вкусовым рецептором, из-за соблюдения гигиены питания и индивидуальной непереносимости продуктов у детей. А в процессе подготовки мы проводим занятие, посвященное вкусу. При этом мы соблюдаем все правила и нормы гигиены питания, чему учим и наших воспитанников. Набор тестируемых продуктов подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. Идеи этого занятия могут пригодиться при организации детского праздника дня рождения в его игровой части. |
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.