2 ЯНВАРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ЧЕРНЫШЕВА И ДОЧЕРИ ЕГО, МУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Николай Чернышев родился в 1853 году, в семье священника за 25 летнее служение учителем награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-японской войны о. Николай принимал активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью, учредил и стал председателем Воткинского общества трезвости.
В 1917 власть в посёлке была захвачена большевиками. Во главе власти Совета рабочих в селе стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с каторги.
Начались расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Крестьянин А. Повышев ставший партизаном писал: «Вернувшиеся солдаты, те, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства. И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…».
Народ против насильников поднял известное Ижевско-Воткинское восстание.
Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы, а не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей». Полились реки крови. Были расстреляны от 5 до 7 тысяч ни в чём не повинных людей.
В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдал на Вятку и Пермь приказ: « …Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них, не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти».
Когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать, ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года.
В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли на берегу пруда. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест о. Николай ответил: «Вот умру тогда и снимите». Вместе с ним была расстреляна и Варвара, всё так же обхватившая своего отца и разделившая с ним участь мученика за Христа.
После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.