СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ В МОМЕНТ СМЕРТИ ВАЖНЕЕ ВСЕЙ ПРЕДЫДУЩЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Каждому христианину, и особенно умирающему, необходимо каяться в грехах на исповеди в храме перед священником. Это гораздо важнее чем отпевание умершего. Очень жаль, что родственники часто зовут священника тогда, когда умирающий уже находится без сознания.
Все мы много согрешаем [Иак. 3, 2],- сказал апостол Иаков. Что же другое можем сказать мы с Вами? Согрешаем, но сознаем, каемся, сокрушаемся об этом, просим прощения, и… Господь прощает, прощает ощутимо для сердца, снимает тяготу греховную, как снимают тяжелую ношу с плеч,- и ясно чувствуют облегчение.
Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои бесчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим? Надо просить у Господа: «Даруй мне видеть мои грехи».
Надо объявить исповедующемуся, чтобы всем простил, на кого
имеет вражду, поскольку и Бог не прощает тому, кто сам не оставляет согрешений
ближнему. Так учит Сам Христос: «если не будете прощать людям согрешения
их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15). Пусть
примирится со всеми, кого бы чем ни обидел, и если что похитил, пусть возвратит
(Святитель Тихон Задонский).
Таинством Исповеди решительно
очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением (Святитель Игнатий
(Брянчанинов).
Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в
вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую
оболочку — тело — и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой
мир, в обитель существ, однородных душе. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Хотим мы того или не хотим, верим в это или не верим,
а от естества своего уйти не можем. Уж если сотворены мы Богом бессмертными,
то, хорошо ли, плохо ли живем, умереть нам не удастся, даже если кому-то очень
хочется. От нас зависит не «жить или не жить вечно», а «вечно
мучиться или вечно блаженствовать». Каждый выбирает, что хочет.
Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью
исповедаться (покаяться в грехах на Исповеди пред Богом священнику в храме или
дома, если он не может быть доставлен в храм) и причаститься Тела и Крови
Христовых .
Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей
жизни человека.
Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (Лк. 23, 32–33, 39–43) о
разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на
место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а
другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил:
если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил:
или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены
справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не
сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда прийдешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью
обещает хорошее начало будущего существования.
Христианство всегда говорило нам об этом. В Откровении святого Иоанна Богослова
сказано: блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся… и дела их
идут вслед за ними (Откр. 14, 13).
