Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Календарь
Архивы

Преподобный Иоанн (Румынский ) Новый Хозевит

 

SONY DSC3 июля 1913 году в семье глубоко верующих крестьян Максима  Екатерины Якоб из села Крайничень, что лежит на берегу Прута преп(ныне и то уезд Ботошани на С.-В. Румынии в северной части котловины Жижия)    под праздник святого пророка Илии Фесвитянина родился мальчик Илья.

Илья рано осиротел и вопитывался бабушкой, после ее смерти жил у благочестивого дяди. А в августе 1933 года, когда ему только что исполнилось 20 лет отправился в лавру   румынского монашества   — Нямецкий монастырь.

В монастыре нес послушание аптекаря, в 1934 был призван в армию и ухаживал за больными в лазарете. После службы нес послушание библиотекаря и вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре.

8 апреля 1936 года  настоятель архимандрит Валерий Моглан (будущий викарный епископ Ясский) постриг его в монашество в соборной церкви Вознесения Господня, ктитором которой был господарь Стефан Великий, дав ему новое имя – Иоанн. Чистая душа инока жила примерами великих духовных отцов первых веков христианства. По благословению митрополита Никодима в ноябре 1936 года молодой монах вместе с двумя другими иноками отправился в Святую Землю. Там он побывал и молился у святынь Иерусалима, Вифлеема и других библейских святых мест. Вслед за этим, подобно новому Иоанну Крестителю и другим духоносным отцам пустынникам, благочестивый Иоанн Якоб провел два года в пещере в Иорданской пустыни.

Затем он удалился в древний монастырь св. Саввы Освященного (439-532). Вместе с Иоанном в обители подвизались пятеро румынских иноков, которые продолжили собою длинный ряд достойных монахов-подвижников земли румынской. Живя вдали от родины, но постоянно с думой о ней в своем сердце, они вели суровую отшельническую жизнь. Пробыл Иоанн в монастыре восемь лет, исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем… У монахов греков, составлявших большинство монастырской братии, он выучился греческому языку и начал даже переводить отдельные поучения великих отцов Церкви на румынский. Также он овладел арабским и английским языками. Иоанна ценили все насельники за его молитвенные бдения и готовность нести любое послушание, ведь он стремился следовать примеру живших до него в монастыре великих подвижников прошлых веков.

  После восьми лет, проведенных в монастыре, Бог призвал его на иное служение. Известно, что Румынская Православная Церковь располагает двумя духовными центрами в Святой Земле. Это церковь и духовная миссия в Иерусалиме и скит на Иордане с храмом св. Иоанна Крестителя недалеко от Иерихона, в местах, где два тысячелетия назад крестил приходивших к нему Святой Иоанн.

В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане, исполняя свои обязанности с рвением и благочестием. С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Не оставлял он и написания стихов, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды, которые он любил больше, чем какие-либо другие. в 1952 году, пробыв какое-то время в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в иное место. Так объясняется его решение поселиться в монастыре прп. Георгия Хозевита. Это был древний монастырь, появившийся в начале V века, расположенный к западу от Иерихона, в долине потока Хорат или Керит времен Ветхого Завета, ныне называемого Хозива, в окрестностях которого жил пророк Илия в царствование нечестивого царя Ахава. Монастырь знал и времена процветания во второй половине VI века, когда спасался здесь прп. Георгий Хозевит.

Иоанн провел в окрестностях этого монастыря в суровых условиях пустынножительства последние восемь лет своей жизни. Там расположены множество пещер,1947875273_ad0f64358c_o высеченных в отвесных скальных склонах по обоим берегам потока Хозива, в которых на протяжении многих веков жили монахи румыны. В одной из этих пещер с небольшой часовней св. Анны вел подвижническую жизнь иеросхимонах Иоанн Якоб. Находится она в пустынной местности Рува, на левом берегу потока, в трех километрах от монастыря. Вход в пещеру расположен на высоте 7 метров от уровня поверхности воды, забраться туда можно только с помощью лестницы. В пещере три помещения. Первое площадью 12 квадратных метров, имеет нишу, вырезанную в стене, служащую престолом; здесь постоянно молился святой Иоанн. Здесь же он отдыхал на рогоже, расстеленной на доске, размышлял и писал стихи. Через лаз, пробитый в стене, можно проникнуть во второе помещение в 6 квадратных метров, где пустынник вкушал то немногое (хлеб, сухари, маслины, чай), что ему приносил из монастыря его ученик Иоанникий Пырыяла. Третье помещение представляло собой «пещеру почивших», где находились останки тех, кто подвизался здесь прежде.

терпя холод и зной, голод и жажду, болезни и прочие невзгоды и многие искушения ради великой  любви к Господу и желания только одного – жить в тесном с Ним общении.

Осененный благодатью Святого Духа, имея великую веру, мужественно преодолевал он все трудности и испытания. Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов, или переводил из них полезные для души поучения. Отдыхая, пел духовные гимны, имея голос красивый и приятный, и сочинял стихи. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру».

В этой пещере с непрерывной мыслью о Боге и думой о родной стране старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле.

В течение 20 лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере св. Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита.

7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.

Чтобы все уверовали, что на то была воля Божия, чтобы тело оставалось нетленным, Патриарх Иерусалимский повелел отслужить 40 литургий; гроб с телом почившего был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. Отслужили все литургии, а тело подвижника было все также нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. Рака была поставлена в храме рядом с мощами прп. Григория Хозевита.

Отныне иеросхимонах Иоанн стал почитаться под именем «Новый Хозевит». У его раки сменяют друг друга в нескончаемом потоке паломники из многих стран и молят святого быть предстателем за них пред Господом, просят через его посредничество помощи и поддержки Отца Светов.

Незадолго до канонизации иеросхимонаха Иоанна была написана икона; одна из его икон находится в кафедральном соборе св. Георгия в городе Хама, в Сирии. Монах-гимнограф из Вселенской Патриархии написал службу святому.

Священный Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа, день, когда отошел он ко Господу.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.