РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ
Возлюбленные пресвитеры и диаконы!
Боголюбивые иноки и инокини!
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю Вас с Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
Евангелие говорит о том, что пришествие в мир Сына Божия проходило в гуще бурных политических и социальных событий: римский кесарь осуществляет перепись населения, его наместник повелевает иудейским семьям прибыть в города, к которым принадлежат их племена, Ирод Великий, укрепляя свою власть, избивает новорожденных младенцев в Вифлееме. Прагматичный и жестокий мир – занят своими делами, ему не до Христа. На этот удивительный парадокс «вечно занятого человека» обращает внимание Василий Великий: «Что же нам с тобой делать, человек? – вопрошает святитель. Ты не искал Бога пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь».
Из Евангелия мы также узнаем, что Марию и Иосифа по прибытии в Вифлеем разместили в хлеву. По-видимому, они поспели позже своих единоплеменников и постоялые дворы были заняты. Никто не захотел уступить свой угол, каждый заботился только о себе, своей семье, своей поклаже. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, взирая на это, удивляется: «В каком уничижении приходит Бог. Рождается от бедной Девы в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях. Слава мира сего! – возглашает пастырь, – познай здесь, у яслей, свою суету».
Таким образом, повествуя о событиях Рождества Христова, Священное Писание предлагает нам два различных взгляда. С одной стороны, мы видим осуществление великой тайны Боговоплощения: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14); с другой – историю о слишком занятых людях, не заметивших явление Бога.
Для многих и сегодня Рождество Христово, присовокупленное к новогодним праздникам, также остается временем исключительно земных попечений, сосредоточенности на своих собственных делах. Сегодня, как и две тысячи лет назад, одни не замечают Христа, потому что слишком увлечены своими великими проектами, другие не хотят Его пускать в свою жизнь, потому что у них нет места для Него, третьи пытаются убить Его в себе, ослепленные амбициями и греховными привычками. Эту печальную картину безразличия митрополит Сурожский Антоний назвал «одиночеством Бога».
К сожалению, подобное происходит не только в праздничные дни Рождества, но и в другие дни нашей жизни. Погружаясь в малозначительное, мы постепенно теряем великое. У нас нет времени на детей, на родителей, на дела милосердия, на то, чтобы уделить внимание ближнему. А далее – нам уже некогда посетить храм, некогда принести покаяние, некогда причаститься Святых Христовых Таин. И вот, Богомладенцу вновь нет места в нашей «очень занятой жизни». Его уделом вновь становится соломенное ложе в яслях. Подобную суету святой Златоуст называет жизнью, не имеющей «никакой доброй цели», и опыт свидетельствует, что такое бытие неминуемо приводит к печальному итогу.
Подлинный смысл жизни – это Христос, и от того, насколько наше сердце, ум и поступки будут наполнены Им, настолько все наши земные заботы будут иметь должные плоды и успехи. Эту мысль очень точно выразил блаженный Августин: «Если в жизни Бог будет на первом месте, все остальное будет на своем».
В истории целой страны и в судьбе отдельно взятого человека следование данному принципу является залогом добрых свершений. Небрежение же им приводит к катастрофе. Мы можем тратить огромные силы и средства на укрепление, развитие, рост и совершенствование любых жизненных механизмов, но если они будут лишены Бога – все будет тщетно! Об этом из глубины веков напоминает псалмопевец Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Вот почему событие Рождества Христова, с одной стороны – «…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16); с другой – предупреждение: нельзя чтобы суета отнимала у нас Бога, не может быть Рождество Христово без Христа!
Как же нам среди, казалось бы, таких естественных для нашей жизни забот не потерять Христа? Как на евхаристическом каноне внимать словам «горé имеем сердца», не солгав при этом Господу сердцеведцу?
Святые отцы, умудренные опытом духовной брани, видят выход только в одном – в правильной внутренней установке жизни, в верности Христу на уровне сердца, ума, поступков или даже простого намерения. «Если не можешь идти ко Христу – ползи к Нему. Ползти не в силах? Ляг и лежи в направлении Христа», – поучает древний подвижник. Ему вторит преподобный Варсонофий Оптинский: «Вся жизнь проходит в суете, но не бойся житейских бурь. Приноси покаяние и иди дальше. Только бы шел не останавливаясь. Даже если есть в тебе одно лишь стремление – не бойся, цел твой кораблик и под сенью Креста совершает свое плавание по жизненному морю».
По общему мнению святых отцов, для того, чтобы не потерять внутреннее стремление ко Христу, необходимо прививать себе три важнейших навыка: навык добродетели, навык внимательной жизни и навык богообщения.
Добрые дела должны стать действенной стороной нашей веры. Принимая участие в практической жизни Церкви, мы научаемся препобеждать свой эгоизм, чрезмерную сосредоточенность на себе.
Пример же навыка внимательной жизни дает Сама Царица Небесная. В Евангелии мы неоднократно читаем: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Это большой внутренний труд, который предполагает чуткость души и внимательное отношение ко всем событиям и встречам. Данный навык научает нас среди шумов слышать голос Христа, сказавшего о Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Наконец, третье – навык личного богообщения. Посещение богослужений и участие в таинствах Церкви должны стать естественными для жизни, а молитва – ее дыханием. Без молитвы и причастия мы не способны ни усвоить опыт добродетели, ни научиться слышать шепот Божественной любви.
Даже первые шаги, предпринятые для приобретения этих духовных качеств, сделают нас более сосредоточенными не на себе, а на Боге. Тогда, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «силен будет Господь покрыть немощь стремящихся к Нему людей. Только бы двигался человек, а не топтался на месте».
Пусть же наша жизнь христианская никогда не теряет Своего Основания – Господа Иисуса Христа. «Ибо – по слову апостола – нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
Пусть наши стремления и намерения будут посвящены Ему. И пусть вокруг яслей рожденного Богомладенца собираются наши семьи, наши родители, дети, друзья, соратники, чтобы по слову Апостола Бог был «во всем» (1 Кор. 15:28). Именно тогда Рождество Христово станет не просто очередным праздником жизни, а самóй нашей жизнью!
С Рождеством Христовым, дорогие мои!
+ МЕРКУРИЙ,
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии
Рождество Христово, 2025
Ростов-на-Дону
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Воздавая хвалу в Троице славимому Богу и разделяя со всеми вами радость нынешнего торжества, обращаюсь к вам, православным чадам нашей Церкви, проживающим как в России, так и в других странах пастырской ответственности Московского Патриархата, и сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова — праздником воплощенной любви Творца к Своему творению, праздником исполнения обетования о пришествии на землю Сына Божия, праздником надежды на спасение и вечную жизнь.
Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово воплощается и Oтца не отлучается. Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир (стихира праздника). Такими словами Церковь Христова свидетельствует о таинственном событии, которое произошло более двух тысячелетий назад в Вифлеемской пещере и изменило весь дальнейший ход мировой истории. С изумлением и благоговением мы преклоняем колена наших сердец перед этой непостижимой человеческим разумом тайной Божественного замысла о спасении. С благодарением принимая сей жертвенный дар Творца и Промыслителя, тако о нас изволившего, мы исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяний (молитва великой агиасмы).
Что же нам, христианам XХI века, надлежит делать, чтобы стать причастниками этого поистине бесценного благодеяния Божия и удостоиться Его Царства, уготованного от создания мира (Мф. 25:34)?
Все, что мы можем и должны сделать в своей жизни, — ответить на Его любовь взаимностью. А это значит, верить и всецело доверять Богу, исполнять евангельские заповеди, уклоняться от зла и творить добро (Пс. 33:15), быть, по призыву Спасителя, светом миру и солью земли (Мф. 5:13-14).
Будучи наделенным свободной волей и неотъемлемым правом выбора, любой человек может либо принять Христа, либо отвергнуть Его, быть на стороне света — или погрузиться во тьму греха, жить по совести — или по стихиям мира сего (Кол. 2:8), посредством добрых дел созидать в сердце своем рай — или, напротив, творя зло, уже здесь на земле испытывать адские муки. Другими словами, каждый из нас призван к радости и полноте жизни, говоря простым языком, к счастью, а оно — это важно сознавать и понимать — невозможно без Бога, ибо Он — источник жизни и всех благ, Он — Творец и Промыслитель, Он — любящий Отец, наш заботливый Помощник и Покровитель. Обладая свободной волей, человек может избрать жизнь и достичь богоуподобления, но он также свободен и в выборе для себя другой, безбожной и безблагодатной жизни, ведущей к погибели.
Вот почему Господь, Который создал нас, все же не спасает нас без нашего участия. В сопряжении воли Божией, благой и совершенной (Рим. 12:2), с волей человеческой, пусть несовершенной, но стремящейся к добру, — залог нашего успешного прохождения земного поприща. В конечном итоге, вечная участь каждого человека является продолжением того духовного состояния, которое было свойственно ему в земной жизни.
Памятуя об этом, будем, по слову апостола Павла, стремиться стяжать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23) и другие дары Духа. Будем делать все возможное, чтобы оставаться нам христианами не только по имени, но и по образу жизни, по отношению к родным и близким, к соработникам и сослуживцам, к каждому человеку, нуждающемуся в нашей помощи и участии, сочувствии и поддержке.
Во все дни, наипаче же в сей великий праздник, мы призваны усердно молиться о мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей, о недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Значимость этих прошений ныне весьма актуальна, ибо силы зла, брани и разделений хотящие, ополчились на Православие. Они сеют вражду и ненависть, используют любые средства для воплощения своих коварных замыслов. Но мы верим и надеемся, что силой Божией все немощные дерзости демонов и их приспешников будут посрамлены. Так было не раз в прошлом, так будет и сейчас. Многовековой опыт Церкви убеждает нас в этом.
Особую благодарность выражаю всем, кто, совершая ныне пастырское служение в пределах Украины, порой с риском для жизни и здоровья продолжает хранить верность каноническому Православию, кто безбоязненно идет по пути исповедничества, претерпевает поношения и скорби за Христа и за Церковь. Таковым мужественным защитникам и поборникам Истины да поможет Господь в испытаниях и да вменит страдания их в праведность.
Несмотря ни на что, духовно мы едины. Мы едины, ибо вышли из единой крещальной купели. Мы едины, ибо совокупно являем полноту Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы едины, ибо связаны неразрывными узами любви во Христе. Мы едины, ибо непреложны слова Спасителя, сказавшего: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Посему нам, христианам, некого и нечего бояться, о чем и напоминает апостол Павел, восклицая: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31). Вдохновляясь этим обетованием, мы живем и созидаем, боремся и побеждаем именем Господним, ибо, как пишет святой апостол Петр, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Не было, нет и не будет, — свидетельствует Церковь.
Со времени пришествия на землю Господа и доныне всем верующим в Него дарована возможность быть чадами Отца Небесного, ибо, как утверждает святой апостол Павел, теперь мы свои, а не чужие Богу (Еф. 2:19). И это означает, что все мы — Его дети, а в Нем и через Него — родные и близкие друг другу.
В богослужениях и священнодействиях Церкви, которая является местом встречи человека со своим Создателем, нам приоткрывается завеса вечности и уже здесь, на земле, дается предвкушение грядущей полноты бытия, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), когда никто и ничто не сможет отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39), от радости общения с Ним, когда отрет Бог всякую слезу с очей человеческих, и смерти не будет уже, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).
Возвещая людям благую весть о пришествии в мир Спасителя, Церковь, как чадолюбивая мать, всех призывает уверовать во Христа и жить по Его завету, дабы стать наследниками вечного блаженства. Поистине Господь пришел на землю, чтобы нас возвести на небо. Он неизменно предлагает людям следовать путем духовно-нравственного преображения, которое достигается исполнением евангельских заповедей, добровольным соработничеством человека и Бога, содействием Его благодати, ниспосылаемой в Таинствах Церкви.
И если во взаимоотношениях с людьми, в повседневных делах и заботах мы научимся руководствоваться Божественными установлениями, то многое изменится не только в нас, но и вокруг нас: жизнь обретет подлинный смысл, наполнится настоящей радостью и счастьем.
Будем же достойны христианского звания и призвания. Будем идти по жизненному пути с твердой верой и непоколебимой надеждой на помощь свыше, радуясь каждому новому дню и новой возможности творить добрые дела, любя ближних и благодаря Бога всегда и за все (Еф. 5:20), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
С праздником всех вас, мои дорогие, с Рождеством Христовым!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2024/2025 г.
Москва
Свежие комментарии