28 августа Успение Пресвятой Богородицы.
Как Христос взял Свою Маму на Небо. (взято из журнала Фома в сокращении)
Много лет прошло с Вознесения Христа. Мария часто приходила к горе Голгофе и на Святой Гроб Господень. Здесь Богородица много молилась, вспоминая Сына. Мария чудесным образом оставалась невидимой для охраны.
Однажды Богородица пришла на Голгофу, и вдруг пред Нею возник Архангел Гавриил! Тот самый, который когда-то возвестил Марии о том, что Она станет Матерью Господа. Теперь он тоже явился с вестью. Гавриил сообщил Марии, что через три дня Ей предстоит переселиться из жизни земной в жизнь Небесную, вечную. И вручил Ей сияющую ветвь финиковой пальмы, указав, что её нужно будет нести перед гробом Богородицы в день погребения Её тела.
Она обрадовалась! Когда она умирала, ее приемный сын Святой апостол Иоанн Богослов был далеко. Святой Дух в один миг перенёс его из Ефеса в Иерусалим и поставил возле ложа Богородицы!
Мария и Иоанн с удивлением наблюдают, как к дому Богородицы со всех сторон спускаются облака! И на каждом — апостол! Сколько же их! Учеников Христа не двенадцать, а гораздо больше! Дело в том, что ко времени Своего Успения Богородица знала уже не только ближайших апостолов — уже многие и многие ученики встречались с Ней.
В результате в небольшой комнатке собралось около пятисот человек! Как это могло случиться? Стены раздвинулись?.. Неизвестно. Господу всё возможно.
Иоанн объясняет всем, для какой цели их собрала Богородица: Её земной путь подошел к завершению.У Иоанна на глазах — слёзы. Богородица по очереди призывает к Себе учеников. Каждого называет по имени, благословляет, обнимает, каждому говорит что-то доброе, ласковое, хвалит за веру и труды в проповеди Евангелия, за каждого молится. А апостолы всё подходят и подходят к Ней, прощаются…В комнате горят свечи.
Внезапно вся комната заливается светом! Таким ярким, что пламя свечей в нём меркнет! А сверху к ним спускается Сам Иисус и огромное множество ангелов, архангелов и других небесных сил.
И ещё светлые души тех праведников, которые в древности предрекали при-ход на землю Пресвятой Девы…
На глазах у апостолов, без всякой боли, без всякого страдания, словно ненадолго уснув, Пресвятая Дева закончила Свою земную жизнь: Господь Сам принял к Себе Её душу.
Ангелы поют, провожая душу в Небесное Царство..
.Апостолы по очереди подходят к телу Богородицы, а от тела словно исходит сияние! Никто не скорбит. Напротив, все испытывают какую-то особую радость, благодать…
На следующий день на похороны собралось множество народу. Иудеям, гонителям христиан это очень не понравилось. Тысячи людей вышли на улицы Иерусалима, чтобы увидеть гроб Марии. Апостолы на руках переносят ложе с телом Богородицы из Иерусалима за город, в Гефсиманию. Апостолы несут ложе — смертный одр с телом Богородицы. Над процессией огромный сияющий облачный круг. Словно гигантский венок! Он плывет над всеми и вместе со всеми. И где-то высоко поющим вторят ангелы. Целый небесный хор тоже поет! Удивительное зрелище! Люди в оцепенении смотрят на Божественное чудо.
Когда воины хотели помешать похоронам, внезапно облачный круг опустился до самой земли и… окружил всех, кто сопровождает гроб, плотной стеной! Теперь апостолы под защитой! Воины ослепли.
Гонитель христиан фарисей Афоний — проталкивается через толпу и хочет помешать похоронной процессии, он добрался до ложа Богородицы и собирается его опрокинуть! Но едва он прикасается к краю похоронного одра, его руки… отделяются от тела, будто их отсекли острым мечом! И повисают на краю гроба…Лишившись рук, он падает на колени.
Он перепуган, кричит, кается в своих прегрешениях, молит Господа о милости и пощаде. И его молитва услышана! Руки сами собой возвращаются на место и прирастают к плечам. Будто ничего и не было! После этого случая иудей Афоний стал ревностным христианином. После похорон Богородицы ослепшие солдаты тоже раскаялись и получили исцеление от Бога.
Апостол Фома, проповедуя в Индии опоздал на похороны. Дева Мария лежала внутри каменной пещеры. Чтобы хоть как-то утешить своего товарища, апостолы, посоветовавшись, начинают откатывать от входа во гроб огромный и тяжелый круглый камень. Они хотят дать Фоме возможность прощания с Пресвятой Девой. Пещера открывается. Апостолы входят во гроб, но там… пусто! Тела Марии нет! Остались только пелены — материя, в которое тело было завернуто! Вечером того же дня все апостолы собрались у стола на вечернюю трапезу. Когда закончился ужин, они вдруг опять услышали необыкновенное пение. Звуки доносились сверху, как тогда, перед кончиной Богородицы.
Все устремили взоры ввысь и увидели Пресвятую Деву! Светлая и сияющая, Она предстала перед ними прямо в воздухе, во весь рост в окружении ангелов!
Поражённые и радостные апостолы хотели, как обычно, воскликнуть: «Господи,Иисусе Христе, помогай нам!» — но невольно сказали иначе: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Это была первая молитва Пресвятой Деве.
Как только прозвучала эта молитва, разом исчезли из Иерусалима все ученики Христа — чудесным образом они возвратились в те места, откуда были взяты.
https://foma.ru/kak-hristos-vzjal-svoju-mamu-na-nebo-istorija-dlja-detej.html
8 сентября отменена поездка на праздник в Ростовский собор от Никольского храма.
Объявление от Никольского храма: Братья и сестры! Поездка 8 сентября отменена в связи с распоряжением губернатора о запрете проведения массовых мероприятий.
ВЫБОР СИЛЬНЫХ (Алена Поликовская, 2018)
Документальный фильм о судьбах и чудесах в жизни военных священников ( 26 мин.)
Фрагмент книги «Выбор сильных» о священниках, воевавших в Афганистане и на Северном Кавказе
Об эпизоде штурма Грозного зимой 1995 года рассказывает иерей Николай Кравченко, в то время майор спецназа ВДВ:
Однажды мы попали в окружение. Боеприпасы у нас заканчивались. Пока старшие офицеры определяли план действий, Рома – по личной инициативе – разглядел, где мы находились. И один, физически полный доходяга, взял два ящика (один с патронами, другой с гранатами) и пошёл в нашем направлении. И дошёл-таки до нас…
Рома (употребивший найденное вино и получивший за это по голове от командира) почему-то ни с того ни с сего стал крутиться возле окон, которые на сторону «духов» выходили. Ему говорят: «Смотри, отойди от окон! Будет тебе «аллах акбар». Рома в ответ: «А чего мне этот «аллах акбар?!.» Есть же «Христос Воскресе!». И вдруг с криком «Христос Воскресе!» вываливается в окно. Мы высунулись – хотели его назад затащить. Видим – а «духи» у нас прямо под окнами! Рома на них сверху и упал. Оказалось, что «духи» скрытно подошли к дому и уже продвигались вдоль стены. Прохлопали мы их, не выставив боевого охранения.
Рома с криком: «Христос Воскресе!» на «духов» падает. Те на мгновение опешили. Эта минутка и спасла нас. Тут уже вся наша толпа с криками: «Христос Воскресе! Ура!» в окна повалила. Это была моя вторая в жизни рукопашная. Тот журналист, кто об этом случае одним из первых рассказал, написал: «Хруст ломающихся костей, хрипы удушенных…». Да что на самом деле в такой момент запомнишь? Ничего! Всё мелькает перед глазами, картинка быстро-быстро меняется…
Наши находились в двух-трёх кварталах от нас. Как мы сквозь «духов» к ним прорвались – не знаю… Нам потом рассказали, что на штурм университета пошли арабские наёмники. Но мы прошли через атакующих все до единого! Ни один не отстал и даже никто не был ранен. Это настоящее чудо. Так сказать, небывалое бывает…
Когда ещё я вычислял снайпера в памятнике, то в какой-то момент мельком глянул на мальчишек-пехотинцев. Мне стало их так жалко!.. Сидят серые, замученные, понурые. Ну, ладно, мы-то взрослые мужики. А эти же салаги совсем! Вот тогда я, наверное, первый раз в жизни Богу серьёзно помолился. Как мог, конечно. Сказал про себя: «Господи, останутся они живые, вернутся домой – я Тебе храм построю!». Именно этот момент, как потом оказалось, полностью изменил всю мою жизнь…».
Чтобы получить книгу «Выбор сильных» и её продолжение «Из смерти в жизнь… Батюшки боевого соприкосновения» с подписью автора, можете написать @GalS_SPb.
25 августа день памяти МУЧЕНИКОВ АНИКИТЫ И ФОТИЯ
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), установившего на городской площади многочисленные и жестокия орудия казни, чтобы устрашать христиан.
Аникита сказал царю– Твои мучения, царь, приготовленные христианам и объявленные им, нисколько нас не устрашают: для нас муки – ничто, и мы никогда не поклонимся бездушным идолам.
Царь, полный гнева и ярости, не в силах был выслушивать боговдохновенную проповедь святого Аникиты и приказал ему тотчас же обрезать язык, но он и после этого говорил ясно, славя Христа Бога; затем его били воловьими жилами так жестоко и так долго, что обнажились кости. Но святой Аникита, – точно не он, а кто другой подвергался мучениям, – мужественно переносил страдания и громко проповедовал смотревшему на него народу, что Христос есть единый истинный Бог.
Царь приказал бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему, и даже вытер лапой пот с его лба.
Из-за молитв святых внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика — святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!» Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!».
В ярости мучитель приказал сначала повесить их на дыбе и строгать тело железными когтями, опаляя огнем раны, а потом – бить камнями. Но все эти муки святые переносили с радостью и благодарили Бога, так как не чувствовали никакой боли
Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась.
Мучитель опять приказал подвергнуть их жестокому биению, поливая раны уксусом, смешанным с солью; потом они опять были ввергнуты в темницу, где провели три года. Затем святые были выведены для новых мучений. По приказанию Диоклетиана три дня разжигали народную каменную баню, в которую потом затворили святых мучеников. Но святые Аникита и Фотий помолились Богу, баня расселась; забил ключ воды, доставлявший им прохладу.
По его приказанию царя была устроена громадная печь, укрепленная на четырех железных столбах; в ней могло поместиться множество людей. Как некогда Навуходоносор (Дан., гл. 3) он приказал раскалить эту печь, намереваясь сжечь в ней не только двух святых мучеников, но и всех христиан, каких только найдет. Христиане же, не ожидая когда их язычники станут ввергать в печь, сами вместе с женами и детьми направились к ней, восклицая:
– Мы христиане и почитаем единого Бога!
Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
«Время трезвых решений, а не эмоций»: Владыка Меркурий рассказал о воспитании школьников, священниках на передовой и помощи Курску
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в студии «КП — Ростов» рассказал о помощи Курску и бойцам СВО
Татьяна ТИХОНОВА
Митрополит Меркурий в студии радио «КП — Ростов-на-Дону» говорил помощи жителям Курской области и проблемах воспитания.
Как в Ростове отметят праздник Донской иконы Божьей Матери? Какие храмы построят в новых микрорайонах донской столицы? Чем духовенство помогает бойцам СВО, а также вынужденным переселенцам и пострадавшим из Курской области? Как церковь может помочь в воспитании нынешних школьников, и каков он — современный священник? Об этом и многом другом митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал во время интервью «КП — Ростов-на-Дону».
- Владыка, скоро 1 сентября, когда православные отметят особый для нашей области праздник — Донской иконы Божьей Матери. Какие мероприятия пройдут в этот день?
- Праздник в честь Донской иконы Божьей Матери общецерковный и отмечается в первое воскресенье сентября. Эта икона является покровительницей всех казачьих войск. И чудотворный образ, который находится в Третьяковской галерее, раз в год приносится в Донской монастырь для поклонения. Патриарх совершает там литургию, и в этот день, по традиции, представители казачества приезжают туда поклониться этому чудотворному образу.
По благословению патриарха, в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове, находится чтимый образ Божьей Матери Донской, который был принесен сюда из Москвы в 2015 году. Это самая точная копия чудотворного образа, созданная за всю историю существования этой иконы. Восстановлен оклад на этот образ, в икону вставлена часть пояса Пресвятой Богородицы.
Главная святыня — чтимым образом Божией Матери Донской. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Архиерейским советом митрополии было принято решение: дать возможность священнослужителям съездить поклониться образу 1 сентября в Москву, чтобы не разделять людей по временам и датам, а в первое воскресенье сентября чествовать уже наш образ, на Дону. Это не противоречит церковной традиции, потому что многие значимые праздники имеют не один день торжества, а еще и предпразденство. И чтимым образом Божией Матери Донской у нас, и чудотворным в Москве так и происходит — торжества начинаются в столице и продолжаются в Донском крае. Эта традиция существует вот уже десять лет. И в этот день мы ожидаем прибытия на торжества 13 архиереев из разных епархий Русской Православной Церкви, большого количества паломников.
Божественная литургия начнется в 9.00 в соборе, после предполагается крестный ход с образом Божией Матери вокруг него. Но будем смотреть, позволит ли существующая далеко неспокойная обстановка, провести все эти мероприятия.
- На службу могут прийти все?
- Конечно, все. Храм открыт. Извините, но в этот раз будут приниматься меры предосторожности. Прийти нужно заблаговременно, чтобы пройти соответствующий досмотр.
О РАЗВИТИИ
- Надо сказать, что за свою 160-летнюю историю в соборе Рождества Пресвятой Богородицы никогда не было таких грандиозных реставрационных работ, какие прошли в последние годы. Расскажите, как проходила реставрация, что изменилось?
- Собор строился 12 лет, а реставрировался семь лет. Так что можете себе представить выполненный объем работ. За последнюю, новейшую историю, собор претерпел очень много лишений и изменений. И закрытие в конце 1930 годов, и его использования как зернохранилища, а после — зверинца. Затем — суровые годы войны, бомбежки Ростова, когда здание было очень сильно повреждено, и долгое время не было возможности ухаживать за собором на должном уровне. И вот, в 2012 году, губернатором было принято решение о начале реставрации.
Собор реставрировали семь лет. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Мы тогда даже не знали, что нас ждет. Приходилось что-то открывать, ставить «диагноз» строению и после этого выправлять ситуацию. Это была огромная, трудная, сложная — и финансово, и технически — работа, но в то же время очень интересная. Строителям, архитекторам и реставраторам нужно было восстановить собор максимально похожим на то, каким он был до всех этих непростых событий. Хотя точь в точь получиться не могло, потому что после закрытия все убранство, утварь, иконы были утрачены, разворованы и сожжены — остались только настенные росписи. Это было печальное зрелище.
А, поскольку мы живем в современном мире, то были созданы и некоторые системы, каких исторически в строении не было. Например, принудительной вентиляции, охлаждения. И теперь, когда летом на улице выше +40 градусов, то в соборе всего лишь +18 — +20, это достаточно прохладно и комфортно. Многие предметы утвари были восстановлены по образцам, существующим описаниям, исходя из архитектуры и техзаданий, которые были даны архитектором Константином Андреевичем Тоном при строительстве других храмов и дворцов. Идея создания собора принадлежала именно ему. Наш собор — копия построенного в Санкт-Петербурге собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка, он находился напротив нынешнего Витебского вокзала, но не сохранился. Поскольку наш собор строили ростовские купцы, то он был достаточно богат до разграбления. И о его реставрации уже выходили книги.
Перед строителями, архитекторами, реставраторами стояла сложная задача. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
- 19 сентября состоится презентация нового фотоальбома, посвященного собору. Можете рассказать подробнее?
- Уже больше пяти лет собор находится в эксплуатации после реконструкции. Была даже издана книга «Ростовский кафедральный собор» очень известного историка Аллы Шадриной, которая работала вместе с нашим древлехранителем и многими другими людьми. Получился серьезный двухтомник — глубокий научный труд об истории собора с момента возникновения. И второй том как раз-таки посвящен реставрации собора, включает огромное количество фотография и описаний. Но не каждый человек приобретет эту книгу и прочтет, особенно сейчас, в век клипового восприятия жизни. Поэтому идея книги была — показать собор и дать о нем информацию, чтобы человек, придя сюда, понимал, куда он заходит и видел, где и что находится. А еще показать какие-то виды собора, какие человек сам никогда не увидит, например, из-под купола.
Авторы снимков — известный ростовский фотограф Денис Демков, дьякон Сергий Грибов, трудившийся в свое время в нашем информационном отделе, а также фотограф Александр Бережной. Это хороший совместный труд.
Интересно, что книгу можно еще и послушать. В ней размещены QR-коды, и, наведя на них камеру телефона, вы можете услышать звуковые дорожки с записью колокольного звона, тропаря Божьей Матери Донской, записи пения большого соборного хора. Мне кажется, это достаточно интересный проект, который идет в ногу со временем. Надеемся, презентация пройдет удачно.
Идея принадлежала знаменитому архитектору Константину Тону. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
- Сейчас в Ростове-на-Дону строится множество новых микрорайонов. Будут ли в них строиться храмы? И, как считаете, сколько храмов должно быть в донской столице?
- Точного количества не скажу, потому что храм строится в ответ на запрос людей. Конечно, люди, которые находятся у власти, — и архитекторы, и городское управление — все должны понимать, что запрос на храм всегда будет, потому что подавляющее большинство наших жителей — это православные и верующие люди. Да, в какой-то период истории храмы возводились по желанию отдельных людей. После революции они уже не строились, а разрушались. На их местах возникали другие здания, иногда парки. И потом начался период, когда стали идти навстречу желанию людей построить храм. Но где его разместить в густонаселенных районах? Я прекрасно понимаю реакцию людей, которые, когда предлагали построить храм в единственном на весь район сквере, просили оставить им зеленую зону: «Мы не против храма, но против уничтожения сквера».
Где-то находили возможность разместить небольшой храм, который вмещает 100-150 человек, и это несоизмеримо мало, когда в районе живут 10 — 15 тысяч.
Сегодня при планировании новых микрорайонов предусматривается место и для храмов. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Поэтому, обращаясь к нашим властям, я всегда говорил, что нужно не втискивать сооружение в уже заданную среду, а планировать его строительство. Так, чтобы храм стал архитектурной доминантой парка, сквера, микрорайона, площади, и от него уже выстраивать все вокруг. Слава Богу, понимающие и грамотные люди это услышали. И сейчас при планировании микрорайонов обязательно наравне с социокультурными объектами, такими как дома культуры, спортзалами, детскими площадками, магазинами, закладывается место и для строительства храма.
Как правило, он ставится в общедоступном месте, в парковой зоне, чтобы это было красиво. И мы не строим здание храма из подсобных материалов, а создаем красивый архитектурный проект, который станет украшением города. Для верующих это будет местом молитвы и духовного вдохновения, а для тех, кто пока индифферентен к религии, это будет красивое архитектурное сооружение, которое будет радовать глаз.
Новые храмы планируют как архитектурную доминанту в новых районах. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
О СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ
- Этим летом «Комсомольская правда» вместе с Ростовской-на-Дону епархией начала интересный проект. В его рамках священнослужители уже рассказали о восстановлении храма в станице Грушевской, о возрождении мужского монастыря в Старочеркасской и о находках древлехранителя. Нашими собеседниками стали достаточно молодые священники, и, учитывая их возраст, можно сказать, продвинутые. Как считаете, меняется ли сегодня облик священнослужителя? Какое приходит поколение священников?
- Большинство священнослужителей нашей епархии — это люди молодые, от 30 до 40 лет, сформировавшиеся уже в наше время под влиянием как положительных, так и отрицательных воздействий. Меня радует, что большинство из них глубоко верующие, с искренним желанием служить Церкви и Отечеству. У них есть силы, навыки, желание, внутреннее горение. Иногда нет опыта, но жизнь привносит его в человеческое бытие. Так что это люди очень перспективные — с церковным и государственным мышлением, с которыми интересно разговаривать и трудиться. Это люди, которые не жалеют себя для других и для дела, работают на все 100 процентов, у которых нет выходных.
- К этому специально готовятся в учебных заведениях или люди приходят из разных сфер?
- На образование мы смотрим во вторую очередь. Безусловно, он должен иметь духовное образование и опыт нахождения в церкви, но основное количество людей, которое я рукополагаю, — с одним, а то и двумя высшими светскими образованиями, а уже потом получили духовное, и продолжают свое обучение. Это юристы, строители, медики и так далее. Например, закончили Донскую духовную семинарию со степенью бакалавра и продолжают обучение в магистратуре у нас, в Санкт-Петербурге или в Москве, в наших вузах с кафедрой теологии.
Замечательно, когда у человека есть светское образование. Это значит, что он ходил по вузовским коридорам, варился в студенческой среде, получил навыки общения, может слушать и записывать лекции, читать, быть внимательным, обладает аналитическим складом ума.
Владыка отметил, что новое поколение священнослужителей на Дону — люди перспективные. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
О ПОМОЩИ
- Владыка, церковь не может существовать вне повестки. Как наша митрополия поддерживает бойцов специальной военной операции и их семьи?
- Наши бойцы на лечении в Ростовском военном госпитале всегда могут рассчитывать и на беседу с батюшкой, и на помощь сестер милосердия. В госпитале есть храм, военный священник, который понимает правильно и воинское служение, и пастырское. А сестры милосердия уже в течение 30 лет несут послушание при госпитале: каждый день в три смены здесь работают более 30 человек. Многим кажется, что их задача только перевязать, утку поднести, палату помыть. Конечно, этим они тоже занимаются. Но я видел, как они общаются с бойцами, которых приносят еще пахнущих порохом, как утешают их ласковым словом. Это очень важно.
Многие говорят, что сестры милосердия — это те люди, которые вселяют веру в раненых бойцов. Мне рассказывали в других епархиях, на территории которых солдаты проходили реабилитацию, что военные с большой любовью и теплотой вспоминали наших сестер милосердия. Говорили, что сестры никогда не навязывали религиозных убеждений, но всегда согревали теплотой своего сердца, отвечали на все вопросы и всегда были рядом. Если сестры милосердия так живут, то значит, что их ведет великое святое религиозное чувство. И через их заботу некоторые даже приходили к вере. Ведь нет разницы, кто перед тобой — православный человек или другой веры, может, вообще неверующий. Ко всем подход одинаковый.
Сестры милосердия несут служение в ростовском военном госпитале. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Так и на передовой. Наши священники-бойцы едут туда и совершают свое пасторское служение. Это важно, ведь бойцы возвращаются сюда и «двухсотыми», и «трехсотыми». И важно, что церковь рядом, и поддерживает, и провожает ребят, которые за свое Отечество душу положили.
- Еще один актуальный вопрос. Люди, которые приезжают к нам в регион из новых регионов и приграничных, получают помощь и со стороны Ростовской епархии. Сейчас заботу оказывают вынужденным переселенцам из Курской области. Они получают вещи, продукты, наборы для личной гигиены, а что еще?
- У нас очень хорошо работает социальный отдел. Первая такая нагрузка на него легла еще в 2014 году, когда сюда хлынули беженцы из Донбасса. Именно тогда и сформировалась структура этого отдела. В нем работают с благотворительными организациями, с частными жертвователями. Например, люди готовы принести вещи — новые, неиспользованные, в упаковке, но не знают, кому они сейчас нужны. Так вот соцотдел собирает все это, а потом передает адресатам. Это касается не только людей из Курской области — у нас их не так много, но и тех, кто остался на Дону после 2014 года, и мы продолжаем их поддерживать.
Помощь и жителям Донбасса, и Новороссии, и курского приграничья помогают в епархии. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
А сейчас патриарх обратился к Русской православной церкви, ко всем верующим, с просьбой оказать финансовую помощь, и вышел соответствующий циркуляр. Ведь далеко не все нужные предметы люди могут принести. Что-то нужно и закупать: раскладушки, матрасы и другие крупногабаритные вещи. Известно, что в курском приграничье было переселено 190 тысяч человек. К чему они вернутся — мы не знаем, поэтому Церковь готовится к тому, чтобы оказать им помощь. Они зайдут в свои дома, а их нужно ремонтировать и быстро, ведь впереди — зима. Для этого сбор и проводится. Деньги перечисляются в отдел социальной помощи и благотворительности РПЦ, откуда уже адресно распределяются. Вы можете зайти на сайт Московской епархии и увидеть, как все происходит: там регулярно публикуются сводки о гуманитарной помощи. И сбор продолжается.
- Как люди могут помочь?
- Нужно прийти в свой храм. Там стоит кружка, где написано , что это сбор на помощь жителям Курской области. Также во время литургии священники озвучивают объявление, идут с блюдом, как это делалось в церкви и раньше. Потом ревизионная комиссия эти деньги пересчитывает, и оформляется соответствующий акт. После средства поступают в церковный счет, из уже с него централизованно переправляются в отдел по благотворительности и социальному служению.
В епархии помогают и тем, кто вынужденно переселился на Дон из Донбасса в 2014 году, и кто не может сам обеспечить себя. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
О СЕМЬЯХ И ВОСПИТАНИИ
- Мы начали разговор с праздника Донской иконы Божьей Матери 1 сентября. Но в этот день отмечается еще один важный уже мирской праздник — начало учебного года. И по этому поводу есть вопрос. Современная школа, как вы считаете, это все-таки место воспитания или получения знаний? Возможно ли учить, не воспитывая?
— Нет, невозможно. Невозможно. Один из философов сказал так: «Наука, лишенная Бога, — это великолепное зло». Мы можем научить негодяя, подлеца, который полученные знания будет использовать в соответствии со своими нравственными качествами. И к сожалению, в последнее время все чаще с этим встречаемся. Поэтому процесс воспитания в школе может быть даже более первостепенный, нежели обучения.
Видите ли, для того, чтобы воспитать человека, нужен такой триединый союз — школа, семья и церковь. Если хромает эта триада, появляются проблемы с образованием. Вообще, мне жаль российскую школу, потому что столько, не побоюсь этого слова, опытов ставится над столько опытов, не побоюсь этого слова, ставится над ней за последние десятилетия, не прошла ни одна другая система образования. К сожалению, эти опыты не всегда положительные. Поэтому желаю нашим педагогам, большинство из которых действительно добрые, хорошие, светлые люди, терпения, крепости сил и стойкости в своей профессии, невзирая ни на какие искушения.
Митрополит уверен, что на первом месте в школе — воспитание.
- Владыка, этим летом в Ростове прошел Форум рабочей молодежи юга, и там педагоги говорили в том числе и о своей бесправности перед бытовым хамством учеников, а еще о незащищенности перед различными, если так можно выразиться, «наездами» родителей и матерщине среди старших школьников. Да не только старших, если честно. А приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями, когда нужно было помочь молодежи не скатиться до страшных поступков?
- Чтобы пресечь хамство, нужно самому не быть хамом. Нельзя на хамство отвечать тем же. Если педагоги или родители до этого опускаются, то мы должны понимать, что этот ком будет только нарастать. И это вина всех. И родителей, которые не научили детей относиться с уважением к педагогу. И общества, которое поставило педагога на такой низкий уровень. Знаете, я помню свои школьные годы, и в то время педагог для нас был почти святым человеком, и никто не смел про него и слова плохого сказать. А, если кто-то посмел дерзко ответить учителю, то с ним очень строго разбирались. Потому что у педагогов был авторитет, но и они вели себя соответствующим образом. Если хотите, это было своего рода аскетическое служение, когда учитель не мог позволить себе многого из того, что современные педагоги делают на глазах у детей.
И влияние церкви здесь важно. Вспомните, коммунисты говорили, что создадут экономически развитое общество, где все пороки и недостатки будут изжиты. А дальше что? Посмотрите на наших соседей на Западе. У них меньше негодяев и подлецов, чем в России, или они цивилизованнее себя ведут? Вот и ответ: ни экономические, ни бытовые условия делают человека — человеком, а внутреннее воспитание. Вы можете сколь угодно его убеждать: «Тебе нужно быть добрым, хорошим человеком!» Он лишь послушает, и на этом все, потому что в нем нет внутреннего убеждения, для чего это делать, почему он должен быть хорошим человеком.
Владыка считает, что важно поднять авторитет учителя в глазах учеников.
Не просто добро ради добра, а правда ради правды — нет. Человек должен знать, за что он держит ответ. Что он ответственен перед близкими, соседями, школой, обществом. Перед богом. И если первые четверо смолчат и не увидит, то Бог видит все. И человек должен знать, что добром он созидает будущую жизнь, что есть закон жизни, который гласит, что посеяв зло сегодня, он пожнет его завтра, когда состарится. И никакие замечательные условия жизни этот закон не отменяют.
Но мы знаем, что наши русские люди, соотечественники, и в самых неблагоприятных условиях жизни проявляли лучшие свои качества — доброты, и терпимости, и заботы, и помощи. Каким образом тогда сказывались внешние условия, когда человек в блокаду получал 125 граммов хлеба и делил с соседом, чтобы тот не умер. Кто его заставлял? Внутренняя потребность творить добро. Поэтому воспитание – это основа всех основ. И если мы хотим, чаем, надеемся на то, что наше Отечество будет прекрасным, счастливым, свободным, целостным и нравственным, мы должны закладывать это воспитание. И это самая выгодная, если хотите, инвестиция. Если мы не будем этого делать, то и не надо ничего ожидать сегодняшнего поколения. Не воспитывая детей сегодня, завтра мы увидим хамов, негодяев, подлецов и преступников, и не только на своих улицах, но и в своих домах.
Владыка считает, что в школе детей не только учат, но и воспитывают.
- Нынешний год объявлен президентом Годом семьи. А что такое семейные ценности для Русской православной церкви? Как можно сохранить и сберечь семьи и вообще изменить легкомысленное сегодня отношение молодежи к институту семьи? В конце концов, семья — это крест или радость?
- Семья — это радостный крест. Мне, конечно, как монаху, сложно говорить о том, что такое семья из своего личного опыта. Но я воспитывался в семье, я видел, как жили мои родители, и могу сказать, что, конечно, семейная жизнь не бывает безоблачной. Но умение покрыть все любовью, которая соединила людей, терпеть, прощать, быть снисходительными, воспитать своих детей порядочными людьми — этому учатся в течение жизни.
Признаюсь, иногда странно слышать, как объявляют какие-то года, как сейчас Год семьи. А что, следующий год у нас перестанет быть годом семьи? Взять, например, День отца, День матери. Разве лишь один день из 365-ти в году мы посвящаем матери с отцом?
А что мы делаем для того, чтобы воспитать людей? Проедем, например, по нашему Ростову-на-Дону. И где на его улицах социальная реклама? Реклама жилья и чего угодно есть. Но вы нигде не найдете призывов: «Помоги старику перейти дорогу», «Позвони отцу с матерью», «Вспомни о том, где сейчас и чем занимается твой ребенок». Где такая реклама? А ведь это должно быть на подкорке у человека постоянно. Поэтому, пользуясь возможность, я снова обращаюсь к нашему депутатскому законодательному корпусу заняться воспитанием. Примите решение, что 10% городской рекламы, должна быть социальной. Жду. Может, получу ответ.
По мнению митрополита, в городе должно быть больше социальной рекламы, продвигающей семейные ценности.
О ПЛАНАХ НА ДЕНЬ ГОРОДА
- 14 сентября в Ростове состоятся церковные мероприятия в рамках 275-летия донской столицы. Расскажите, как они пройдут?
- Каждый День города мы всегда вспоминаем историю нашего прекрасного Ростова, который основала императрица Елизавета Петровна. Поэтому, я думаю, что все мероприятия надо начинать обязательно с восстановления нашей исторической памяти. Напоминать о тех, кем был заложен город, кто его строил — кто были эти замечательные люди? И, конечно, вспомнить тех, кто и ныне заботится о городе.
Поэтому мы уже несколько лет проводили и проводим молебны и о тех, кто ныне городом управляет, и о тех, кто в городе живет, и о тех, кто этот город строит и делает лучше и краше. И, конечно, посвящаем молитвы всем тем, кто этот город основал и трудился в нем поименно, возглашая им вечную память.
Мне сейчас сложно сказать, как эти мероприятия пройдут. Планировалось проведение большого крестного хода, но будем действовать в соответствии с оперативной обстановкой, какая сложится на тот момент в городе. В любом случае в соборе будет молебен и панихида по тем, кто стоял у руля городских дел в предыдущие годы существования Ростова.
На 275-й день рождения Ростова-на-Дону в соборе прозвучат молебны.
- Владыка, в конце нашей беседы спрошу, чего бы вы пожелали нашим слушателям — религиозным и нерелигиозным, вне зависимости от того, какого они вероисповедания? Возможно, кто-то услышит для себя что-то, что ему сейчас необходимо.
- Я бы пожелал всем нам одного — быть более терпимыми и меньше поддаваться своим эмоциям. Сейчас время трезвых решений, а не эмоций. И еще очень важно твердо стоять на ногах, в том числе на своей истории и любви к своему Отечеству. Помнить, что выше этой любви может быть только любовь к Богу, а все остальное суетно и второстепенно. Вот если мы эти позиции сохраним, то мы будем иметь перспективу на будущее, а, если пошатнемся — разрушим сами себя.
Читайте на WWW.ROSTOV.KP.RU: https://www.rostov.kp.ru/daily/27624/4975241/
Священник Даниил Сысоев. Преображение Господне
Внешнее понимание мира происходит тогда, когда человек меньше видит зла в людях, прекращает всех осуждать, так как направляет все свои сила на очистку своей грязи, и начинает видеть доброе в людях. Из догматического учения Церкви мы знаем, что зло не обладает сущностью. Сущность есть только у Бога и добра, а зло — искажение, болячка, которая не обладает собственной сущностью. И поэтому человек в других людях видит только добро – что реально существует, а зло он уже не видит, точнее, видит его как болезнь. Он видит пути промысла Божьего, начинает понимать, каким образом движется мир, как Господь управляет землей.
Далее человек должен увидеть Бога, как Моисей увидел Бога на горе Синай. Святые отцы Исаак Сирин, Силуан Афонский говорят, что это состояние души человека, который достиг просветления. Душа такого человека полностью становится как Небеса, она подобна сапфиру, сияющая Божественным светом. У такого человека начинает светится душа и тело, которое становится нетленным, так как прикасается к нетленному Богу. Мы таких святых знаем множество, они после смерти остались нетленными и источают немысленную славу и силу. В течение восьми веков от мощей святого Димитрия Солунского истекало столько мира, что наполнялись пятисотлитровые бассейны. Это миро было чудотворным, исцеляющим болезни. Человек в таком состоянии начинает светится, как светился Моисей, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие святые. Но это состояние просвещения, о котором мы сейчас говорим, это тоже только отблеск. Во всей полноте этот свет явит себя тогда, когда тела наши выйдут из могил. Когда мы воскреснем в телах, тогда этот божественный свет будет в воскресших телах во всей полноте. И недаром на всех иконах изображается сияние вокруг головы святых.Это изображение той славы, которая обещана праведникам: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).
Недаром Христос сказал за шесть дней до Преображения: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).
Это и сбылось. На горе Фавор апостолы увидели, каковы будут тела людей, когда они войдут в Царствие Божие. Они будут сияющими, полыхающими Божественным огнем. Свет не только светит, но он еще и греет, кормит, поит, благоухает. Свет станет одеждой для святых и будет в вечности украшать праведников. Это путь просвещения, который предложил нам Господь через Преображение. Давайте помолимся Господу, чтобы Господь Всемогущий дал нам истинное просвещение. Истинное просвещение разума через знание Бога, истинное просвещение воли, чтобы наша воля стала Божьей волей, истинное просвещение чувств, чтобы в нас была любовь вместо ненависти, истинное просвещение наших тел, чтобы в день воскресения и наши тела светились Светом Бога. Пусть Господь даст нам все это, и милость Божья пускай пребывает с нами.
Храни вас Господь!
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (в сокращении)
19 августа 2024 года на Магдалининском приходе причащались воспитанники детского сада «Сказка».
На Магдалининском приходе с. Андреево-Мелентьево Неклиновского района традиция причащения воспитанников детского сада «Сказка» по просьбе их родителей существует уже много лет.
19 августа 2024 года директор детского сада «Сказка» с. Андреево-Мелетьево Елена Серебрякова, старший воспитатель Наталья Василец вместе с воспитателями: Гунажоковой Еленой, Усенко Светланой, Поляковой Юлией, Грушко Людмилой и музыкальным руководителем Карпенко Ириной привели старшую и подготовительную группу детского сада в храм для участия в Таинстве Причащения. Всего тридцать шесть детей поучаствовали в Таинстве.
Настоятель храма протоиерей Николай Бандурин приветствовал детей и напомнил им о том, что значит Таинство Причащения для христианина.
Настоятель поздравил всех с праздником Преображения Господня и благодарил руководство детского сада в лице директора Серебряковой Елены, а также воспитателей за заботу о духовно-нравственном развитии детей.
По благословению Патриарха Кирилла в церквах собирают деньги для пострадавших в Курске.
ЦИРКУЛЯР Митрополита Меркурия
В связи с непростой военной обстановкой и увеличивающимся количеством вынужденных переселенцев и пострадавших мирных жителей Курской области гуманитарная ситуация в регионе остается очень тяжелой. Несколько районов Курской области в настоящее время принудительно эвакуированы – общее количество вынужденных переселенцев составляет более 190 000 человек, в частности 15 августа 2024 года – было принято решение об эвакуации очередного района Курской области – Глушковского . Множество людей, вынуждено покидать свои дома. Многие из них испытывают нужду в самом необходимом, подчас не имеют крыши над головой, не могут обогреться, нормально поесть и одеться.
Для поддержки бедствующих людей, обеспечения их жизненно необходимыми вещами, жильем, медицинской и юридической помощью Святейший Патриарх обращается ко всем верным чадам Церкви Христовой с призывом проявить милосердие и принять участие в сборе денежных средств для вынужденных переселенцев и пострадавших мирных жителей Курской области.
В связи с этим, в рамках вышеозначенного благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви, во всех храмах и монастырях Ростовской-на-Дону епархии надлежит организовать кружечный сбор, о чем следует объявить по окончании богослужений 18, 19, 25 и 28 августа 2024 года.
+ М Е Р К У Р И Й
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии
Свежие комментарии