СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ
В России отношение к книге почти библейское: открывая ее, человек подспудно готов услышать весть, слово. И детская книга – это первое средство для того, чтобы научить ребенка слышать слово, проникать в его смысл, воспринимать художественный образ, познавать мир.
В России отношение к книге почти библейское: открывая ее, человек подспудно готов услышать весть, слово
Мы понимаем, что жизненно необходимо познакомить ребенка с хорошей отечественной книгой: показать пример красоты русского языка, научить тому, что русская литература является уникальной благодаря ее особой поэтике, христианской глубине, нравственному и духовному богатству ее содержания. Таковы русский фольклор, сказка, русская классика, такова и прекрасная советская детская книга, поддержавшая нравственно-этический идеал русской культуры. Какое счастье, что они у нас есть, что мы можем на них опереться.
Но наряду с вечной классикой наши дети читают и современную детскую литературу, в которой часто нет мировоззренческой целостности, художественного высказывания и, наконец, хорошего русского языка. В детской книге сегодня можно встретить что угодно – от психологических аффирмаций для малышей до эзотерических экспериментов в подростковой фантастике. К сожалению, в публичном поле не обсуждаются смыслы и ценности, которые несет современная литература детям. Кажется, родители озабочены только тем, чтобы ребенок «читал». Но вопросы о том, какие нравственные ценности несет произведение, какие струны души ребенка оно затрагивает, на чем фокусирует детское внимание, часто остаются без внимания.
Некоторые российские исследователи считают, что в условиях борьбы различных систем ценностей важно не втягивать ребенка в эту борьбу, но «деликатно и осторожно научить его самостоятельно ориентироваться в сложном современном мире» – пусть, мол, ребенок читает что хочет, сам выберет, со временем научится различать прекрасное и ужасное. Эта позиция ложна, а в современных реалиях уже и опасна. Она лежит в плоскости идей «равноправия» и «раскрепощения» ребенка. В том, чтобы посеять в душе ребенка благие зерна, а не плевелы, и заключается родительский труд. Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Над душой надо трудиться самим и не ждать, что само вырастет то, чего не сеяли». Именно в детстве настраивается внутренний слух, воспитывается вкус человека, христианина.
Почему же тогда никто не говорит о содержании современной детской книги? На мой взгляд, этому есть несколько причин. Основная, очевидная причина проблемы – детская литература без государственной и общественной поддержки отдана во власть рынка. Главной целью издателя является продажа книги, а не ее литературная и мировоззренческая ценность. Поэтому в последние годы была сделана ставка на современную переводную западную детскую литературу, издавать которую выгодно. Она хорошо иллюстрирована, привлекательна, легка для восприятия – фокус внимания в ней переведен с текста и смысла произведения на художественное оформление: отсюда обилие книжек-картинок, комиксов, энциклопедий. Но само содержание вызывает массу вопросов.
Сюжет, смысл, языковые находки теперь, кажется, не имеют никакого значения, – западная литература для малышей, например, должна просто «нести положительные эмоции». Поэтому из одной книги в другую кочуют похожие друг на друга милые герои и шаблонный текст на целый разворот в духе: «А птички почему так громко поют? – спросил Лисенок. – Чтобы мы могли танцевать, конечно же! – пропела мама». И вроде книжки для детей красивые, адаптированные, и герои добрые, и родители лисят реагируют «осознанно», поощряют свободу ребенка проявлять «эмоции» и «экологично» их проживать, сохраняя «эмоционально-безопасную» дистанцию. Но почему-то после прочтения становится грустно: неужели миру детства может быть присуща такая скудость восприятия, отсутствие художественного образа, примитивный русский язык?
Ограничен и круг тем современных западных произведений для детей – чаще всего речь в них идет об эмоциях и социализации ребенка, о включении в жизнь общества людей с особенностями, экологической проблематике, отдельно стоит блок познавательной литературы. Я оставляю за рамками разговора продвижение детям через книгу античеловеческой повестки и прочего. При всей своей мнимой нейтральности – «за все хорошее против всего плохого» – детская западная литература очень дидактична и последовательно транслирует свои ценности: приземленность, упрощение, утилитарность всех аспектов жизни, независимость ребенка, сосредоточенность на «эмоциях», стремление к «успешности» и т.д. Так, например, богато иллюстрированная книга «Крошка Венди и дом на дереве», в аннотации которой сказано, что это «одна из самых трогательных книг, которую вы когда-либо читали», на деле оказывается историей о том, как героиня крольчонок с задатками успешного предпринимателя «утерла нос» всем, кто в ней сомневался: «Ого! – только и смогли выдавить друзья», – читаем мы кульминацию повествования.
Обращает на себя внимание какая-то болезненная привязанность западных авторов к психологии, которой отводится роль религиозного сознания
Обращает на себя внимание какая-то болезненная привязанность западных авторов к психологии, которой в детской книге отводится роль религиозного сознания. Если книги для дошкольников и школьников несут «положительные аффирмации», то литература для подростков и молодежи, с точностью до наоборот, погружает детей в мир уныния, конфликта, одиночества, сарказма, психологии травмы: акцент делается на неполноценности ребенка, семьи, человека. Можно бесконечно перечислять эти «произведения»: от «Джулии и акулы» от «автора бестселлеров и лауреата премий» об отношениях девочки и ее психически больной мамы, до «50 дней до моего самоубийства». Таким понятиям, как жизнелюбие, жизнерадостность, тяга к высоким целям, романтика, характерным для молодости, когда «все горы по плечу», дорога в западную подростковую литературу закрыта.
Все чаще главными героями книги становятся чудища, монстры и духи – мир художественного произведения превращается в мир ужасов, мистики и эзотерики. Полистайте в интернете списки лучших книг для подростков, и вы увидите там странные и страшные книги от детективных историй в мире духов до мерзостей и ужасов, происходящих с главным героем двенадцати лет. Можно услышать от исследователей слова о том, что это «новый вид сказки», но на самом деле это хорошо продаваемый духовно опасный вид (анти)литературы, насаждающий в традиционном мифологическом сознании ребенка инфернальных героев и воздействующий на детскую психику.
Проблема также усугубляется тем, что теперь и отечественная детская литература подражает западным образцам. Как минимум расстраивает, когда русские авторы пишут книги, похожие как две капли воды на переводные. Как сказал в одном из интервью писатель Андрей Усачев, молодые русские авторы, возможно, создают в своих произведениях «славный буржуазный мирок викторианской эпохи», потому что сами хотели бы в нем оказаться. Если дело происходит в русской сказке на новый лад, то сюжет почему-то развивается «как в школе монстер-хай». На обложках русских книг красуется транслитерированная абракадабра – «виммельбух», «фикшн», «нон-фикшн», «юнг-адалт» и т.д. А ведь капитан Врунгель предупреждал: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!». Если художественную литературу обозвать словом «фикшн», увы, «фикшн» и получится. Казалось бы, современные писатели, редакторы и издатели должны были закончить литературный институт или филологический факультет, иметь развитое языковое чутье. Но по какой-то неведомой причине красота и богатство русского языка, так необходимые детям, ими сегодня игнорируются.
Если художественную литературу обозвать словом «фикшн», увы, «фикшн» и получится
Слово воспитывает, радует, согревает. Если я читаю в народных русских сказках А.Н. Афанасьева, например, «мышечка-тютюрюшечка» или «ящерка-шерошерочка», – это праздник для души и слуха на весь день. Или, например, возможно ли в современной истории, подражающей западной литературе, услышать характерный для русской сказки сюжет о воскресении, как у Бориса Шергина:
«Над белыми мхами развеличилось облако и упало светлым дождем на Романушку. И ожил дитя, разбудился, от мертвого сна прохватился. Из-под кустышка вставал серым заюшком, из-под белого мха горностаюшком. Людям на диво, отцу-матери на радость, веселым людям-скоморохам на славу»?
Такие волшебные слова и сюжет можно придумать, только если ты любишь русский язык, родную культуру. Давно ли мы видели на полке книжного магазина красиво иллюстрированное издание сказок Шергина? Скорее всего, никогда. Попробуйте купить в интернет-магазине книгу сказок А.Н. Афанасьева – ее нигде нет в наличии, книга не издается.
Есть большая разница – читаю ли я малышу потешки, прибаутки, книжки, в которых есть игровой подход, метафоры, шутки, присказки, где звучит родная полноценная речь, полная любви поколений к русскому слову и художественному образу, или «книги для тоддлеров» в духе изданий «Мои эмоции», «Моя любовь всегда с тобой» и пр. В последнем случае мы колоссально обедняем себя и своего ребенка.
Сегодня, безусловно, есть прекрасные российские авторы и хорошие книги. Во-первых, выпускается множество чудесных детских православных литературных и познавательных журналов: «Колокольчик», «Саша и Даша», «Мурзилка», «Простокваша», «Веселые картинки», «Юный натуралист» и многие другие – читать их одно удовольствие. На сайте Почты России в разделе «Подписные издания» их более ста. Если оформить подписку, то можно подарить ребенку радость ожидания – дети с нетерпением будут проверять почтовый ящик в надежде найти новый номер журнала. Они его, без сомнений, прочитают от корки до корки.
Если я встречаю хорошие современные стихи и прозу для детей, написанные в русле русской традиции, я очень радуюсь, как будто нахожу сокровища. Например, веселые стихи Андрея Усачева, Натальи Карповой полны семейного тепла. Игровые стихи поэта Игоря Шевчука, одного из авторов «Смешариков», сценариста «Фиксиков», автора многих любимых детских песен – от «Фиксипелок» до «Росиночка-Россия» – это один сплошной веселый языковой эксперимент, как, например, в книжке «Крылатые выражения в сти-ха-ха-х». Но вместе с тем есть у поэта и очень пронзительные стихи:
Где мое сердце живет?
Думаете, наверно,
Повыше чуть, чем живот?
А вот как раз и неверно!
Чуть-чуть —
в деревне у бабушки.
Там, где ночью в реке
Стучали таинственно камушки
И вился туман вдалеке.
Чуть-чуть –
у соленого моря!
Где, не доплыв до буйка,
Я папе однажды проспорил
Своих леденцов полкулька.
Еще –
у мамы под мышкой,
Где мог я маленьким стать.
Залечь с какой-нибудь книжкой —
И даже ее не читать.
(…)
Когда-нибудь это всё вместе
Я чудом сложу…
И вот
Тогда мы окажемся в месте,
Где мое сердце живет.
«Шкатулочные истории» и другие книги молодого писателя Алены Кашуры – радость для ребенка и взрослого, любящего русский язык. Они сочетают сказочность, простоту, органичность, живость и легкость языка. Удивительные языковые находки (Нитка с суровым характером, Пряжа с характером мягким, запутавшийся сам в себе Сантиметр, Иголка, которая слушает ушком, и другие герои) будят фантазию ребенка – так и хочется придумать что-нибудь «этакое» самому. Книга «Кот в ведре» Станислава Востокова с короткими рассказами о русской деревне радует своим внутренним юмором и неспешным повествованием. Одним словом, «кто ищет, тот всегда найдет!».
Ответственность за выбор рукописей сейчас лежит на плечах редактора издательства
Ответственность за выбор рукописей сейчас лежит на плечах редактора издательства. Прекрасно, если это человек, влюбленный в свое дело, осознающий ответственность перед детьми и своей культурой, а не только коммерческий руководитель. Государство регулирует деятельность издательств только на уровне актов ГОСТ, Техрегламента, СанПиН, Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но эти акты обладают больше ограничительными полномочиями, чем рекомендательными, они защищают ребенка хотя бы от очевидного вреда. Качество детских произведений с литературной точки зрения оценивают литературные конкурсы и премии: им. П.П. Ершова, им. П.П. Бажова, им. Корнея Чуковского, им. С. Маршака, им. Сергея Михалкова и многие другие. Они не ставят своей целью поддержку книг только традиционного, христианского мировоззрения и русской культуры, задачи у них другие, хотя среди победителей и дипломантов, конечно, есть немало достойных книг.
А хорошую книгу российские дети ждут! Добрую, веселую, многогранную, такую, чтобы после ее прочтения в мире все вставало на свои места, прибавлялось сил, вырастали крылья, а с героями хотелось дружить. Чтобы хотелось разобрать книгу на цитаты, срисовать иллюстрации, дать почитать другим. Если речь о познавательной книге – чтобы с каждой страницей мир вокруг становился интереснее, прочитав ее, хотелось стать геологом, изобретателем, художником, балериной, ветеринаром – а лучше всеми сразу. Вот такую книгу. Если ты держишь ее в руках, то испытываешь радость от того, что есть люди, которые ее написали, нарисовали и напечатали.
Василий Макарович Шукшин взывал к нам:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку».
Как хочется, чтобы мы услышали его слова и обратили внимание на смыслы, которые несет в себе детская литература сегодня.
Читая отзывы к книгам в интернете, я убеждаюсь в том, что неравнодушных, мудрых читателей-родителей у нас много. Человек, воспитанный в духе Евангелия, выросший на русском фольклоре, русской классической и советской литературе, подспудно ищет в книге спасительное слово. Недостаток нравственного содержания, поверхностность, примитивность, языковую небрежность такой читатель замечает – его не обманешь. Так и хочется сказать словами песни: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!». Хочется верить, что духовное основание русской культуры, любовь к хорошей книге и родной речи будут переданы по наследству нашим детям как великий дар.
https://pravoslavie.ru/160702.html
17 июня 2024 г.
Сугубо личное с митрополитом Меркурием 20.06.2024
Троица-Пятидесятница. Почему этот праздник называют Днем Рождения Церкви? В чем его особенность? И какие подарки дарят «имениннице»? Это и многое другое сугубо лично с главой Донской митрополии.
13 июня настоятель Магдалининского храма провел просветительскую беседу с коллективом лесоторговой базы Таганрога.
13 июня, в праздник Вознесения Господня, по приглашению руководителя лесоторговой базы Таганрога Олега Бегуна, настоятель храма Марии Магдалины села Андреево-Мелентьево протоиерей Николай Бандурин и его помощница Л. Бандурина провели часовую беседу с презентацией на тему «Символ веры. Краткое изложение христианских догматов.», из которой слушатели узнали об основании веры христианской: догматах и заповедях и Таинствах Церкви.
На беседе присутствовали заместитель руководителя Илья Бегун и коллектив работников базы. Беседа началась с молитвы «Отче наш». По окончании беседы были выданы просветительские памятки о подготовке к Таинству Причащения, священник ответил на вопросы работников базы, поблагодарил их за помощь храму и напомнил о необходимости посещения храма в воскресные дни и участия в Таинствах Церкви.
Сугубо личное с митрополитом Меркурием 13.06.2024
Этика поведения в храме, правила и рекомендации. С чего начинаются первые шаги в церкви, как не мешать другим во время службы и почему «телефонизация богослужения» – это не есть хорошо. Об этом и многом ином сугубо лично с главой Донской митрополии.
Слово Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на Конгрессе народов Дона
Уважаемый Василий Юрьевич, Губернатор Ростовской области!
Уважаемое Высокое собрание народов Дона!
Дорогие братья и сестры, друзья!
Прежде всего, позвольте поприветствовать Вас с нашим Государственным праздником – Днем России, и выразить благодарность от всех здесь присутствующих Главе нашего региона, Губернатору Василию Юрьевичу Голубеву за то, что с завидной периодичностью он приглашает к диалогу достойных представителей национальностей и традиционных религий, которые не просто исторически проживают на Дону, но и самым активным образом участвуют в развитии и становлении современного облика Ростовской области.
Пользуясь случаем, с этой Высокой трибуны я хотел бы сердечно поприветствовать и всех моих инославных братьев и сестер, находящихся в зале.
Позвольте мне сегодня поделиться некоторыми своими мыслями по весьма актуальной повестке не только нашего высокого собрания, но и в целом по стране.
Наша встреча проходит, когда буквально в паре сотнях километров отсюда гремит канонада и идут бои, наши ребята проливают кровь во имя будущего России.
Что же это такое – будущее России? С одной стороны, может показаться, что это понятие достаточно отвлеченное. Но на самом деле оно предельно конкретно.
Будущее России — это то, о чем призван заботиться наш тыл, чтобы на передовой была Победа. Наши цели, задачи и устремления должны быть едины. Наши мысли, желания и установки должны быть союзными. Иначе – никакие достижения не способны закрепиться. В истории наша страна уже проходила эти горькие уроки, когда армия одерживала победу, а внутри страны царили пораженческие настроения. Чуть более ста лет назад во время Первой мировой войны Уинстон Черчилль писал: «Корабль России пошёл ко дну, когда гавань была уже видна. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо».
Как такое было возможно?! Ответ очевиден. Внутри Державы не было единства, везде был беспорядок, хаос и брожение. Различные политические силы того времени, выразители так называемых «народных мнений» и иностранные агенты обильно сеяли внутри страны раздоры, смуту и усобицы. Поэтому через 100 лет после тех событий нам важно не повторять былых ошибок, не наступать, как говорит народная мудрость, на старые грабли.
Для мира в России – нужна Победа! Но для Победы – нам нужен мир в самой России! Это непреложный закон времени и урок, который преподносит нам история.
Как же достичь этого мира, на чем можно созидать народное единство, где искать общее для всех согласие?
Думаю, что для всех в этом зале данный вопрос является риторическим, не требующем долгого ответа. Мы, как верующие люди, прекрасно понимаем смысл слов, сказанных еще 30 веков назад пророком Давидом: «Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его; и если не Господь сохранит город, напрасно бодрствует страж» (Пс.126). То есть — если наши планы будут противны замыслам Всевышнего, всё, что мы себе понапридумывали – будет напрасно. Никакая, пусть даже суперсовременная армия, никакая сверхразвитая экономика и высокий уровень жизни не спасут подобный дом от краха. И история дает многократные примеры такого горького урока. Всем нам это хорошо известно. Значит – основа, фундамент, базис свершений во всех сферах нашей жизни одна – это нравственная стабильность, скреплённая верой и любовью к Отечеству.
В контексте сказанного, совсем не удивительно, что государственная власть России на самом высоком уровне признает незыблемый статус данных духовных законов.
9 ноября 2022 года Президент России подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Впервые в Новейшей истории опыт религиозных общин России, нравственные основы традиционных конфессий, всё то, о чем мы веками проповедовали с амвонов, кафедр и михрабов, признаются светской властью в качестве основ, на которых только и возможно «созидать» наш общий дом.
Сегодня можно уже не утруждать себя долгими прениями об альтернативных путях развития страны. Печальный пример подобной альтернативы перед нашими глазами. Европа – некогда единый культурный союз христианских держав – отказалась от духовных основ своей цивилизации, и с каждым годом из некогда «цветущего сада», все более превращается в пустыню, исполненную смрадом низменных человеческих инстинктов, меняет свое неповторимое, прекрасное историческое лицо на безликую и мерзкую толерантную ко всему и вся гримасу.
Таким образом, Указ Президента России о «приоритете духовного над материальным», о «высоких нравственных идеалах» — это никакой не предмет дискуссий. Это, как говорится, неоспоримый и объективный факт. 809 Указ Президента – поистине эпохальный документ, в котором отражены не только смысловые узлы нашей суверенной идеологии, но и стержневые принципы всей истории.
Россия на протяжении своего существования не только собирала под свое крыло различные народы, но и предоставляла каждому из них свободу исповедования веры, защищала от посягательств со стороны радикальных экстремистов. Так сложился наш общий дом, в котором разнообразные религиозные верования стали традиционными, а национальные культуры многократно дополнили и обогатили культурную палитру России. Этот процесс послужил не расчленению нашей страны на этнокультурные автономии, а наоборот — способствовал ее консолидации вокруг русского народа.
Именно данный тезис и зафиксирован в Конституции Российской Федерации, где говорится, что исторически сложившееся государственное единство наших народов основывается на переданных нам идеалах и на вере в Бога (ст. 67.1.2.). Смысл сказанного в Главном Законе страны еще более подробно прояснен в Преамбуле к Федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях, где говорится об одном ключевом и очень важном признании. Закон декларирует «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», благодаря чему и сложилось наше традиционное уважение друг ко другу, понимание и терпимость в вопросах свободы совести и вероисповеданий.
Что это значит? А это значит, что у нашего единства, мира и согласия есть четкий адрес и конкретное имя. В Конституции Российской Федерации именно «русский народ» назван «народом государствообразующим». И это неоспоримый факт, который должно и нужно усвоить раз и навсегда. При всем многообразии традиций, вероисповеданий, языков и культур наше национальное единство стало возможным только благодаря великому и щедрому сердцу русского народа! Именно он всех принял, защитил и полюбил, как своих родных братьев и сестер. И эту непреложную истину может засвидетельствовать каждая традиционная конфессия России. Даже сам День народного единства, как общегосударственный праздник, который мы празднуем сегодня, был учрежден по инициативе Русской Православной Церкви.
Что же такое «особая роль православия» в истории и культуре нашей страны? Это не диктат, не тоталитарная установка, не доминирование одной конфессии над другой. Это исторический факт принятия и щедрости!
Именно Православие помогло и способствовало образованию нашего многоконфессионального и мирного содружества. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Исторически мы находили возможность едиными устами и единым сердцем осмыслять те проблемы, с которыми сталкивались различные религиозные организации и вырабатывать общие решения». Нам сегодня ни при каких сложностях нельзя нарушать данный исторический закон.
Слава Богу, у нас на Дону уже много веков сосуществует, активно взаимодействует и являет единство понимания и свидетельства традиционных нравственных законов, религиозное и национальное разнообразие. И мы должны с огромным трепетом относится к этому сложившемуся статусу и следовать ему неукоснительно. Это не закон, это приоритет, это исторически сложившаяся формула успеха!
Пользуясь возможностью, я хотел бы от всего сердца поблагодарить всех вас, дорогие мои православные и инославные братья и сестры, за проявленные в минувшие годы благое намерение совместных трудов и в День России засвидетельствовать свою открытость к конструктивному диалогу, осуществляемому в рамках Конгресса народов Дона.
Сегодня перед лицом общих вызовов и проблем, перед перспективой будущего родного края мы должны, как и ранее во все века, проявить наше единое понимание целей, задач и нравственных ориентиров, которые не только лишат нашего врага возможности разделить нас изнутри, но и укрепят наш общий фронт во имя долгожданной Победы.
О святых Новомучениках Донской земли в программе Сугубо личное с митрополитом Меркурием 06.06.2024
Как человека возводят в чин святого? Что такое местночтимые святые? И сколько святых на Дону? Это и многое другое сугубо лично с Главой Донской митрополии.
3 июня 2024 года настоятель храма святой Марии Магдалины села Андреево-Мелентьево освятил цех волонтерской группы Свеча Победы от Тимуровцев в селе Мокро-Сарматка.
3 июня 2024 года настоятель храма святой Марии Магдалины села Андреево-Мелентьево освятил цех волонтерской группы Свеча Победы от Тимуровцев в селе Мокро-Сарматка.
Вместе к Победе!
По приглашению руководителя группы волонтеров Свеча Победы от Тимуровцев Натальи Николаевны Фигурской, 3 июня 2024 года настоятель храма Св. Марии Магдалины освятил цех, предоставленный в безвозмездное пользование помощником директора ЦентрАгро Алексеем Васильевичем Неткачевым.
Полтора года неравнодушные жители Андреево-Мелентьевского сельского поселения помогают нашим воинам в зоне СВО. Добровольцы всех возрастов делают окопные свечи, сухие души, чудо мази, домашнюю выпечку, сухарики. Кто-то помогает финансово, кто-то своим трудом, кто-то поддерживает морально.
Недавно мужья и родственники тружениц сварили каркас для крепления сети, (сеть подарили добрые люди) из которой за неделю изготовили большую, три на шесть метров, маскировочную сеть, так необходимую для наших защитников.
Плетением сети занимаются Наталья Фигурская, Лариса Афанасьева, Мария Орлова, прихожане храма Светлана Палиенко с дочерью Дианой, и даже 88-летняя Анна Васильевна Фигурская.
Добровольцы -это большой и сплоченный коллектив, в котором каждый по мере своих сил что-то делает или вкладывает материальные средства по мере возможности. Все это вместе приносит необходимый результат и помогает нашим воинам.
Не хватает рабочих рук для плетения маскировочных сетей. Также еще нужны или сами сети, или средства на их приобретение, потому, что для плетения сети- основы необходимо мастерство, которым обладают только опытные рыбаки.
Наталья Николаевна очень благодарна всем помощникам.
Уважаемые жители Андреево-Мелентьевского поселения, кто желает и может потрудиться приходите в будние дни когда удобно и в субботу и воскресение с 10-00 до 19-00, звоните по телефону 89185682957 Наталье Николаевне. Оказать материальную помощь можно через СБЕРБАНК, карта привязана к номеру тел. 89185682957 Наталья Николаевна Ф.
Пожалуйста, распространите эту информацию.
Помощник настоятеля храма Св. Марии Магдалины Л. Бандурина.
В 55-ю годовщину своей иерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
1 июня 2024 года, в день памяти благоверных великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.
Ровно 55 лет назад, 1 июня 1969 года, состоялась хиротония иеродиакона Кирилла (Гундяева), в то время учащегося Ленинградской духовной академии, ныне Патриарха Московского и всея Руси, во иеромонаха.
Иерейскую хиротонию совершил духовный наставник Его Святейшества митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).
3 апреля 1969 года будущий Патриарх был пострижен владыкой Никодимом в монашество. В том же году, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх был рукоположен в диаконский сан. Диаконскую хиротонию также совершил приснопамятный митрополит Никодим.
Господь Вседержитель да укрепит душевные и телесные силы нашего Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, отмечающего ныне 55-летие служения в иерейском сане, и да ниспошлет Его Святейшеству Свою щедрую помощь в дальнейшем Первосвятительском делании на пользу Русской Православной Церкви.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Свежие комментарии