Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Календарь

Архивы

Архив за день: 20.11.2021

В МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

21 ноября празднуем  Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. «Архангелы же и Ангелы , Престолы, Власти и Господства, Начала же и Силы, Херувимы и Серафимы, с Богородицею о мире молитеся.» (стих из канона вечерни)

В чем будем искать пользы от почитания бесплотных сил? Очевидно, в защите от другой части бесплотных существ, которые, в отличие от Михаила и воинства его, Бога отнюдь не любят и желают противного Ему. Это воистину так. Но не только это. Не бывает одного вреда от одного греха, но растекается грех и вред от него в разные стороны. Не бывает и одной лишь пользы от одного доброго дела, но кольцами по воде расходятся блага от одной доброй мысли, одного доброго занятия. Воспевая чистейших небесных служителей Божиих, мы можем крепче уразуметь, насколько велика, и чиста, и славна Матерь Божия. Ведь именуется Она у нас не ложно Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И можно от разумения славы Херувимов и Серафимов перейти мыслью к Деве Марии и паче Ее возлюбить, славе Ее удивляясь.

Первый раз слышим о Херувимах при рассказе об изгнании из Рая. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24) Сего Херувима с мечом огненным отвела от входа в Рай Дева Мария – рождением Иисуса Христа. Рай нам снова отверст в Иисусе, благодаря Матери Его. Воистину Она Честнейшая Херувим.

Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос

Снова слышим имя Херувимов при устроении скинии. Моисею повелевает Бог соорудить ковчег, поместить туда манну, жезл Ааронов расцветший и скрижали Завета, а над ним – «херувимы славы, осеняющие очистилище» (Евр. 9, 5) Херувимы над ковчегом, а манна, и скрижали, и жезл – внутри. Все эти предметы на Матерь Божию указуют. Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос, небесный Хлеб, сошедший с Небес, а Она – Та, что вместила Его. Жезл сухой, давший плод, есть образ Ее девства, однако же давшего рождение. Скрижали есть написанные заповеди, а Христос есть Живое Слово, которое уже не на досках каменных, в живой утробе Девы написалось. Поэтому то, что Богородицы касается, есть внутри ковчега, а Херувимы – снаружи, на осенении, словно на страже.

Воистину Она выше их, Она Честнейшая Херувим.

Сами же они таковы, что описание их без страха читать невозможно. В первой главе книги Иезекииля есть их описание. Видим там (ср. Иез. 1 гл.) подобие четырех животных, у каждого четыре лица и четыре крыла, и руки человеческие под крылами их. Лицо человеческое, львиное, и орлиное, и лицо тельца у каждого. И вид, как у горящих углей, и огонь между животными, и сияние, и молния. Как молния, они сами двигались туда и сюда. Были еще и колеса, идущие на четыре свои стороны, и ободья у колес полны были глаз. Когда шли животные, шли и колеса подле них. «Куда дух хотел идти, туда шли и они» (Иез. 1, 1). И «дух животных был в колесах». «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум вод многих, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы в воинском стане» (Иез. 1, 24).

Видно, что слово человеческое изнемогает описать видение, и не вмещается в обычное описательное слово то, что видели глаза пророка. Потому и сам он изнемог. «Увидев это, я пал на лицо свое» (Иез. 1, 2).

Страшны Херувимы, удивительны же и Серафимы. «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6, 2) Имя их означает «огненный» – от пламенной любви к Тому, Кого они славят, вопиюще «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!» И распростертие крыл их – знак Креста! И молитва уст их – славословие Троице! Однако же они – снаружи Господа, а у Девы-Матери Господь внутри! Правду говорит Церковь: Она – Славнейшая без сравнения Серафим!

Собирая в памяти все сие, вынесем из праздника Бесплотных Сил ту веру, что в роде нашем, в роде человеческом есть Одна, Которая выше всех. Доступная для просьб, как истинная Мать, и кроткая, как Агница.

Вынесем из праздника Бесплотных Сил ту веру, что в роде человеческом есть Одна, Которая выше всех

После же сего можно вспомнить многое иное. И то, как являлся Архангел Иисусу Навину близ Иерихона; как повелел Архангел Гедеону избавить Израиля от мадианитян (все это с вечера в паремиях читается). И то, как Елисей при окружении от врагов сказал испуганному слуге: «Тех, которые с нами, больше, чем тех, которые против нас» (Цар. 6, 16), имея в виду незримое ангельское ополчение окрест Божиих людей. И как Ангел Божий истребил несметное множество врагов у стен Иерусалима при Исайе. Все Писание раз за разом поминает Ангелов с благодарностью, но и со страхом.

Протоиерей Андрей Ткачев

ИЗ СОРОК ПЕРВОГО ГОДА

Протодиакон Владимир Василик
Эту историю рассказал мне петербургский протоиерей Димитрий Василенков, известный военный священник, неоднократно выезжавший в военные командировки и не раз бывавший под огнем, раненный в 2009 году на Кавказе, человек рассудительный и духовно трезвый.
Однажды отец Димитрий зашел в магазин «24 часа» на Волхонском шоссе, где в сентябре 1941 года шли тяжелые кровопролитные бои, и увидел мертвенно бледную продавщицу с перевязанной рукой. Спрашивает:

– Что случилось?

– Батюшка, я с собой покончить хотела.

– Как, почему?!

И услышал следующую историю.

В этот день у продавщицы (назовем ее Анна) все не клеилось. С утра нахамил муж с похмелья, у ребенка поднялась температура, да еще и хозяин магазина несправедливо оштрафовал за упущение, в котором Анна была неповинна. А денег в семье и так в обрез. И после горячего с ним разговора по телефону, в сердечной обиде на пьяницу-мужа, на мироеда-хозяина, на жизнь в целом решилась она покончить с собой. Взяла огромный острый хозяйственный нож и полоснула себя по левой руке. На мгновение острая боль отрезвила ее, но через секунду Анна с темной решимостью подумала: «Нет, идти – так до конца!» Взяла было нож в левую кровоточащую руку и замахнулась на еще целую правую.

Вдруг рука ее застыла. Анна увидела, что в магазин входят трое. В военной форме, но необычной – без погон, с нашивками, с винтовками за плечами. При всей своей боли и отчаянии Анна была поражена. На мгновение в голове мелькнуло: «Реконструкторы, наверное». Нет, непохоже. Форма на вид настоящая, не новодел. И главное – лица. Лица чистых и сильных людей – как тогда подумалось Анне, – людей не из нашего времени.

И совсем она была потрясена, когда услышала:

– Что творишь, дура? Покончить с собой вздумала? Разве ради этого в сорок первом мы здесь погибли? Мы умирали ЗА ВАС. Остановись!

И услышала она: «Покончить с собой вздумала? Разве ради этого в сорок первом мы здесь погибли? Мы умирали ЗА ВАС. Остановись!»

Эти суровые слова прозвучали для нее как благодатный приказ свыше. Злоба и отчаяние исчезли как дым. Анна быстро схватила платок, перевязала руку. Сами полились из глаз слезы благодарности Богу и этим неведомым солдатам, в сорок первом положившим душу свою за други своя и теперь спасшим ее от конечной погибели.

Анна спросила их:

– Как вас благодарить?

И в ответ услышала:

– Поминай нас в церкви. А имена наши – Петр, Иван, Дмитрий.

Протодиакон Владимир Василик

24 июня 2020 г.

протоиерей Димитрий Василенков

21 НОЯБРЯ ДЕНЬ АНГЕЛА У КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека.

Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему…» В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви».

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

С диаконом Владимиром Василиком
беседовал Антон Поспелов

8 апреля 2013 г.