Август 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Календарь

Архив за день: 18.08.2015

Выставленные в Манеже экспонаты — надругательство над чувствами христиан и оскорбление совести и ума каждого нормального человека.

310О творчестве В. Сидура и поступке Д. Цорионова (Энтео) и других неравнодушных христиан размышляет известный искусствовед, декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ.Надругательство над чувствами христиан и оскорбление совести и ума каждого нормального человека

Недавно в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», вниманию широкой общественности и гостей столицы была предложена выставка с привлекательно-загадочным названием «Скульптуры, которых мы не видим».

Эта выставка вдруг привлекла всеобщее внимание по причине инцидента, происшедшего на ней 14 августа, когда группа православных людей ознакомилась с ее экспонатами и возмутилась ими. На выставке показаны некие изделия, надписанные именами Господа Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и христианских святых.

Инцидент произошел потому, что выставленные экспонаты на самом деле представляют собой надругательство над чувствами христиан и вообще оскорбляют совесть и ум каждого нормального человека.

Основное, что показано в этих «изделиях» (произведениями искусства их назвать нельзя, о чем подробнее будет сказано ниже) — это группа поделок и рисунков, представляющих нижнюю часть обнаженного торса или полностью обнаженное распятие с карикатурным изображением Господа Иисуса Христа, или также его обнаженную фигуру с таким же агрессивно подчеркнутым и грубо оскорбительным, вызывающим акцентом, в чем нельзя не видеть очевидного намерения спровоцировать протест и возмущение у тех, кто любит и почитает Сына Божия. Есть и другие «скульптуры», также оскорбляющие образы святых Иоанна Предтечи, святой Параскевы и разных христианских святых.

Как может такая наглость не вызвать справедливого негодования каждого верующего человека?! Но при этом, так называемая «художественная выставка» активно защищается в СМИ, как выставка шедевров выдающегося, всемирно известного скульптора В. Сидура, чьи «бессмертные произведения» попраны «невежественной толпой православных фанатиков». Из таких тенденциозных комментариев уже напрашивается вывод, что Церковь состоит из «толпы православных фанатиков». Но всем известно, как высоко Церковь ценит всякое подлинное искусство и что христианство породило громадную культуру, что оно является колыбелью европейской и русской культур (порождением которой, кстати, в значительной степени является даже нон-корформист Сидур).

В Сидуре совмещались талант и патология

В. Сидур отошел в вечность в 1986 году. Он был действительно признанный мировым сообществом скульптор и хороший профессионал. (Необходимо уточнить, что не все, что представлено на выставке в Манеже, действительно создано Вадимом Абрамовичем, это коллективная выставка, на которой представлены работы других авторов, тоже достаточно мрачные).

Он умел работать, в его творчестве, конечно, есть эстетические моменты, (хотя его талант слишком превозносят). Но в его творчестве присутствуют и патологические моменты. Талант и патология в нем совмещались. Он был просто каким-то параноиком, но талантливым.

Его работы оставляют впечатление, что их как будто делали два разных человека. Некоторые выставленные «произведения» В. Сидура на самом деле никакого отношения к искусству не имеют, а скорее являются антиискусством. Это параноидально-шизофреническое «творчество» В. Сидура и других личностей, чьи работы выставлены на выставке в Манеже, имеющих яркие признаки психо-сексуальных расстройств, требуют не художественной экспертизы, а оценки экспертов в области психиатрии. Очень жаль, что устроители выставки сознательно выдают оскорбительные для верующих и вообще всех нормальных людей поделки за, якобы, подлинное искусство.

Договориться об эстетических категориях

Всем известно, что не всякое изделие, выполненное руками, есть произведение искусства. Когда речь идет об искусстве, надо сначала договориться об эстетических категориях, которым должно соответствовать всякое произведение искусства, к какому бы стилю и школе оно ни относилось. В начавшейся полемике об этом пока никто не говорит.

У В. Сидура есть вещи, которые можно рассматривать с эстетических позиций, но зачем показывать на выставке изделия патологического характера?! Давайте уважать друг друга!

В последнее время в современном обществе, не только в России, но и в мире, произошли события, требующие уточнения нравственно-эстетических критериев искусства. Этот и подобные случаи в прошлом и будущем настойчиво требуют определения границ дозволенного.

Давайте определим, какие главные цели и задачи, какие свои особые средства имеет искусство в отличие от не-искусства?

В советское время мы видели бесконечное насилие над чувствами верующих, постоянное надругательство над святынями